Храм Кандарья Махадева, Кхаджурахо читать ~5 мин.
Храм Кандарья-Махадева (хинди कंदारिया महादेव मंदिर) в штате Мадхья-Прадеш, Индия, стоит в одном ряду с такими шедеврами, как кхмерский храм Ангкор-Ват в Камбодже и Тадж-Махал в Агре. Он считается одним из самых великолепных образцов религиозного искусства в Азии, сопоставимым с великими творениями готической архитектуры или архитектуры Ренессанса в Европе.
Кандарья-Махадева является частью комплекса памятников Кхаджурахо — объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенного примерно в 620 км к юго-востоку от Нью-Дели. Это самый большой и богато украшенный индуистский храм в Кхаджурахо, известный своей архитектурой в стиле «нагара» с характерной центральной башней и обилием скульптуры. Храм был построен около 1030 года правителем Видьядхарой из династии Чандела. Он посвящён индуистскому божеству Шиве, от которого и получил своё название: «Махадева» — одно из имён Шивы. В том же регионе Мадхья-Прадеш находится ещё один важный памятник индийского искусства — пещеры Бхимбетка со знаменитыми петроглифами, которые считаются одним из древнейших образцов искусства.
Для дополнительной информации об азиатском искусстве см.: Цивилизация долины Инда (3300–1300 до н.э.); Китайское искусство (с 1700 до н.э.); Корейское искусство (с 3000 до н.э.) и Японское искусство (с 14 500 до н.э.).
История
Большинство храмов в Кхаджурахо было возведено между 950 и 1050 годами династией Чандела, которая в IX – XII веках стала одной из самых могущественных в северной и центральной Индии. Согласно историческим записям, в XII веке на территории в 20 квадратных километров насчитывалось до 85 храмов. Сегодня из них сохранилось лишь около двадцати. Кандарья-Махадева — крупнейшее уцелевшее святилище Шивы, а храмы Чатурбхуджа и Рамачандра — самые большие из посвящённых Вишну.
Комплекс активно использовался до XIII века, пока не был захвачен войсками Делийского султаната под предводительством Кутб ад-Дина Айбака. При мусульманском правлении некоторые храмы были осквернены, а остальные пришли в запустение. В 1830-х годах британский инженер Т. С. Берт «заново открыл» храмы, привлекши к ним внимание мировой общественности.
Для дат и событий культур по всей Азии см.: Хронология китайского искусства (18 000 до н.э. — настоящее время).
Архитектура
Храм Кандарья-Махадева занимает площадь около 600 м² и возвышается на 35,5 м. Как и большинство храмов комплекса, за исключением Чатурбхуджи, он обращён на восток. Здание стоит на высокой платформе (адхиштхана), к которой ведёт крутая лестница. План храма включает ряд сообщающихся помещений: прямоугольный входной зал (ардхамандапа) ведёт в центральный колонный зал (мандапа), а тот — в затемнённое святилище (гарбхагриха), увенчанное главной башней. Внутри святилища находится мраморный лингам — символ Шивы.
Планировка храма глубоко символична и отражает индуистскую космологию. Последовательное прохождение через залы — от светлого входа к тёмному святилищу — олицетворяет духовный путь человека от мирской суеты к божественному просветлению. Кандарья-Махадева построен по принципу «панчаятана»: центральное святилище, посвящённое главному божеству, окружено четырьмя меньшими храмами по углам платформы. Такая композиция представляет собой модель космической горы Меру, центра вселенной.
Внешний облик храма формирует главная башня (шикхара), символизирующая гору Кайлас — обитель Шивы. Её окружают 84 башни меньшего размера (урушринга). Здание сложено из песчаника на гранитном фундаменте без использования раствора: каменные блоки соединены пазами и шипами и удерживаются под собственным весом. Колонны и архитравы выполнены из мегалитов весом до 20 тонн.
Скульптура
Храм Кандарья-Махадева украшен огромным количеством каменной скульптуры, изображающей как мифологические сюжеты, так и сцены повседневной жизни. Декор отличается высоким качеством и детализацией, что стало возможным благодаря использованию мелкозернистого песчаника. Скульпторы смогли передать тончайшие детали: пряди волос, ухоженные ногти и сложные ювелирные украшения.
Кроме знаменитых эротических мотивов, стены храма населены множеством других фигур. Среди них — небесные девы «апсары», запечатлённые в грациозных позах, музыканты «гандхарвы», а также мифические существа «вьялы» — гибриды льва с другими животными. Скульптуры изображают божеств индуистского пантеона, сцены придворной жизни и бытовые зарисовки, создавая целостную картину мироздания, где божественное и земное тесно переплетены.
Внешние стены храма содержат один из самых обширных в мире ансамблей эротической рельефной скульптуры. Эти изображения соответствуют тантрическому учению о жизненной энергии и её связи с плодородием и радостью. Тем не менее британские археологи XIX века были шокированы увиденным, и путеводители того времени не рекомендовали посещение Кхаджурахо из-за «непристойности» изображений. См. также: Индийская скульптура (3300 до н.э. — 1850).
На самом деле эротические сюжеты составляют менее 10% всего пластического искусства храма. Эти сцены не акцентированы, и чтобы их найти, зрителю необходимо внимательно осматривать стены. В оформлении интерьеров и экстерьера также присутствуют символические изображения четырёх целей человеческой жизни: камы (чувственное наслаждение), артхи (материальное процветание), дхармы (праведное поведение) и мокши (освобождение).
Другие храмы в Кхаджурахо: Лалгун-Махадева (ок. 900), Хануман (922), Брахма (925), Лакшмана-Вайкунтха (939), Вараха (950), Паршванатх (954), Вишванатх (999), Ганеша (1000), Матангешвара (1000), Читрагупта (1023), Ришабха (1027), Вамана (1062), Джавари (1090) и Чатурбхуджа (1110).
Дополнительные статьи об азиатском искусстве
Пещерное искусство Сулавеси (37 900 г. до н.э.) Пещера Леанг Тимпусэн, Индонезия
Керамика бассейна реки Амур (с 14 300 г. до н.э.) Дальний Восток России
Керамика Дзёмон (ок. 14 00 г. до н.э.) Япония
Традиционное китайское искусство — характеристики
Китайская резьба по нефриту (ок. 4500 г. до н.э.)
Исламское искусство (ок. 650 г.)
Китайский фарфор (ок. 100–1800 гг.)
Искусство Древней Персии (примерно с 3500 г. до н.э.)
Китайская каллиграфия (206 г. до н.э. – 1911 г. н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?