Китайское неолитическое искусство читать ~11 мин.
Искусство Китая эпохи неолита, заключительного этапа доисторического периода, зародилось примерно между 7500 и 2000 годами до н.э. Для неолитической культуры был характерен переход к оседлому образу жизни, основанному на земледелии и скотоводстве. Совершенствование орудий труда способствовало развитию ремёсел, таких как гончарное дело и ткачество. Хотя искусство в Китае, как и в других культурах того времени, оставалось преимущественно утилитарным, мастера также уделяли внимание орнаментам и украшениям. Появились ранние формы ювелирного искусства, включая резьбу по нефриту и, позднее, обработку драгоценных металлов. Среди других видов искусства, возникших в эпоху неолита, были резьба по дереву, слоновой кости, рельефная и отдельно стоящая каменная скульптура. Однако основным видом искусства эпохи неолита в Китае, как и во многих других регионах, была китайская керамика. Мастера создавали широкий ассортимент изящных, полированных и расписных сосудов древней керамики как утилитарного, так и церемониального назначения.
Археологи рассматривают искусство китайского каменного века как мозаику множества региональных культур, влияние и значение которых продолжают изучаться. Эти взаимосвязанные культуры развивались преимущественно в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. См. также: Традиционное китайское искусство: Характерные черты.
Характеристика и история неолитического искусства в Китае
Ранний неолит (ок. 7500–5000 гг. до н.э.)
Керамика была определяющим видом искусства неолитического общества в Китае. Самые ранние сосуды были почти исключительно утилитарной глиняной посудой, сделанной вручную (методом жгутовой лепки), преимущественно красного цвета и обожжённой на открытом огне или в простых печах. Декоративные узоры наносились с помощью штамповки, вдавливания и других простых техник. Расписные полосы на этой керамике могут считаться предшественниками культуры расписной керамики, расцвет которой пришёлся на 4000–2000 годы до н.э.
О том, как китайские неолитические сосуды вписываются в эволюцию керамики, см.: Хронология гончарного производства (26 000 лет до н.э. – 1900 г.). Изготовление шёлка — характерный для Китая вид текстильного ремесла — также зародилось в VI тысячелетии до н.э. Художники раннего китайского неолита также известны благодаря знаменитым находкам культуры Цзяху — резным знакам на черепашьих панцирях, изделиям из бирюзы и костяным флейтам, обнаруженным в поселении Цзяху (бассейн Жёлтой реки, провинция Хэнань) и датируемым 7000–5700 годами до н.э.
Средний неолит (ок. 5000–4000 гг. до н.э.)
Искусство среднего неолита в Китае представлено красной и красно-коричневой керамикой, в частности кувшинами с глубоким дном и остродонными сосудами типа амфор. На востоке страны керамика характеризовалась мелкими глиняными или песчаными сосудами, украшенными гребенчатым орнаментом, насечками и узкими налепными валиками.
В нижнем течении реки Янцзы производили пористую чёрную керамику с примесью угля в глине; среди изделий встречались котлы, кубки и чаши. Кроме того, развивалась скульптура и резьба, в том числе появились замечательные изображения птиц, вырезанные на кости и слоновой кости, а также самые ранние образцы китайских лаковых изделий. См. также: Искусство Месопотамии (4500–539 гг. до н.э.).
Поздний неолит (ок. 4000–2000 гг. до н.э.)
Китайская керамика позднего неолита включает в себя множество изящных, цветных и полированных церемониальных сосудов, характерных для культуры расписной керамики той эпохи. Это обожжённые чаши и тазы из тонкой красной глины, некоторые из которых были расписаны (обычно чёрной краской) спиралями, точками и плавными линиями.
На северо-востоке культура Хуншань известна небольшими чашами, изящной расписной керамикой, а также нефритовыми амулетами в форме птиц, черепах и драконов. Культуры среднего и нижнего течения долины реки Янцзы известны своими керамическими сосудами на кольцевой ножке-поддоне, чашами и кубками из тончайшей керамики, напоминающей яичную скорлупу, украшенными чёрными или оранжевыми узорами, а также чашами с двойным сужением корпуса. Для сравнения см. также: Древнеперсидское искусство (с 3500 г. до н.э.).
К 3000 году до н.э. китайские керамисты достигли исключительного мастерства и изящества. Орнаменты включали тыквовидные узоры, зубчатые линии, радиальные спирали и зооморфные (животноподобные) мотивы. Преобладающая культура Луншань (3000–2000 гг. до н.э.) характеризуется своей знаменитой чёрной керамикой — блестящей и тонкой, как яичная скорлупа. Мастера этой культуры также достигли высокого уровня в изготовлении составных сосудов, когда к основной форме добавлялись носики, ножки и ручки.
Кроме изысканной керамики, в позднем неолите в Китае развивались и другие ремёсла: резьба по нефриту, изготовление лаковых изделий и ювелирное дело, что подтверждается растущим числом драгоценных артефактов, обнаруженных в захоронениях знати. В третьем тысячелетии до н.э. также зарождается металлургия бронзы. Самые ранние известные бронзовые предметы в Китае были найдены на стоянках культуры Мацзяяо и датируются периодом между 3100 и 2700 годами до н.э.
Об истории и развитии культур каменного века в Восточной Азии см.: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 лет до н.э. – настоящее время). О самой ранней
живописи/скульптуре см.: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений.
Неолитические культуры в Китае (7500–2000 гг. до н.э.)
Культура Пэнтоушань (7500–6100 гг. до н.э.)
Расположена в районе центрального течения реки Янцзы в северо-западной части провинции Хунань. Среди артефактов, найденных в захоронениях Пэнтоушань, была керамика со шнуровым орнаментом. Для сравнения, японская керамика Дзёмон — самая ранняя форма японского искусства — часто формовалась в корзинах, которые сгорали при обжиге, оставляя на поверхности сосуда отпечатки плетения.
Культура Пэйлиган (7000–5000 гг. до н.э.)
Была распространена в долине реки Илуо в провинции Хэнань. Характерные артефакты культуры Пэйлиган включают разнообразные керамические изделия, в основном функционального назначения, такие как сосуды для хранения и приготовления пищи.
Культура Хоули (6500–5500 гг. до н.э.)
Расположена в провинции Шаньдун.
Культура Синлунва (6200–5400 гг. до н.э.)
Расположена вдоль границы между Внутренней Монголией и Ляонином. Культура Синлунва известна своей цилиндрической керамикой и одними из древнейших в мире изделий из нефрита.
Культура Цышань (6000–5500 гг. до н.э.)
Расположена вокруг Жёлтой реки в южной части провинции Хэбэй и отличается керамикой на трёх ножках (треножниками).
Культура Дадивань (5800–5400 гг. до н.э.)
Расположена в Ганьсу и западной Шэньси, имеет ряд общих черт с культурами Цышань и Пэйлиган.
Культура Синлэ (5500–4800 гг. до н.э.)
Расположена в низовьях реки Ляо на Ляодунском полуострове. В результате археологических раскопок было найдено множество артефактов Синлэ, включая керамику, нефритовые изделия, а также одни из древнейших в мире образцов резьбы по дереву.
Культура Чжаобаогоу (5400–4500 гг. до н.э.)
Расположенная в долине реки Луаньхэ во Внутренней Монголии и северной части Хэбэя, она известна своими керамическими сосудами с геометрическими и зооморфными узорами, а также каменными и терракотовыми статуэтками.
Культура Бэйсинь (5300–4100 гг. до н.э.)
Была сосредоточена в провинции Шаньдун.
Культура Хэмуду (5000–4500 гг. до н.э.)
Расположена вокруг Юйяо и Чжоушаня, провинция Чжэцзян. Она известна своей толстостенной пористой керамикой чёрного цвета, часто украшенной растительными и геометрическими узорами. Мастера Хэмуду также изготавливали резные изделия из нефрита, украшения из слоновой кости и небольшие глиняные скульптуры.
Культура Даси (5000–3000 гг. до н.э.)
Сконцентрированная вокруг района Трёх ущелий в среднем течении реки Янцзы, эта культура известна красной керамикой, а также такими формами сосудов, как цилиндрические бутыли (*доу*) и белые тарелки (*пань*), и нефритовыми украшениями.
Культура Мацзябан (5000–3000 гг. до н.э.)
Расположенная в районе озера Тайху и к северу от залива Ханчжоу, она распространилась на юге Цзянсу и севере Чжэцзяна. Она известна своими нефритовыми украшениями и изделиями из слоновой кости.
Культура Яншао (5000–3000 гг. до н.э.)
Одна из крупнейших и важнейших культур расписной керамики эпохи неолита в Китае, она процветала в Хэнани, Шэньси и Шаньси. Она была открыта шведским археологом Юханом Гуннаром Андерссоном и названа по типовой стоянке Яншао в провинции Хэнань. В её развитии выделяют несколько этапов, классифицируемых по стилям керамики:
Этап Баньпо (4800–4200 гг. до н.э.).
Этап Мяодигоу (4000–3000 гг. до н.э.).
Этап Мацзяяо (3300–2000 гг. до н.э.).
Этап Баньшань (2700–2300 гг. до н.э.).
Этап Мачан (2400–2000 гг. до н.э.).
Мастера культуры Яншао создавали превосходную белую, красную и чёрную расписную керамику, украшенную изображениями людей, животных и геометрическими узорами. Некоторые знаки, нанесённые на керамику Яншао, по предположениям учёных могут являться прототипом китайской письменности. Культура Яншао также известна своим ранним производством шёлка.
Культура Хуншань (4700–2900 гг. до н.э.)
Открытая японским археологом Тории Рюдзо в 1908 году и раскопанная в 1930-х годах Косаку Хамадой и Мидзуно Сэйити, эта культура развивалась во Внутренней Монголии, Ляонине и Хэбэе на северо-востоке Китая. Мастера Хуншань известны своей резьбой по нефриту (особенно «свиньями-драконами», «чжулун»), медными кольцами и глиняными фигурками, в том числе статуэтками беременных женщин.
На стоянке Нюхэлян археологи обнаружили подземный религиозный комплекс, содержащий множество расписных керамических сосудов и украшенный настенными росписями — см. также: Китайская живопись. В гробницах, раскопанных неподалёку, были найдены нефритовые предметы, а также скульптуры драконов и черепах. Для культуры Хуншань характерно особое отношение к нефриту. В резьбе использовалось несколько его видов — светло-зелёный, кремовый и даже черновато-зелёный. Среди популярных форм были фигурки существ со свёрнутым телом дракона и головой, напоминающей свинью или медведя. Примеры можно увидеть в Археологическом институте провинции Ляонин в Шэньяне.
Культура Давэнькоу (4100–2600 гг. до н.э.)
Расположенная в Шаньдуне, Аньхое, Хэнани и Цзянсу, она наиболее известна резьбой по бирюзе, нефриту и слоновой кости, а также керамическими кубками на высокой ножке. В ней выделяют три основных этапа по предметам, найденным в захоронениях:
Ранний этап: ок. 4100–3500 гг. до н.э.
Средний этап: ок. 3500–3000 гг. до н.э.
Поздний этап: ок. 3000–2600 гг. до н.э.
Культура Лянчжу (3400–2250 гг. до н.э.)
Это последняя неолитическая культура в дельте реки Янцзы, известная резьбой по нефриту. В её захоронениях находят искусно обработанные изделия из нефрита (тремолита, актинолита и серпентина), включая подвески с выгравированными узорами в виде птиц, черепах и рыб.
Мастера Лянчжу также были известны своими изделиями из шёлка, слоновой кости и глины, а также изящной керамикой. Примером искусства Лянчжу являются загадочные нефритовые цун — ритуальные сосуды, представляющие собой цилиндр, заключённый во внешний прямоугольный блок. Их ассоциируют с неолитическим шаманизмом, а их орнаментика предвосхитила мотив таотэ на бронзовых изделиях династий Шан и Чжоу. Примеры можно увидеть в Институте археологии провинции Чжэцзян в Ханчжоу. Сравните культуру Лянчжу с искусством Древнего Египта (с 3100 г. до н.э.).
Культура Мацзяяо (3100–2700 гг. до н.э.)
Расположена в верховьях Жёлтой реки в Ганьсу и Цинхае, известна своими новаторскими для того времени предметами из меди и бронзы, а также расписной керамикой.
Культура Цюйцзялин (3100–2700 гг. до н.э.)
Расположена в районе среднего течения реки Янцзы в Хубэе и Хунани и известна своими характерными керамическими шарами, расписными пряслицами и керамикой из «яичной скорлупы».
Культура Луншань (3000–2000 гг. до н.э.)
Расположенная в центральном и нижнем течении Жёлтой реки и названная в честь города Луншань (современный Чжанцю), где на холме Чэнцзыя была открыта первая стоянка этой культуры, мастера Луншань прославились своей керамикой, особенно высокополированной чёрной керамикой, тонкой, как яичная скорлупа.
Работая с очищенной глиной, быстрым гончарным кругом и печами с высокой температурой обжига, луншаньские керамисты создавали исключительные изделия, в том числе высокие, тонкие, церемониальные «кубки на ножке», толщина стенок которых могла составлять менее 0,5 миллиметра. Эти изящные предметы послужили вдохновением для высоких и тонких ритуальных кубков для вина, известных как гу, которые изготавливали в позднюю эпоху искусства династии Шан (ок. 1600–1000 гг. до н.э.). Культура Луншань также известна своим шелководством (производством шёлка).
Культура Баодун (2800–2000 гг. до н.э.)
Расположенная на равнине Чэнду, она известна своей керамикой, а также ранними постройками из гальки.
Культура Шицзяхэ (2500–2000 гг. до н.э.)
Расположена в районе среднего течения реки Янцзы в Хубэе и известна своими расписными пряслицами (традиция, унаследованная от предшествующей культуры Цюйцзялин), гончарными фигурками и характерной резьбой по нефриту.
Искусство бронзового века в Китае
Хотя истоки китайского искусства бронзового века прослеживаются до конца IV тысячелетия до н.э. (около 3100 года до н.э.) в верховьях Хуанхэ, расцвет металлургии бронзы тесно связан с культурой Эрлитоу (2100–1500 гг. до н.э.) при династии Ся (ок. 2100–1700 гг. до н.э.) и ранним периодом династии Шан (между 1700 и 1500 годами до н.э.) — см., например, знаменитые бронзы Саньсиндуй (1200 г. до н.э.). В то же время Национальная галерея искусств в Вашингтоне определяет бронзовый век в Китае как период примерно с 2000 по 770 год до н.э.
Примечание: Для сравнения см.: Корейское искусство (ок. 3000 лет до н.э. и далее).
Династия Ся
Описанная в древних исторических хрониках, династия Ся считается первой династией Китая. Подробнее см.: Культура династии Ся (2100–1700 гг. до н.э.).
Поздние китайские династии
Позднее искусство и культура Китая традиционно делятся следующим образом:
Искусство династии Чжоу (1050–221 гг. до н.э.)
Искусство династии Цинь (221–206 гг. до н.э.)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Искусство периода Шести династий (220–589 гг. н.э.)
Искусство династии Суй (589–618)
Искусство династии Тан (618–906)
Искусство династии Сун (960–1279)
Искусство династии Юань (1271–1368)
Искусство династии Мин (1368–1644)
Искусство династии Цин (1644–1911)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?