Китайский фарфор:
история белой китайской керамики читать ~7 мин.
В керамике фарфор — это любой вид белой полупрозрачной керамической посуды, независимо от состава и назначения. Его ключевое отличие от обычного фаянса заключается в более высокой температуре обжига. В китайском гончарстве фарфоровую массу обычно нагревают в печи до температуры от 1200 до 1400 °C. При таких условиях в материале образуется стекло и другие соединения, которые придают фарфору твёрдость, прочность и полупрозрачность.

Каковы ингредиенты китайского фарфора?
Китайский фарфор, один из ярчайших образцов традиционного китайского искусства, обычно изготавливается из глинистого минерала каолинита в сочетании с гончарным камнем, известным как петунце, а также полевым шпатом и кварцем. В качестве дополнительных ингредиентов могут использоваться шаровая глина, костяная зола, стекло, стеатит и алебастр. Глины для фарфора обычно обладают меньшей пластичностью по сравнению с другими гончарными глинами. В Китае состав и характеристики северного фарфора заметно отличаются от изделий, производимых на юге страны.
Глазуруется ли китайский фарфор?
Да, но в отличие от других видов керамики, фарфоровые изделия не требуют глазури для обеспечения водонепроницаемости. Поэтому глазурь наносится в основном в декоративных целях или для защиты от пятен. Для декоративного оформления фарфора были разработаны несколько типов глазури, включая богатую железом глазурь, используемую на селадоновой керамике Лунцюань.
Как украшают китайский фарфор?
Фарфор обычно декорируется подглазурно с использованием цветных пигментов, таких как кобальт и медь, или расписывается надглазурно цветными эмалями. Современная технология позволяет обжигать китайский фарфор в виде «бисквита» при температуре около 1000 °C, затем расписывать его глазурью и отправлять в печь для второго, высокотемпературного обжига при 1300 °C.
Когда впервые был изготовлен китайский фарфор?
Из-за различий в определении того, что именно считать фарфором, археологи и историки искусства расходятся во мнениях о времени его появления. Некоторые утверждают, что первый настоящий фарфор был изготовлен в провинции Чжэцзян в период позднего искусства династии Хань (100–200 гг. н.э.).
Например, фрагменты, найденные на месте печей времён Восточной Хань, показали температуру обжига от 1260 до 1300 °C, что соответствует технологии производства фарфора. Это означает, что китайские керамисты создали фарфор примерно за 1700 лет до своих европейских коллег. Другие специалисты считают, что он впервые появился в эпоху Шести династий (220–618 гг. н.э.) или во времена искусства династии Тан (618–906 гг.).
О влиянии китайской керамики на древнюю керамику Кореи см: Корейское искусство (ок. 3 тыс. до н.э. и далее). Об истории и развитии фарфора в Китае см: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 лет до н.э. – настоящее время). О том, как китайские гончарные изделия вписываются в развитие керамики, см: Хронология гончарного искусства (26 000 до н.э. – 1900).
Почему китайский фарфор так знаменит?
Его известность обусловлена двумя причинами. Во-первых, именно китайцы изобрели фарфор, поэтому во многих языках его называют china или fine china. Во-вторых, качество китайских изделий долгое время превосходило европейские аналоги. Арабский купец, посетивший Китай в 851 году, во времена династии Тан, писал, что видел сделанные из тонкой глины “вазы, прозрачные, как стекло”.
Несмотря на раннее развитие торговых путей, активный экспорт фарфора из Китая начался только при династии Тан (618–906 гг.). Первыми крупными покупателями стали страны Аравии и исламского мира. Гончары Тан объединили качества южнокитайского селадона и северного белого фарфора, используя высококачественные глины из района Цзиндэчжэнь. Так появился бело-зелёный фарфор, известный как «искусственный нефрит», который высоко ценился и активно экспортировался.
Самым ранним известным изделием из китайского фарфора, попавшим в Европу, считается ваза Фонтхилл (1300–1340), экспортированная в 1338 году в период искусства династии Юань (1271–1368). Эта голубовато-белая ваза в стиле «цинбай» была изготовлена в Цзиндэчжэне и предназначалась в подарок Людовику Великому Венгерскому.
В эпоху искусства династии Мин (1368–1644) фарфор регулярно экспортировался в Европу. К этому периоду относятся такие знаменитые стили, как сине-белая посуда Мин, известная как «краакский фарфор».
Примечательно, что, несмотря на огромный интерес к китайскому импорту, все попытки европейцев воспроизвести его долгое время оставались безуспешными. Среди заметных попыток — фаянс (оловянно-глазурованная керамика) и мягкий «медицейский фарфор», изготовленный семьёй Медичи во Флоренции в эпоху позднего Ренессанса.
Когда Европа овладела технологией производства фарфора?
Это произошло только в XVIII веке. Первые шаги к успеху были сделаны в начале XVI века, когда португальские торговцы привезли из Китая образцы каолиновой глины, правильно определив её как ключевой ингредиент. Однако, несмотря на многочисленные эксперименты, добиться результата не удавалось. Лишь в 1708 году немецкому учёному Эренфриду Вальтеру фон Чирнхаузу (1651–1708) удалось получить твёрдый, белый, полупрозрачный фарфор. Этот прорыв ранее ошибочно приписывали его ассистенту Иоганну Фридриху Бёттгеру (1682–1719).
Вскоре после этого секреты китайского производства были раскрыты и опубликованы по всей Европе французским иезуитом Франсуа Ксавье д’Антреколем (1664–1741). Он узнал о них, находясь в Китае во время правления императора Канси (1661–1722), одной из ключевых фигур в искусстве династии Цин (1644–1911).
Примерно в то же время, когда европейские керамисты впервые изготовили фарфор, в Европе распространилась мода на псевдокитайский стиль декорирования, известный как шинуазри (XVII – XVIII вв.).
Когда Америка начала импортировать китайский фарфор?
В XIX веке. С появлением фарфоровых заводов в Европе в XVIII веке спрос на китайские изделия там упал, и экспортёры переориентировались на развивающийся американский рынок. На фарфоре, поставляемом в Америку, стали появляться местные мотивы, такие как американский орёл и изображение Джорджа Вашингтона.
К концу XIX века китайский фарфор, особенно его сине-белая разновидность, высоко ценился и стал предметом активного коллекционирования среди американских ценителей искусства.
Каковы основные виды китайского фарфора?
К наиболее известным видам китайского фарфора относятся:
Саньцай
Это тип свинцово-глазурованного фарфора, в декоре которого используются три смешивающихся цвета. Он был разработан на севере Китая (провинция Хэнань) во времена династии Тан.
Чайные изделия Цзянь
Производились в печах Цзяньяна (провинция Фуцзянь) из местных, богатых железом глин. Наибольшей славы достигли в эпоху искусства династии Сун (960–1279). Они высоко ценились в Японии, где были известны как изделия «тэммоку».
Посуда Дин
Изготавливалась в Дин Сяне (провинция Хэбэй). В начале эпохи Сун это был лучший фарфор Северного Китая и первый сорт, официально принятый императорским двором. Масса изделий Дин белая, обычно покрытая прозрачной глазурью. Декор этой посуды отличался элегантностью формы, а не яркостью росписи.
Посуда Жу
Как и Дин, фарфор Жу — самый редкий из всех основных видов китайской керамики — производился в Северном Китае исключительно для императорского двора. Печи Жу находились недалеко от Кайфына, столицы Северной Сун, и работали всего около 40 лет, с 1086 по 1127 год. Когда двор Сун бежал на юг, в Ханчжоу, производство было возобновлено под названием «посуда Гуань».
Посуда Цзюнь
Третий основной стиль фарфора, производившийся для двора Северной Сун. Характеризуется более массивным корпусом и густой бирюзовой и пурпурной глазурью. Производство было сосредоточено в Ючжоу (провинция Хэнань).
Фарфор Цинбай
Фарфор Цинбай («прозрачный сине-белый») производился в Цзиндэчжэне с эпохи Северной Сун (960–1127) до начала XIV века. Глазурь цинбай прозрачна, но содержит примесь железа, что при нанесении на белую основу даёт характерный зеленовато-голубой оттенок.
Синий и белый фарфор
Как и ранние изделия Цинбай, этот фарфор покрыт прозрачной глазурью. Перед этим на него наносится синий узор с помощью мелко истолчённого кобальта. Хотя первые образцы появились ещё при династии Тан, массовое производство в Цзиндэчжэне началось с XIV века, достигнув своего пика в конце периода Канси.
Фарфор Blanc de Chine
Blanc de Chine («белый из Китая») — разновидность белого фарфора, производимого в Дэхуа (провинция Фуцзянь) со времён династии Мин (1368–1644). В начале XVIII века он активно экспортировался в Европу, где его копировали на знаменитых мейсенских мануфактурах.
Почему фарфор династии Мин так знаменит?
Фарфор династии Мин знаменит благодаря важным производственным инновациям. Историю его развития традиционно делят на следующие периоды: Юнлэ (1402–24), Сюаньдэ (1425–35), Чэнхуа (1464–87), Чжэндэ (1505–21), Цзяцзин (1521–1567) и Ваньли (1572–1620).
Другие виды искусства Азии см: Японское искусство и Индия: Живопись и скульптура.
САМЫЕ СТАРЫЕ ГОРШКИ
Керамика пещеры Сянрэндун (ок. 18 000 лет до н.э.) и
Керамика пещеры Юйчаньян, датируемая 16 300 лет до н.э.
Подробнее о керамических традициях в Азии см: Азиатское искусство (начиная с 38 000 лет до н.э. и далее).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?