Китайский фарфор:
история белой китайской керамики читать ~9 мин.
В керамическом искусстве термин «фарфор» (английское слово porcelain происходит от итальянского слова «porcellana», означающего вид полупрозрачной раковины) описывает любую керамическую посуду, которая является белой и полупрозрачной, независимо от того, какие ингредиенты она содержит или для чего она сделана. Однако она обжигается при более высокой температуре, чем обычный фаянс. В китайской керамике фарфоровое тело обычно нагревается в печи до температуры от 1 200 до 1 400 градусов Цельсия. При таких температурах образуется стекло и другие химические соединения, которые, в свою очередь, придают фарфору жёсткость, прочность и прозрачность.
Каковы ингредиенты китайского фарфора?
Китайский фарфор – один из лучших образцов традиционного китайского искусства – обычно изготавливается из глинистого минерала каолинита в сочетании с гончарным камнем, известным как петунс, полевым шпатом и кварцем. В качестве других ингредиентов могут использоваться шаровая глина, костяная зола, стекло, стеатит и алебастр. Глины, используемые для производства фарфора, обычно обладают меньшей пластичностью и коротким сроком хранения, чем другие гончарные глины. В Китае состав и характеристики северного фарфора заметно отличаются от фарфора, производимого на юге страны.
Глазуруется ли китайский фарфор?
Да, но в отличие от других керамических изделий нижнего обжига, фарфоровые изделия не требуют глазури, чтобы сделать их непроницаемыми. Поэтому глазурь наносится лишь в декоративных целях или для предотвращения появления пятен. Так случилось, что несколько различных типов глазури, включая богатую железом глазурь, используемую на селадоновой керамике Лонгкуан, были разработаны специально для декоративного воздействия на фарфор.
Как украшают китайский фарфор?
Фарфор обычно декорируется под глазурью цветными пигментами, такими как кобальт и медь, или расписывается поверх глазури цветными эмалями. Сегодня китайский фарфор можно обжигать в бисквите при температуре около 1 000 градусов Цельсия, расписывать глазурью, а затем возвращать в печь для второго обжига при температуре около 1 300 градусов Цельсия.
Когда впервые был изготовлен китайский фарфор?
Из-за путаницы в понимании того, что именно является фарфором, археологи и историки искусства расходятся во мнениях о том, когда был изготовлен первый китайский сорт. Некоторые утверждают, что первый настоящий фарфор был изготовлен в провинции Чжэцзян в период позднего искусства династии Хань (100-200 гг. н.э.).
Например, фрагменты, найденные на месте печей времён Восточной Хань, показали температуру обжига от 1260 до 1300 градусов Цельсия, что полностью соответствует производству фарфора. Это означает, что китайские керамисты изобрели фарфор примерно за 1700 лет до своих коллег в Европе! Между тем другие специалисты утверждают, что впервые он появился как одно из искусств Шести династий (220-618 гг. н.э.) или в эпоху искусства династии Тан (618-906 гг.).
О влиянии китайской керамики на древнюю керамику Кореи см: Корейское искусство (ок. 3 тыс. до н.э. и далее). Об истории и развитии фарфора в Китае см: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 лет до н.э. – настоящее время). О том, как китайские гончарные изделия вписываются в развитие керамики, см: Хронология гончарного искусства (26 000 до н.э. – 1900).
Почему китайский фарфор так знаменит?
Две причины: во-первых, китайцы изобрели фарфор – поэтому в англоязычных странах его часто называют «фарфором» или «тонким фарфором»; во-вторых, качество китайского фарфора всегда превосходило европейские изделия. Например, арабский купец, посетивший Китай в 851 году во времена династии Тан, заявил, что видел «прозрачные, как стекло, вазы», сделанные из тонкой глины.
Несмотря на раннее развитие торговых путей на запад, в Центральную Азию, только при династии Тан (618-906 гг.) Китай начал регулярно экспортировать свой фарфор. Первым крупным покупателем стала Аравия и исламский мир. Танским керамистам удалось объединить качества южнокитайского селадона и северного белого фарфора с высококачественной почвой в районе города Цзиндэчжэнь на северо-востоке провинции Цзянси, чтобы получить разновидность бело-зелёного фарфора, известного как искусственный нефрит. Он высоко ценился как в Китае, так и за его пределами, а позже в больших количествах экспортировался в Аравию и Европу.
На самом деле, самым ранним известным изделием из китайского фарфора, попавшим в Европу, была ваза Фонтхилл (1300-1340), которая была экспортирована в 1338 году в период искусства династии Юань (1271-1368). Изготовленная в Цзиндэчжэне в подарок Людовику Великому Венгерскому и названная в честь аббатства Фонтхилл Уильяма Бекфорда, ваза Фонтхилл представляет собой голубовато-белую вазу Цинбай, изготовленную, вероятно, около 1320-38 гг.
В эпоху искусства династии Мин (1368-1644) фарфоровые изделия регулярно экспортировались в Европу, включая некоторые из самых известных китайских стилей, такие как престижная сине-белая посуда Мин (известная как краакский фарфор).
Странно, но, несмотря на огромное внимание к китайскому импорту и высокую стоимость, все попытки повторить его не увенчались успехом, несмотря на некоторые достойные внимания попытки, такие как фаянс (оловянный глазурованный фаянс), а также мягкий пастообразный итальянский «фарфор», изготовленный семьёй Медичи во Флоренции в эпоху позднего Ренессанса.
Когда Европа окончательно преуспела в производстве фарфора?
Только в XVIII веке. Прогресс наметился в начале XVI века, когда португальские торговцы привезли из Китая образцы каолиновой глины, которая, как они правильно поняли, была необходимым ингредиентом для производства фарфора. Увы, несмотря на бесчисленные эксперименты с каолином, успех оставался неуловимым. Затем, в 1708 году, немецкому мейсенскому учёному Эренфриду Вальтеру фон Цхирнхаусу (1651-1708) удалось получить твёрдый, белый, полупрозрачный тип фарфора – прорыв, который ранее приписывали Иоганну Фридриху Боттгеру (1682-1719).
Вскоре после этого секретные китайские методы производства фарфора были обнародованы и опубликованы по всей Европе французским отцом-иезуитом Франсуа Ксавье д’Антреколем (1664-1741), который узнал о них в Китае, во время правления императора Канси (1661-1722), одной из ключевых фигур в искусстве династии Цин (1644-1911).
Кстати, одной из модных тенденций, распространившихся в Европе примерно в то же время, когда китайский фарфор был впервые изготовлен европейскими керамистами, был псевдокитайский стиль декорирования, известный как шинуазри (XVII/18 век).
Когда Америка начала импортировать китайский фарфор?
В XIX веке. Когда в XVIII веке в Европе появились фарфоровые заводы, спрос на китайский фарфор быстро упал, и китайские экспортёры были вынуждены воспользоваться развивающимся американским рынком. На китайском фарфоре, экспортируемом в Америку, появились различные американские темы и мотивы, в том числе американский орёл и Джордж Вашингтон.
К концу XIX века китайский фарфор, особенно сине-белая его разновидность, стал почти искусством, и в последние десятилетия века его изделия пользовались большим спросом у американских ценителей и коллекционеров предметов искусства.
Каковы основные виды китайского фарфора?
К наиболее известным видам китайского фарфора относятся следующие:
Саньцай
Саньцай – это тип свинцового глазурованного фарфора, в котором для украшения используются три смешивающихся цвета. Он был разработан на севере Китая (Хэнань) во времена династии Тан с использованием белых и буферных каолинов и огнеупорных глин.
Чайные изделия Цзянь
Они производились в печах в Цзяньяне, в провинции Фуцзянь, из местных богатых железом глин и обжигались при температуре около 1300 градусов Цельсия. Наибольшей славы этот фарфор достиг в эпоху искусства династии Сун (960-1279). Они высоко ценились в Японии, где были известны как изделия тэнмоку.
Посуда Дин
Керамика Дин производилась в Дин Сяне, провинция Хэбэй, к юго-западу от Пекина. В начале эпохи Сун это был самый лучший фарфор, производившийся в северном Китае, и он стал первым сортом, официально принятым императором. Паста Дин белого цвета, обычно покрытая прозрачной глазурью, хотя более редкий фарфор Дин покрывался чёрной или коричневой глазурью. В целом посуда Дин больше полагалась на элегантность своей формы, чем на смелость декора.
Посуда Ру
Как и посуда Дин, фарфор Ру – самый редкий из всех основных китайских керамических изделий – производился в Северном Китае исключительно для императорского двора. Печи Ру находились недалеко от Кайфэна, столицы Северной Сун. Она производилась всего около сорока лет, с 1086 по 1127 год, когда Суны бежали в Ханчжоу на юге страны.
Посуда Гуань стала производиться на юге, как замена посуде Ру. Как и селадоны Лунцюань, изделия Ру содержат крошечное количество оксида железа в глазури, которая при обжиге приобретает зеленоватый оттенок. Керамика Ру в основном не декорирована и великолепно сдержана.
Посуда Цзюнь
Посуда Цзюнь была третьим основным стилем фарфора, производимого для Северной Песни. Характеризуется более массивным корпусом, чем посуда Дин или Ру, и обычно покрывается густой бирюзовой и пурпурной глазурью. Производство фарфора Цзюнь было сосредоточено в Ючжоу, в провинции Хэнань.
Фарфор Цинбай
Фарфор Цинбай (Цинбай означает «прозрачный сине-белый») производился в Цзиндэчжэне и других местах на юге Китая с эпохи правления династии Северная Сун (960-1127) до тех пор, пока в начале XIV века его не вытеснили синие и белые подглазурные декоры. Глазурь цинбай прозрачна, но содержит железо. Поэтому при нанесении на белое фарфоровое тело получается зеленовато-голубой цвет, который и дал название глазури.
Синий и белый фарфор
Как и ранние изделия Цинбай, синий и белый фарфор глазируют прозрачной жидкостью. Перед этим на фарфор наносят синие украшения, используя мелко истолчённый кобальт, смешанный с водой. После нанесения декора изделия покрывают глазурью и обжигают. Впервые изделия из сине-белого фарфора были изготовлены во времена правления династии Тан, однако считается, что существует только три полных изделия из танского сине-белого фарфора, хотя в Янчжоу (провинция Цзянсу) были раскопаны фрагменты сине-белого фарфора VIII века – возможно, из печи, находившейся в провинции Хэнань. С начала XIV века сине-белый фарфор был основным продуктом, производимым в Цзиндэчжэне, и достиг своего пика в конце периода Канси.
Фарфор Blanc de Chine
Blanc de Chine – разновидность белого фарфора, производимого в Дэхуа в провинции Фуцзянь. Впервые он был изготовлен во времена династии Мин (1368-1644), и его производство продолжается до сих пор. Большое количество Blanc de Chine экспортировалось в Европу в начале XVIII века, где его копировали на знаменитых мейсенских заводах под Дрезденом под руководством фон Цирнхауса и Боттгера.
Почему фарфор династии Мин так знаменит?
Потому что династия Мин стала свидетелем некоторых из самых важных производственных инноваций. Традиционно их делят на следующие периоды: Юнлэ (1402-24), Сюаньдэ (1425-35), Чэнхуа (1464-87), Чжэндэ (1505-21), Цзяцзин (1521-1567) и период Ваньли (1572-1620).
Другие виды искусства Азии см: Японское искусство и Индия: Живопись и скульптура.
САМЫЕ СТАРЫЕ ГОРШКИ
Керамика пещеры Сянрэндун (ок. 18 000 лет до н.э.) и
Керамика пещеры Юйчаньян, датируемая 16 300 лет до н.э.
Подробнее о керамических традициях в Азии см: Азиатское искусство (начиная с 38 000 лет до н.э. и далее).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?