Китайская керамика читать ~14 мин.
Ещё со времён каменного века, Китай – мировой лидер в области керамического искусства и дизайна. Его гончарные мастерские вдохновляют нас своей лепкой, глазурью, техникой обжига, росписью и эмалью, а его фарфор остаётся лучшим из когда-либо созданных.
Китайская керамика каменного века (ок. 18 000-2000 гг. до н.э.)
Древняя керамика в Китае относится к палеолитической культуре. В 2012 году учёные объявили, что фрагменты керамики из пещеры Сянрэндун (провинция Цзянси) были датированы по углероду 18 000 лет до н.э., что делает их самыми древними горшками в мире. (См.: Древнейшее искусство каменного века) Следующим по древности керамическим произведением из Китая (датируемым 16 000 лет до н.э.) является тайник-кладовая керамики пещеры Юйчаньян из провинции Хунань. (Современные работы за пределами Китая, см. независимо созданную керамику Вела Спила из Хорватии, и керамику бассейна реки Амур с китайским влиянием на Дальнем Востоке России. В то же время в Японии глиняные горшки начали изготавливать с керамики Дзёмон, датируемой 14 500 г. до н.э.).
Большая часть этой ранней керамической посуды изготавливалась вручную путём намотки, а затем обжигалась в кострах. Украшение достигалось штамповкой, вдавливанием и другими простыми методами. Мотивы, как правило, были абстрактными или геометрическими по своей природе. Однако, судя по археологическим раскопкам на юге Китая, китайские гончары вскоре начали производить ряд тонких, полированных и цветных сосудов для более церемониальных целей. Они появились в ряде неолитических культур, которые развивались вдоль долин Жёлтой реки и реки Янцзы, таких как Дадивань (6000 лет до н.э.), Пань-по (5000 лет до н.э.), Мяо-ти-коу (4000-3000 лет до н.э.), Яншао (4000-2000 лет до н.э.), и особенно более развитые Луншань (3000-2000 лет до н.э.) и Давэнькоу (4500-3500 лет до н.э.). Подробнее см: Неолитическое искусство в Китае (7500-2000 гг. до н.э.).
К 3000 году до н.э. керамика каменного века демонстрировала мастерство и элегантность, исключительные для того времени. Тесно связанная с социальным статусом, о чем свидетельствует наличие тонкой керамики, резьбы по нефриту и других ценных предметов в курганах зажиточных людей, эта керамическая форма китайского искусства была ещё более усовершенствована ранним развитием бронзы и китайской техники лакировки. Хронологическую эволюцию керамики (фаянса и фарфора) в Китае см: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 до н.э. – настоящее время). См. также Искусство Азии (с 38 000 лет до н.э. и далее).
Китайская керамика бронзового века (ок. 1700-221 гг. до н.э.)
Научное, политическое и социальное развитие в бронзовом веке в период культуры династии Ся (2100-1600 гг.), а также династий Шан (ок. 1600-1050 гг. до н.э.) и Чжоу (1050-221 гг. до н.э.) привело к ряду изменений в производстве керамики. (См.: Искусство династии Шан и её преемницы Искусство династии Чжоу)
Керамисты экспериментировали с техникой высокообжиговой глазури, создавая горшки с коричневатым оттенком, который предвосхитил изделия Юэх, более поздний класс зелёных изделий, известных как селадон. Кроме того, по мере роста благосостояния и объединения семейных групп в новые города и княжества, возник новый рынок для замены сосудов и других предметов, отлитых из бронзы, на сделанные вместо них из более дешёвой глины, особенно для домашнего или погребального использования. Это расширение керамической промышленности привело к появлению более упорядоченного процесса массового производства, включающего более чёткое разделение труда и способствующего более широкому использованию лаковых изделий, форм, штампов и более сложных методов украшения.
Китайская керамика времён династии Цинь (221-206 гг. до н.э.)
Керамической вершиной искусства династии Цинь была Терракотовая армия, массивная коллекция из 8000 воинов, 130 колесниц и 150 лошадей, а также многочисленных чиновников, акробатов, силачей и музыкантов. На изготовление этого экстравагантного, но потрясающе реалистичного набора глиняных фигур, большинство из которых ещё предстоит раскопать, по некоторым данным, потребовалось 700 000 рабочих и 38 лет. Терракотовое войско было заказано императором Цинь Цинь Шихуан Лингом для его мавзолея в провинции Шэньси и представляет собой, несомненно, лучшую коллекцию терракотовой скульптуры в истории искусства. К сожалению, за годы, прошедшие между захоронением в 208 году до н.э. и обнаружением в 1974 году н.э., скульптуры потеряли почти всю декоративную окраску.
Примечание: Династия Цинь совпала с заключительным периодом классической античности в Средиземноморье. Информацию об искусстве керамики в Древней Греции см: Греческая керамика.
Китайская керамика в период правления династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Первая из четырёх важнейших династий Китая, эпоха Хань стала свидетелем многочисленных культурных событий, а также создания Шёлкового пути – основного сухопутного торгового маршрута с Ближним Востоком и Европой. На производство керамики в эпоху Хань сильно повлияли три фактора. Во-первых, продолжающийся рост спроса на все виды керамических сосудов, а также на украшения, статуэтки, архитектурные модели, дворовых животных и лошадей, что, в свою очередь, стимулировало появление в стране конвейерной промышленности, способной производить большие объёмы глиняной посуды массового производства. Во-вторых, открытие тонкой глины, содержащей каолинит, из которой была изготовлена ранняя форма настоящего фарфора, первоначально в провинции Чжэцзян. В-третьих, изобретение свинцовой глазури, при которой глиняные слитки окрашивались медью для получения зелёной глазури или железом для получения жёлтой или коричневой.
В центральном Китае производилась мягкая глиняная посуда, покрытая свинцовой глазурью, в то время как на юге Китая предпочтение отдавалось высокообжиговой каменной посуде. Другие разработки в эпоху искусства династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) включали новые формы лаковой посуды и полированной чёрной керамики, как глазурованной, так и неглазурованной.
Китайская керамика в период Шести династий (220-589)
За династией Хань последовало более 350 лет войн и политического разделения – эпоха, обычно называемая Шестью династиями, – в течение которой буддизм и даосизм росли в популярности за счёт конфуцианства. Несмотря на это, искусство периода Шести династий продолжало развиваться в области китайской живописи, каллиграфии, печатного дела (благодаря изобретению ксилографии) и скульптуры.
В области керамики период Шести династий известен, прежде всего, развитием производства «изделий Юэ» – класса высокообжигаемого керамогранита, отличающегося разнообразием цветных глазурей, варьирующихся от оттенков зелёного (известного как селадон) до оттенков жёлтого и синего. Гончары создавали изделия Юэх, используя оксид железа в качестве красителя глазури и обжигая глину в восстановительной атмосфере при температуре свыше 1200 градусов Цельсия. Регулирование цвета достигалось путём варьирования состава глазури и условий обжига.
Китайская керамика во времена династий Суй и Тан (589-906)
Недолгая эпоха искусства династии Суй (589-618) сменилась второй великой династией Китая – Тан. Искусство династии Тан (618-906) было отмечено рядом нововведений. Во-первых, популярностью пользовались многоцветные фигурки из фаянса (например, верблюды и лошади), которые использовались в качестве погребальных предметов в гробницах. Во-вторых, изобретение набора необычных трёхцветных (зелёный, жёлтый, янтарный, кремовый) или кобальтово-синих свинцовых глазурей Сан-Цей. В-третьих, новый ассортимент известково-глазурованной селадоновой керамики Юэх. И наконец, улучшенный сорт высокообжигаемого полупрозрачного фарфора, производимого в северных провинциях Хэбэй и Хэнань.
Последние три новшества оказали значительное влияние на последующие поколения китайских керамистов, а также – когда новости об этом в конце концов просочились – на керамические стили во всей Европе. Танский фарфор, изготовленный из комбинации каолина и петунца (полевого шпата) и характеризующийся полупрозрачным белым глиняным телом, обожжённым при температуре 1250-1450 градусов Цельсия, был самой тонкой и в то же время самой твёрдой керамикой из когда-либо созданных. Его чистый белый фон давал художникам-керамистам идеальную основу для окраски, а пластичность делала его идеальным для тонкой скульптуры и декоративных работ.
Только в начале 1700-х годов, примерно восемь веков спустя, на Западе стали производить фарфор, сопоставимый по качеству. Более подробную хронологическую информацию об эволюции восточноазиатской керамики см: Хронология развития керамики (26 000 до н.э.-1900).
Китайская керамика в период династии Сун (960-1279)
Рассматриваемая как золотой век китайского керамического искусства, великая эпоха искусства династии Сун стала свидетелем того, что страна состояла из двух половин: северной, которая наслаждалась относительно высокой степенью спокойствия, и южной, подверженной вторжениям и потрясениям. Несмотря на это, большинство историков искусства сходятся во мнении, что гончарное искусство достигло своего апогея в период Сун.
Более тонкая, чем её предшественники или преемники, керамика эпохи Сун характеризовалась плавными монохромными глазурями и глубиной цвета, который побуждает зрителя к прикосновению и созерцанию. По своему техническому мастерству, инновациям и эстетической чувствительности к глазури и форме гончары Сун стоят выше всех остальных в качестве своего керамического искусства. Руководство по эстетическим принципам, лежащим в основе традиционных искусств и ремёсел Китая, см: Традиционное китайское искусство: Характерные черты.
Вот краткий список наиболее примечательных образцов керамической посуды эпохи Сун.
Посуда Дин (ок. 1000-1400 гг.)
Самая известная и изысканная белая керамика династии Сун, изготовленная в печах Дин в провинции Хэпэй, к юго-западу от Пекина. Для посуды Дин характерны вдавленные и врезанные цветочные орнаменты на высокообожженной глине серого цвета, покрытые белым, как слоновая кость, шликером и прозрачной глазурью. Некоторые сосуды были украшены вырезанными вручную узорами, а также сложными штампованными мотивами.
Посуда Цинбай (ок. 960-1350 гг.)
Цинбай (что означает «сине-белый»), также называемый «инцин» (теневой синий), был типом раннего фарфора, изготовленного из тонкой белой пасты, покрытой тонкой, блестящей голубовато-белой глазурью. Произведённый в Цзиндэчжэне в провинции Цзянси, фарфор Цинбай привёл к более позднему введению сине-белой идиомы в Цзиндэчжэне.
Голубоватый оттенок был создан благодаря восстановительному эффекту топлива (соснового дерева), используемого для обжига глины. Несмотря на относительно высокую цену, посуда Цинбай пользовалась большим спросом у среднего класса по всему Китаю.
Черноглазурованная керамика (ок. 960-1250 гг.)
Составляя до 20% всей керамики династии Сун, черноглазурованная посуда (иногда коричнево-черноглазурованная) включала ряд функциональных изделий, популярных среди низших слоёв среднего класса.
Центрами производства были провинция Фуцзянь, где в печах изготавливали роскошную чёрную посуду с использованием глазури с высоким содержанием железа, из которой получали знаменитые сорта «заячий мех», «перо куропатки» и «масляные пятна», и мастерские в Цзянси, которые использовали трафареты, листья и другие сложные узоры в глазури для изготовления своих керамогранитных чайных чаш.
По мере распространения фуцзяньского чаепития в китайском обществе чёрная глазурованная керамика стала исключительно популярной среди всех классов населения.
Северная селадоновая керамика (ок. 960-1450 гг.)
Северная селадоновая керамика – очень популярный вид высокообжиговой керамики, производимой в печах и мастерских провинции Шаньси. Она представляла собой тонкую посуду серого цвета, украшенную вдавленными или вырезанными вручную узорами (цветы, волны, рыбы, драконы, облака) и покрытую полупрозрачной оливково-зелёной глазурью, которая создавалась из смеси железа и оксида титана.
Селадон Лонгкуан (ок. 960-1279 гг.)
Считающийся самым сложным фарфоровым селадоном династии Сун, зелёная посуда Лонгкуан была изготовлена в южной провинции Чжэцзян. Первоначально она покрывалась сине-зелёной глазурью на тонком, прочном фарфоровом корпусе, но позже гончары разработали серию глазурей известково-щелочного и нефритового цвета, которые почитались и имитировались последующими керамистами во времена династии Цин в 18 веке.
Керамика Чжун (ок. 1050-1450 гг.)
Характеризуется богатой, опалесцирующей глазурью различных цветов, таких как лавандово-синий, светло-зелёный и синий с фиолетовыми вкраплениями, эта тёмная керамика производилась в провинции Хонань.
Лучшие образцы посуды Чжун представляют собой светло-серые сосуды, украшенные светло-голубой глазурью. В более поздних разновидностях гончары добавляли брызги более тёмного цвета (например, малинового или фиолетового), добавляя в глазурь богатые медью материалы.
Керамика Цзы-чжоу (960-1600 гг.)
Керамическая посуда Цзы-чжоу представляет собой тип прочной функциональной керамики, производимой в провинциях Хонань, Шаньси и Шаньдун в Северном Китае во времена династий Сун и Мин (960-1644 гг.). Ее отличительной особенностью является кремово-белая подмазка, которая подчёркивает буровато-серый тон глиняного корпуса, обычно украшенного черно-белым цветочным орнаментом.
Белая глазурь побудила керамистов экспериментировать с широким разнообразием декоративных техник, включая: насечку, технику резцовой глазури, чёрную глазурь , сграффиато, узоры поверх белой глазури, зелёную свинцовую подглазурную роспись и раннюю форму эмалевой надглазурной росписи.
Китайская керамика в эпоху династии Юань (1280-1365)
В эпоху искусства династии Юань при монголах, возглавляемых Хубилай-ханом, внуком Чингисхана, был изготовлен первый сине-белый фарфор, который экспортировался в Европу и поразил всех своими уникальными качествами. Именно в эпоху Юань Цзиндэчжэнь, город в южной провинции Цзянси, стал самым важным центром производства фарфора в Китае и, соответственно, самым важным центром гончарного производства в мире.
Китайская керамика в период правления династии Мин (1368-1644)
Последняя из четырёх великих китайских династий, эпоха Мин совпала с европейским Возрождением и, как и в Европе, стала свидетелем подъёма архитектуры, искусства и, прежде всего, керамики. Фарфор – характерная черта искусства династии Мин – был усовершенствован во время правления династии Мин, а фарфор Сюаньдэ сегодня считается одним из лучших среди всех керамических изделий династии Мин. Более того, качество сине-белых изделий династии Мин считается величайшим китайским фарфором из когда-либо созданных.
Всё это в огромной степени способствовало росту мировой репутации китайских гончаров в период поздней династии Мин, когда Китай перешёл к рыночной экономике и начал широкую программу экспорта фарфора в Европу во время правления императора Ваньли (1572-1620).
Ещё один крупный прогресс произошёл в эмалированном декоре, который процветал при императоре Чэньхуа (1464-1487). Также была усовершенствована формула кобальтово-синей глазури, цвет которой имел тенденцию к кровотечению (растеканию) во время обжига. Добавление марганца в глазурь предотвращало это, хотя результат был менее блестящим.
В целом, мастерские экспериментировали с новыми методами лепки и формовки, новыми рисунками (наиболее популярными мотивами были дракон и феникс) и демонстрировали новую готовность к восприятию иностранных идей.
Blanc de Chine
Производимый в Дехуа, провинция Фуцзянь, Blanc de Chine (Китайский белый) – это тип белого китайского фарфора, который впервые появился во времена династии Мин. Ключевой характеристикой фарфора Дехуа является чрезвычайно низкое содержание оксида железа, что придаёт ему мгновенно узнаваемый тёплый молочно-белый цвет или цвет слоновой кости. В отличие от него, фарфор Цзиндэчжэнь имеет гораздо более высокое содержание железа и, соответственно, другой характер.
Хотя гончары производили из Blanc de Chine самые разнообразные формы – такие как чашки и миски, подставки для щёток, вазы и кувшины, чайники, лампы, подставки для чашек и так далее, – его величайшими образцами были фигурки, особенно религиозные, такие как Гуаньинь, богиня милосердия.
Белый фарфор Blanc de Chine из Дехуа особенно популярен в японском искусстве, где он называется хакугораиор или корейский белый.
Одна из самых обширных в мире коллекций керамики эпохи Мин (включая Blanc de Chine) за пределами Китая и Тайваня находится в Британском музее в Лондоне. Собранная за 250 лет, коллекция включает около 7000 китайских предметов – от каменного века до наших дней – из которых около 900 – керамика династии Мин.
О влиянии китайской живописи, скульптуры, резьбы по нефриту и керамики на культуру Кореи см: Корейское искусство (~3000 лет до н.э. и далее).
Китайская керамика времён династии Цин (1644-1911/12)
В эпоху искусства династии Цин гончары начали использовать яркие цвета для украшения тарелок и ваз с тщательно прорисованными сюжетами. Фарфоровые керамисты начали производить пятицветную посуду, нанося различные подглазурные пигменты на цветочные, пейзажные и фигурные сцены – стиль, который был (и остаётся) очень востребованным на Западе. В эпоху Юнг Ченга (1723-1735 гг.) фарфор был усовершенствован за счёт развития эмали фенкай с широким спектром цветов и оттенков.
Именно во времена династии Цин в Европе произошёл всплеск интереса к (псевдо)китайскому декоративному искусству. Известная как шинуазри, эта мода включала ряд мотивов, использовавшихся в китайской керамике.
Китайская керамика в современную эпоху (1912 – по настоящее время)
Беспорядки в Китае в течение первых двух третей 20-го века привели к снижению качества и объёма производства керамики по всей стране, особенно фарфора. Однако за последние 20 лет производство было возрождено властями в рамках программы по укреплению культурной репутации Китая во всем спектре изобразительного и пластического искусства. Наряду с современными методами изготовления мауфактуры, был восстановлен ряд центров по воспроизведению традиционной керамики великих династий.
Больше об азиатском искусстве
Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.)
Постклассическая индийская живопись (14-16 вв.)
Могольская живопись (14-16 вв.)
Могольская живопись (16-19 век)
Раджпутская живопись (16-19 век)
Индийская скульптура (3300 до н.э. – 1850)
БУДДИСТСКОЕ ПЛАСТИКОВОЕ ИСКУССТВО
Подробности и стили см.: Китайская буддийская скульптура (~100 г. – по настоящее время).
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. в разделе Типы искусства.
ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Важные даты см. в статье Хронология истории искусства. Подробнее о стилях и жанрах художественных движений см.: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?