Искусство неолита читать ~12 мин.
Что такое неолитическое искусство? (Определение)
В доисторическом искусстве термин «неолитическое искусство» описывает все виды декоративно-прикладного искусства, созданные обществами, которые отказались от полукочевого образа жизни, охоты и сбора пищи в пользу сельского хозяйства и животноводства. Неудивительно поэтому, что древняя керамика, а также терракотовая скульптура, были главными художественными формами неолита, хотя человеческое творчество того времени выражалось в большом количестве различных видов искусства, включая доисторические гравюры и ручные трафареты, а также разнообразное носимое искусство (скульптурные статуэтки, личные украшения). Кроме того, строительство религиозных храмов, святынь и гробниц для служения новой оседлой культуре привело к развитию мегалитического искусства и формам монументальной каменной архитектуры с использованием мегалитов (петроформ).
Историческая хронология
Период неолита, который ознаменовал начало цивилизации, стал свидетелем массового изменения образа жизни во всем мире. Со времени окончания Ледникового периода (около 10 000 лет до н.э.) старое палеолитическое существование охотников-собирателей начало исчезать, так как стада северных оленей и других животных уходили на север. Пещерное искусство исчезло, когда люди начали принимать более оседлый образ жизни, основанный на сельском хозяйстве, выращивании одомашненных животных и использовании полированных, а не сколотых каменных орудий. Тем не менее, нет единой даты, которая знаменует собой начало неолита, так как сельское хозяйство установилось в разных частях мира в разное время:
- В Америке это период с 2500 г. до н.э. примерно до 500 г. н.э.
- В Северной и Западной Европе неолит длился с 4000 по 1800 год до н.э.
- В Центральной Европе это длилось с 5 500 до 2 000 до н.э.
- В Восточной Азии он длился с 6000 по 2000 год до нашей эры.
- В Юго-Восточной Европе он длился с 7000 по 2500 г. до н.э.
- В Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии – примерно с 8000 по 2500 г. до н.э.
Вышеуказанные даты очень приблизительны, поскольку среди учёных сохраняются разногласия по поводу того, когда именно начался и закончился неолит в разных географических регионах. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, смотрите: Доисторическая Художественная Хронология (от 2.5 миллионов лет до н.э.).
Самые ранние 100 произведений искусства см.: Искусство древнейшего каменного века.
Характеристики и виды неолитического искусства
Как и во все эпохи искусства каменного века, то, что происходило в повседневной жизни, оказало большое влияние на искусство того периода. Человек палеолита сосредоточил все свои силы на охоте за едой и сохранении рода – как это показано на наскальных рисунках в Ласко и символах плодородия, известных как фигурки Венеры, соответственно. В отличие от своих предков, жители неолита обнаружили, что выращивание культур делает жизнь намного более безопасной. Действительно, когда неолитические фермерские поселения получили контроль над своими запасами продовольствия и стали менее уязвимыми для хищников, произошло несколько вещей. Во-первых, население значительно увеличилось: с 8 миллионов до 65 миллионов в течение 5000 лет. Во-вторых, сообщества стали более осведомлёнными и более защищёнными на своей «территории». Они часто сливались с другими, создавая более крупные поселения и (в конечном итоге) города. В-третьих, они стали более организованными и более иерархичными. Наконец, человек эпохи неолита начал развивать системы веры в сверхъестественные божества. Каждое из этих социальных событий оказало влияние на искусство периода.
Глиняная посуда
Керамика до сих пор считается диагностическим артефактом неолита, несмотря на то, что японская керамика Дзёмон и некоторые китайские керамические изделия предшествуют неолиту на несколько тысячелетий. Самые ранние в мире керамические горшки см.: Керамическая пещера Сяньендун (ок. 1800 г. до н.э.), немного более поздняя керамическая пещера Ючанян (16 300 г. до н.э.) и Керамика бассейна реки Амур (14 300 до н.э.) вдоль сибирской границы на Дальнем Востоке России. О ранней керамике в Европе см.: Керамика Vela Spila (15 500 до н.э.) с острова Корчула, Хорватия.
Керамическое искусство на Ближнем Востоке обычно разделяется на четыре периода: период Хассуны (7000–6 500 до н.э.), период Халафа (6500–50 000 гг. до н.э.), период Убайд (5500–4000 гг. до н.э.) и урукский период (4000- 3100 г. до н.э.) В период Хассуны горшки с низким горлышком делались из камня, неокрашенного и неглазурованного. Но к эре Халафа изделия начали украшать замысловатыми рисунками, а также вырезать узоры и полировать. С изобретением гончарного круга в Месопотамии в эпоху убайдов керамическое производство пережило революцию, что позволило все более специализированным мастерам и производителям пресс-форм удовлетворить растущий спрос на новые формы и новые типы сосудов. Смотрите также: Керамика, хронология (от 26 000 лет до н.э.).
В неолитической Индии керамика использовалась во время периода Мехгарха (5500–4800 лет до н.э.) и периода Мерхарха III (4800–3500 лет до н.э.), а также во время поздней цивилизации долины Инда (3300–1300 гг. до н.э.). В Европе керамика на глиняной основе возникла в эпоху палеолитического искусства – см., например, чешскую статуэтку, известную как Венера Дольни-Вестонице (около 26 000 лет до н.э.), – а затем развивалась олнообразно. В Африке самая ранняя керамика, датируемая не менее 9500 г. до н.э., была обнаружена швейцарскими археологами в Центральном Мали.
Хорошие примеры неолитической керамики включают в себя:
Энеолитическая керамика из Персии (5000–3500 гг. до н.э.)
Керамические горшки с орнаментом из людей, птиц, растений или животных.
См. также: Искусство Древней Персии(от 3500 до н.э.).
Тарелки Самарра и Халаф изИрака и Сирии (5000 лет до н.э.)
Керамическая посуда, украшенная фигурными или абстрактными узорами.
См. также: Искусство Месопотамии(4500-539 до н.э.)
Орнамент и переносные резные фигурки
Более оседлая жизнь создала огромный спрос на эстетическое оформление и украшения. В результате были разработаны ремесла, а также различные виды декоративно-прикладного искусства и дизайна. Фрески начали появляться в домах; как и маленькие статуи и узоры для керамики и текстиля. Cамое древнее искусство оставалось по существу функциональным по своей природе, но неолитическая культура уже хотела красоты. Чтобы удовлетворить это примитивное стремление к украшению, были изобретены новые творческие приёмы, примером которых является, например, китайская резьба по нефриту (с 4900 г. до н.э.) и китайская лаковая роспись (с 4500 г. до н.э.). Хорошим примером является подвеска «Свинья-дракон» (3800 г. до н.э., Провинциальный институт археологии Ляонин, Шеньян, Китай), древняя китайская резьба по нефриту, выполненная художниками культуры Хуншань. См. также: Искусство неолита в Китае (7500-2000 гг. до н.э.)
Неолитическая культура также была известна своими каменной и керамической скульптурой. Несколько лучших примеров:
Резные фигурки Цзяху, Долина Жёлтой реки, Китай (7000–5700 до н.э.)
Резные панцири черепах и 33 флейты цзяху, вырезанные из костей крыльев журавлей – одни из старейших музыкальных инструментов в мире.
Видовданка (5500-4700 до н.э.)
Статуэтка из терракоты от Vinca-Belo Brdo. Сейчас в Национальном музее Сербии.
Мыслитель Чернавода(5000 лет до н.э.)
Необычайная культовая фигуративная скульптура времён неолита, культура Хамангия. Сейчас в Национальном музее в Бухаресте, Румыния.
Рыбный бог из Лепенского Вира (5000 лет до н.э.)
Скульптура человека-бога из песчаника, найденная в Дунайском поселении Лепенски Вир, Сербия.
Царь-жрец Месопотамии (3300 г. до н.э.)
12-дюймовая статуэтка из известняка, урукской культуры древнего Ирака. Сейчасв Лувре, Париж. О других более поздних месопотамских культурах, пожалуйста,см.: Ассирийское искусство (1500-612до н.э.) и Искусство хеттов (1600–1180 гг.до н.э.).
Преклонённый бык с сосудом (3000 лет до н.э.)
Одно из самых ранних сокровищ серебряных изделий, созданное месопотамскими мастерамисеребряных дел протоэламского периода. Сейчас в Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк. См. также: Скульптура Месопотамии.
Баран в чаще (2650–2550до н.э.)
Один из величайших примеров Шумерскогоискусства из древнего Ирака.
Мегалитическая архитектура
По мере роста неолитических поселений росла и потребность в правилах и социальных нормах. Это привело к развитию религиозных систем верований и поклонению божествам или совпало с ним. Это, в свою очередь, привело к постепенному появлению монументальной религиозной архитектуры для святынь и гробниц, которая развивалась вместе с религиозными верованиями, которые она прославляла. Наиболее известными примерами таких работ являются египетские пирамиды (ок. 2650-1800 гг. до н.э.). Для получения более подробной информации см.: Древнеегипетская архитектура (от 3000 до н.э. до 200 г. до н.э.) и Ранне-египетская архитектура (3100-2181 гг. до н.э.).
Другие важные неолитические объекты:
Гобекли Тёпе (ок. 9500–7500 до н.э.)
Важнейшее постпалеолитическое сооружение каменного века. Начато в эпоху мезолита, завершено в неолите.
Невали Кори (ок. 9000–7000 до н.э.)
Аналог Гобекли Тепе.
Чатал-Хююк, Анатолия (ок. 7500–5700 до н.э.)
Большой протогород эпохи неолита и энеолита на юге Турции.
Мехргарх, Пакистан (7000–2500 до н.э.)
Один из важнейших археологических памятников периода неолита в Южной Азии. См. также: Индийская скульптура (3300–1850 г. до н.э.).
Храмовый комплекс Ггантия, Гозо (около 3600 г. до н.э.)
Считается центром культа плодородия.
Могила Гавриниса, Бретань (около 3500 г. до н.э.)
Украшен спиралями, лабиринтами, антропоморфными мотивами «щитов».
Мегалитическая гробница Ньюгрейндж (ок. 3300 г. до н.э.)
Обширный некрополь, известный своими выгравированными пиктограммами, в том числе спиральными и ромбовидными мотивами, а также концентрическими кругами, узорами хребта сельди, зигзагами и топорами.
Могила галереи гробниц Цушен, Германия (ок. 3300 г. до н.э.)
Декоративана точками, символизирующими скот, повозки и плуги.
Мегалитическая гробница в Ноуте (около 2500 г. до н.э.)
По оценкам, содержит четверть всего мегалитического искусства, произведённого в Европе.
Каменный круг Стоунхенджа (около 2600 г. до н.э.)
Самый известный в мире комплекс больших вертикальных камней (менгиров).
Наскальное искусство
В Африке, Океании и Австралии эпоху неолита характеризуют наскальные рисунки на открытом воздухе, в том числе петроглифы и меньшее количество наскальных рисунков, особенно ручных трафаретов и других пиктограмм и петрограмм. Вот краткий список самых известных образцов наскального искусства, созданных в период неолита:
Наскальные рисунки на полуострове Бурруп
Одна из крупнейших в мире коллекций петроглифов эпох палеолита, мезолита и неолита. Пилбара, Западная Австралия.
Наскальные рисунки из Убирра
Картины аборигенов создавались на протяжении каменного века до современной эпохи. Арнемленд, Северная территория.
Картины Брэдшоу
Различные стили изображений человеческих фигур (кисточка, пояс, элегантные фигурки, а затем и фигурки «прищепки») в районе Кимберли в Австралии, созданные на протяжении всего позднего каменного века.
Могильные камни из Колдстрим (6000 лет до н.э.)
Наскальные рисунки на кварците, найденном на берегу реки Лоттеринг в провинции Западный Кейп, Южная Африка.
Сиднейские наскальные рисунки (5000 лет до н.э.)
Фигурные наскальные изображения людей и животных, высеченные в песчанике, в Новом Южном Уэльсе, Австралия. См. также: Наскальные рисунки аборигенов.
Гравюры с жирафами Дабуса (4000 лет до н.э.)
Петроглифы слонов, антилоп, крокодилов и крупного рогатого скота, обнаруженные в Агадесе, Нигер. См. также: Племенноеискусство.
Пещера Эландс-Бэй (4000 лет до н.э.)
Известна своими коллажами из нескольких сотен ручных трафаретов в Западном Кейптауне, Южная Африка.
Ниола Доа (Прекрасные дамы) (3000 лет до н.э.)
Монументальные гравированные изображения женских фигур на плато Эннеди, Чад. См. также: Африканское искусство.
Основные центры неолитического искусства и ремесла
Археологические раскопки в Чатал-Хююк (Catalhoyuk) (ок. 7500–5700 до н.э.)
Этот объект всемирного наследия ЮНЕСКО, имевший население около 10 000 человек и полностью состоящий из кирпичных зданий, является наиболее обширным и наиболее сохранившимся неолитическим памятником на сегодняшний день. Раскопки показали, что все комнаты тщательно содержались в чистоте, а мёртвых хоронили в ямах под полами и очагами. Красочные фрески были нарисованы на внутренних и наружных стенах по всему поселению. Около ста глиняных статуэток женщин, таких как «Божество Чатал-Хююк» (ок. 7000 лет до н.э.), фигура Богини-матери, которая должна была родиться на троне, были вылеплены из мрамора, голубого и коричневого известняка, алебастра, кальцита, базальта и терракоты. Ещё 1900 статуэток были скульптурами животных. Хотя ни одного храма не было обнаружено, сильно украшенные палаты могли быть святынями или публичными местами отправления культа. На фресках были изображены сцены охоты, зубры и олени, а также изображения мужчин с вертикальными фаллосами. Картина с изображением деревни на живописном фоне с изображением горных вершин Хасан Даг считается первым в мире примером пейзажной живописи. Жители Чатал Хююк выращивали зерновые культуры и одомашнивали овец и крупный рогатый скот, хотя охота продолжала оставаться основным видом деятельности по сбору пищи.
Археологический памятник Мехгарх (ок. 7000-2500 гг. до н.э.)
Расположенный на равнине Каччи в Белуджистане, Пакистан, этот участок площадью 495 акров является одним из старейших известных центров неолитического земледелия и животноводства в Южной Азии, из которого до настоящего времени было выкопано около 32 000 артефактов. Также является местом производства значительного количества неолитической керамики. Учёные разбили заселение территории на несколько разных периодов следующим образом. Период Мехгарх 1 (Mehrgarh I) (7000-5500 до н.э.) был неолитическим и бескерамическим (лишённым керамики). Были обнаружены украшения из известняка, лазурита, песчаника, бирюзы и морских раковин, а также статуэтки женщин и животных. Открытие этих статуэток очень важно: это означает, что в Мехгархе изготавливали самые старые из известных керамических статуэток в Южной Азии, сделанные ещё до первой керамики. Только во времена Мехгарх II (5500-4800 гг. до н.э.) и периода Мехгарх III (4800-3500 гг. до н.э.) ремесленники начали производить керамику. Во время периода II там появился гончарный круг. Мастера Мехгарха также делали глазурованные фаянсовые бусы и терракотовые статуэтки, украшенные краской и орнаментами, а также пуговичные печати из кости, терракоты и кости, украшенные геометрическими узорами. Дальнейшие культурные и художественные события произошли в период IV (3500-3250 гг. до н.э.), период V (3250-3000 лет до н.э.) и период VI (c.3000-2600 г. до н.э.). К 2000 году до н.э. качество гончарного ремесла Мерхарха, похоже, ухудшилось из-за массового производства, а также из-за растущего интереса к бронзе и меди.
Статьи по теме
Раннее искусство гробниц см.: Ранняя Египетская архитектура Древнего царства.
Информацию о ранней китайской культуре см.: Культура династии Ся (около 2100–1600 гг. до н.э.).
О ремёслах железного века см.: Кельтская культура Гальштат (ок. 800–450 гг. до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Спасибо большое очень помогли )))
Комментирование недоступно Почему?