Неолитическое искусство в Китае читать ~10 мин.
Китайское искусство в эпоху неолита – заключительного этапа в истории Доисторического искусства – возникло в период с 7500 до 2000 лет до н.э. Для неолитической культуры был характерен более оседлый образ жизни, основанный на земледелии и разведении домашних животных, использование более сложных инструментов привело к росту ремёсел, таких как гончарное и ткацкое. Хотя большинство древних искусств в Китае, как и в других странах, оставалось в основном функциональным, художники также могли сосредоточиться на орнаментах и украшениях, а также на примитивных формах ювелирного искусства, включающих резьбу по нефриту и обработку драгоценных металлов. Другие виды искусства, появившиеся во время неолита, включали резьбу по дереву и рельефную скульптуру, а также резьбу по слоновой кости и отдельно стоящие каменные скульптуры. Но основным средством неолитического искусства в Китае (как и в других странах) была китайская керамика, стиль древней керамики, характеризующийся широким спектром тонких, полированных и цветных сосудов как для функциональных, так и для церемониальных целей.
Китайское искусство каменного века в период неолита археологи классифицировали как мозаику из 22 региональных культур, влияние и значение которых всё ещё определяются. Эти пересекающиеся культуры развивались в основном вдоль долин рек Жёлтая (Хуан Хэ) и Янцзы (см. ниже). См. также: Традиционное китайское искусство: Характерные черты.
Характеристика и история неолитического искусства в Китае
Ранний неолит (ок. 7500-5000)
Керамическое искусство было определяющим видом творческой деятельности неолитического общества в Китае. Самые ранние горшки были почти исключительно утилитарной глиняной посудой, сделанной вручную (методом мотания), преимущественно красного цвета и обожжённой в кострах. Декоративные узоры наносились с помощью штамповки, вдавливания и других простых техник. Расписные полосы на этой керамике могут представлять собой прототипы культуры расписной керамики, которая процветала в период 4 000-2 000 лет до н.э.
О том, как китайские неолитические горшки вписываются в эволюцию керамики, см: Хронология гончарного производства (26 000 лет до н.э. – 1900 г.). Изготовление шелка, характерный для Китая текстильный процесс, также началось в VI тысячелетии. Китайские художники раннего неолита также известны благодаря знаменитой резьбе по цзяху – резьбе по бирюзе и костяным флейтам, обнаруженным в бассейне Жёлтой реки в провинции Хэнань, Центральный Китай, около 7000-5700 гг. до н.э.
Средний неолит (ок. 5000-4000 гг. до н.э.)
Китайское искусство среднего неолита представлено кувшинами с глубоким дном, красной или красно-коричневой посудой, в частности остродонной амфорой. На востоке страны керамика характеризовалась мелкими глиняными или песчаными горшками, орнаментированными гребенчатым орнаментом, насечками и узкими аппликативными полосами.
В районе нижнего течения реки Янцзы производилась пористая, закалённая в древесном угле чёрная керамика, в которой встречались котлы, а также кубки и чаши. Кроме того, стали появляться резьба и другие виды скульптуры, в том числе ряд замечательных рисунков птиц, вырезанных на кости и слоновой кости, а также самые ранние образцы китайской лаковой посуды. См. также: Месопотамское искусство (4500-539 гг. до н.э.).
Поздний неолит (ок. 4000-2000 гг. до н.э.)
Китайская керамика позднего неолита включает ряд тонких, цветных и полированных церемониальных сосудов, являющихся примером культуры расписного гончарства той эпохи. Это обожжённые чаши и тазы из тонкой красной керамики, часть из которых была расписана, обычно чёрной краской, спиралями, точками и плавными линиями.
На северо-востоке культура Хуншань характеризовалась небольшими чашами, тонкой расписной керамикой, а также нефритовыми амулетами в форме птиц, черепах и драконов. Культуры среднего и нижнего течения долины реки Янцзы известны своими сосудами с кольцевыми ножками, керамическими завитушками, кубками и чашами из тонкой яичной скорлупы, украшенными чёрными или оранжевыми узорами; чашами с двойной талией. Для сравнения см. также: Древнеперсидское искусство (с 3500 г. до н.э.).
К 3000 лет до н.э. китайские керамисты достигли мастерства и изящества, которые были совершенно исключительными. Дизайн включал в себя панно в форме тыквы, зубчатые линии, радиальные спирали и зооморфные фигуры. Преобладающая культура Луншань (3000-2000 гг. до н.э.) характеризуется блестящей, тонкой, как яичная скорлупа, чёрной керамикой и мастерством изготовления компонентов, когда к основной форме добавлялись носики, ножки и ручки.
Кроме тонкой керамики, в позднем неолите в Китае развивались резьба по нефриту, лакировка и другие ювелирные ремесла, что подтверждается растущим числом драгоценных артефактов, обнаруженных в могилах богатых людей. В третьем тысячелетии также развивается металлургия бронзы. Самые ранние известные бронзовые предметы в Китае были найдены на территории культуры Маджайяо и датируются 3100-2700 гг. до н.э.
Об истории и развитии культур каменного века в Восточной Азии см: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 лет до н.э. – настоящее время). О самой ранней
живописи/скульптуре см: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений искусства.
Неолитические культуры в Китае (7500-2000 гг. до н.э.)
Культура Пэнтоушань (7500-6100 гг.)
Расположенная в районе центральной части реки Янцзы в северо-западной Хунани, среди артефактов, найденных в могилах Пэнтоушань, была керамика со шнуровыми метками. Сравните керамику Пэнтоушань с керамикой Дзёмон, самой ранней формой японского искусства, которая обычно поддерживалась в корзинах, разрушавшихся в процессе обжига, и плетение которых оставляло след на животе.
Культура Пэйлиган (7000-5000)
Сконцентрирована в долине бассейна реки И-Луо в Хэнани. Типичные артефакты Пейлиган включают разнообразные керамические изделия, в основном функционального назначения, такие как хранение и приготовление пищи.
Культура Хоули (6500-5500)
Расположена в Шаньдуне.
Культура Синьлунва (6200-5400)
Расположена вдоль границы между Внутренней Монголией и Ляонином. Культура Синлунва отличается цилиндрической керамикой, а также ограниченным количеством предметов из нефрита.
Культура Цишань (6000-5500)
Расположена вокруг Жёлтой реки в южной части Хэбэя, отмечена своей треногой керамикой.
Культура Дадивань (5800-5400)
Расположена в Ганьсу и западной Шэньси, имеет ряд общих черт с культурами Цишань и Пэйлиган.
Культура Синьлэ (5500-4800)
Расположена в низовьях реки Ляо на полуострове Ляодун. В результате археологических раскопок было найдено множество артефактов Синьле, включая керамику, нефритовые изделия и одни из самых древних в мире резных изделий по дереву.
Культура Чжаобаогоу (5400-4500)
Расположенная в долине реки Луань во Внутренней Монголии и северной части Хэбэя, она известна своими керамическими сосудами, украшенными геометрическими и зооморфными узорами, а также каменными и терракотовыми статуэтками.
Культура Бэйсинь (5300-4100)
Она была сосредоточена в Шаньдуне.
Культура Хемуду (5000-4500)
Расположена вокруг Юйяо и Чжоушань, Чжэцзян, а также на островах Чжоушань. Она известна своей пористой керамикой чёрного цвета, часто украшенной растительными и геометрическими узорами. Художники Хемуду также изготавливали резные изделия из нефрита, резные украшения из слоновой кости и небольшие глиняные скульптуры.
Культура Дакси (5000-3000)
Сконцентрированная вокруг района Трёх ущелий в среднем течении реки Янцзы, эта культура известна своими ду (цилиндрическими бутылками), белыми пан (тарелками), красной керамикой и нефритовыми украшениями.
Культура Мацзябань (5000-3000)
Расположенная в районе озера Тайху и к северу от залива Ханчжоу, она распространилась на юге Цзянсу и севере Чжэцзяна. Он известен своими нефритовыми украшениями и изделиями из слоновой кости.
Культура Яншао (5000-3000)
Одна из самых значительных культур так называемой расписной керамики эпохи неолита в Китае, она процветала в Хэнани, Шэньси и Шаньси. Открытая шведским археологом Йоханом Гуннаром Андерссоном и названная в честь своей типовой стоянки Яншао в Хэнани, она развивалась в несколько этапов, классифицированных по стилям керамики следующим образом:
❶ этап Баньпо (4800-4200 гг.).
❷ Стадия Мяодигоу (4000-3000).
❸ Стадия Мадзиаяо (3300-2000).
❹ Стадия Баншань (2700-2300).
❺ Стадия Мачан (2400-2000).
Китайские художники культуры Яншао отличались превосходной белой, красной и чёрной расписной керамикой, украшенной людьми, животными и геометрическими узорами. Некоторые вырезанные знаки на керамике Яншао были спекулятивно интерпретированы как ранняя форма китайской письменности. Культура Яншао также известна своим ранним производством шёлка.
Культура Хуншань (4700-2900)
Открытая японским археологом Тории Рюдзо в 1908 году и раскопанная в 1930-х годах Косаку Хамада и Мидзуно Сэйити, эта культура развивалась во Внутренней Монголии, Ляонине и Хэбэе на северо-востоке Китая. Художники Хуншань известны своей резьбой по нефриту (особенно свиньями-драконами), медными кольцами и глиняными фигурками, в том числе статуэтками беременных женщин.
В Ниухелианге археологи обнаружили подземный религиозный комплекс, содержащий множество расписных керамических сосудов и украшенный настенной живописью – см. также: Китайская живопись. В гробницах, раскопанных неподалёку, были найдены нефритовые предметы, а также скульптуры драконов и черепах. Хуншаньцы придавали нефриту особое значение. В резьбе использовалось несколько видов нефрита – светло-зелёный, кремовый и даже черновато-зелёный, а среди популярных форм были существа с головой свиньи (или медведя) и свёрнутым телом дракона. Примеры можно увидеть в археологическом институте провинции Ляонин в Шеньяне.
Культура Давэнькоу (4100-2600)
Расположенная в Шаньдуне, Аньхой, Хэнани и Цзянсу и наиболее известная своей резьбой по бирюзе, нефриту и слоновой кости, а также керамическими чашками с длинными ножками, она делится на три основных этапа, согласно предметам, обнаруженным в могилах:
❶ Ранний этап: ок.4100-3500 гг.
❷ Средняя фаза: ок. 3500-3000 гг.
❸ Поздняя фаза: ок. 3000-2600.
Культура Лянчжу (3400-2250)
Это последняя неолитическая нефритовая культура в дельте реки Янцзы, известная своими гробницами с тонко обработанными нефритовыми предметами из тремолита, актинолита и серпентина, включая подвески с выгравированными декоративными узорами птиц, черепах и рыб.
Художники Лянчжу также были известны своими изделиями из шёлка, слоновой кости и глины, а также изящной керамикой. Примером искусства Лянчжу являются загадочные нефритовые шишки – цилиндрические трубки, заключённые в прямоугольные блоки, – которые ассоциировались с неолитическим шаманизмом и предвосхитили таоти бронзы династий Шан и Чжоу. Примеры можно увидеть в Институте археологии провинции Чжэцзян, Ханчжоу. Сравните культуру Лянчжу с египетским искусством (с 3100 г. по настоящее время).
Культура Мацзяяо (3100-2700)
Расположена в верховьях Жёлтой реки в Ганьсу и Цинхае, известна своими новаторскими предметами из меди и бронзы, а также расписной керамикой.
Культура Цюйцзялин (3100-2700 гг.)
Расположена в районе среднего течения реки Янцзы в Хубэе и Хунани и известна своими фирменными керамическими шарами, расписными веретёнами и керамикой из яичной скорлупы.
Культура Луншань (3000-2000)
Расположенная в центральной и нижней части региона Жёлтой реки и названная в честь города Луншань, где находился первоначальный археологический памятник Чэнцзя, художники Луншань славились своей керамикой, особенно высокополированной тонкостенной керамикой из яичной скорлупы, окрашенной в чёрный цвет.
Работая с очищенной глиной, быстрым гончарным кругом и очень горячей печью, луншаньские керамисты создавали исключительные изделия, в том числе высокие, тонкие, церемониальные «кубки на ножке», толщина стенок которых обычно не превышала 0,5 миллиметра. Эти изящные предметы послужили вдохновением для тонких, широкомордых кубков для вина, известных как гу, изготовленных в позднюю эпоху искусства династии Шан (ок. 1600-1000 гг. до н.э.). Культура Луншань также известна своим шелководством (производством шёлка).
Культура Баодун (2800-2000)
Расположенная на равнине Чэнду, она известна своей керамикой, а также ранней галечной архитектурой.
Культура Шицзяхэ (2500-2000)
Расположена в районе среднего течения реки Янцзы в Хубэе и известна своими расписными веретёнами, унаследованными от предшествующей культуры Цюцзялин, гончарными фигурками и характерной резьбой по нефриту.
Искусство бронзового века в Китае
Хотя китайское искусство бронзового века зародилось в верховьях Жёлтой реки около конца IV тысячелетия до н.э. (ок. 3100 г.), металлургия бронзы более тесно связана с развитием культуры Эрлитоу (2100-1500 гг.) при династии Ся (ок. 2100-1700 гг. до н.э.) и ранней династии Шан между 1700 и 1500 гг. до н.э. – см. например, знаменитые бронзы Саньсиндуй (1200 г. до н.э.). В то же время Национальная галерея искусств США, Вашингтон, определяет бронзовый век в Китае как период около 2000-770 гг. до н.э.
Примечание: Для сравнения см: Корейское искусство (ок. 3000 лет до н.э. и далее)
Династия Ся
Описанная в древних исторических хрониках, династия Ся была первой династией Китая. Подробнее см: Культура династии Ся (2100-1700).
Поздние китайские династии
Позднее искусство и культура Китая традиционно делятся следующим образом:
Искусство династии Чжоу (1050-221 гг. до н.э.)
Искусство династии Цинь (221-206 гг. до н.э.)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Искусство периода Шести династий (220-589 гг. н.э.)
Искусство династии Суй (589- 618)
Искусство династии Тан (618-906)
Искусство династии Сун (960-1279)
Искусство династии Юань (1271- 1368)
Искусство династии Мин (1368-1644)
Искусство династии Цин (1644-1911)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?