Китайская лаковая посуда читать ~8 мин.
В китайском искусстве слово «лак» относится к различным декоративным техникам, используемым для покрытия дерева, бамбука, металла или других поверхностей твёрдым, смолистым покрытием. Возникнув в эпоху неолитического искусства, лакирование изначально предназначалось для водонепроницаемой защиты дерева и бамбука, однако этот процесс быстро превратился в высоко ценимый способ украшения изящных предметов. Сейчас это высококвалифицированное декоративное искусство, оно часто включает нанесение многих слоёв лака на основной материал.
Смолу, используемую в китайском лаковом искусстве, получают из дерева (изначально произрастающего только на территории Китая), известного как Toxicodendron vernicifluum, обычно называемого лаковым деревом. Смола, которую получают из деревьев, возраст которых составляет не менее 10 лет, содержит активный ингредиент под названием урушиол, а также ряд фенолов, взвешенных в воде. Эти компоненты вступают в реакцию друг с другом и с окружающим кислородом, в результате чего лаковая смола затвердевает: это довольно медленный процесс, известный как «аква-полимеризация».
Лак липкий, и наносить его нужно медленно, кистью, с плавностью, не похожей на ту, что практикуется в китайской живописи и родственном ей искусстве каллиграфии. Результат, однако, может быть весьма впечатляющим, особенно если добавить соединения железа или другие цветные пигменты (например, красную киноварь в порошке).
Лак создаёт чрезвычайно прочное и красивое покрытие, почти полностью непроницаемое для воды и очень устойчивое к воздействию кислот и щелочей, а также истиранию. Например, многочисленные лакированные предметы были найдены в идеальном состоянии из затопленных водой гробниц железного века в Суйсяне и других местах. Как и другие виды традиционного китайского искусства, включая резьбу по нефриту, церемониальное бронзовое литье и китайскую керамику, лакировка в Китае восходит к доисторическому искусству времен.
Впоследствии торговля лакированными предметами развивалась между Китаем и Центральной и Восточной Азией, а китайское ноу-хау оказало большое влияние на корейское искусство, а также японское искусство и культуру Индии. Лакировались самые разные предметы: мебель и другие предметы быта, домашняя утварь, приборы для подачи пищи, шкатулки для косметики, музыкальные инструменты и даже гробы.
Термин «лакировка» – это термин, используемый в искусстве.
Термин «лак» происходит от санскритского слова лакша, обозначающего насекомое (также называемое лак) и его смолоподобные остатки, которые использовались в Индии для отделки древесины. (Лак также выделял алый краситель, который был третьим по стоимости пигментом после золота и ультрамарина во время Ренессанса в Италии.)
Вначале сырой лак смешивали с древесным углём или оксидами железа (обычно с охрой, природной подкрашенной глиной, содержащей оксид железа), чтобы получить чёрный, красный и жёлтый лаки. Позже, в период с культуры Ся (ок. 2100-1600 гг.) по искусство династии Чжоу (1050-221 гг. до н.э.), для расширения цветовой гаммы стали добавлять специальные пигменты. Позже, в эпоху Сун (960-1279 гг.) и Мин (1368-1644 гг.), были разработаны более совершенные декоративные техники с использованием золотых и серебряных порошков и чешуек.
Несмотря на преобладание китайского лака, наряду с ним развивались и другие азиатские формы с различными характеристиками. Например, лаковые деревья в Таиланде, Вьетнаме и Бирме содержат «лаккол» или «тициол», а не китайский ингредиент урушиол. В результате их покрытие получается более мягким и дольше держится, хотя (в отличие от урушиола) лак не вызывает аллергических реакций, и поэтому его можно наносить вручную.Происхождение и история
Лаковые изделия впервые появились в эпоху неолита в Китае: самый древний известный лаковый предмет – красная деревянная чаша – был найден на стоянке культуры Хемуду, датируемой 5000-4500 гг. до н.э. Однако только после искусства династии Шан (ок. 1600-1050 гг. до н.э.) были разработаны более сложные методы лакировки. Позднее, в течение четырёх веков искусства династии Хан (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), были созданы многочисленные центры производства лаковых изделий, и – по мере развития торговли – знания о китайском процессе распространились в Корее, Японии и других странах Юго-Восточной Азии.
О важных датах в развитии лакового дела в Китае см: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Лаковые изделия династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
К периоду Воюющих государств (475–221 гг. до н.э.) лаковое производство стало процветающей ремесленной индустрией, а поскольку весь процесс был в 10 раз дороже, чем аналогичное бронзовое литье, лаковые сосуды соперничали с бронзовыми в качестве наиболее престижного средства для изготовления церемониальных или родовых подношений. В это время производство лака базировалось в Чанше и в четырёх региональных центрах Сычуани, где процесс был разделён на несколько этапов и выполнялся мастерами-специалистами.
Например, сугун грунтовал основу для лака, которая могла состоять из дерева, бамбука, ткани или даже металла. После этого мастер сиугун наносил на основу несколько слоёв лака. Затем верхний слой наносился и (после высыхания) полировался шаньгуном, после чего хуагун – специалист китайские художники – завершал декорирование. Другие мастера могли привлекаться для инкрустации или гравировки рисунка, добавления позолоты или надписи.
Примерами высокодекоративной ханьской лаковой посуды – в основном из государства Чу и Сычуани – являются четыре вложенных друг в друга гроба (ок. 170 г. до н.э.), обнаруженные в гробнице аристократа среднего ранга в Мавандуй, на изготовление которых, как говорят, был затрачен эквивалент одного миллиона человеко-часов. В хорошо сохранившейся деревянной гробнице есть несколько внешних отделений, в которых хранятся лучшие ранние китайские шелка, расположенные вокруг лакированных гробов.
Династия Хань также известна тем, что здесь были изготовлены самые ранние образцы китайского фарфора, произведённые в провинции Чжэцзян, около 100-200 гг. н.э.).
Лаковые изделия династии Тан (618-906 гг.)
В период искусства династии Тан (618–907) для взыскательных ценителей были разработаны новые декоративные методы: Китайские лакировщики начали резать листы серебра или золота на фигуры животных, птиц и цветов. Их прикрепляли к поверхности лакированного предмета, который затем повторно лакировали, натирали и полировали (техника известна как pingtuo), чтобы выявить проступающие следы золотых или серебряных узоров.
Появились и другие техники, например, резьба по лаку. Именно в эпоху Тан китайские мастера передали японцам метод инкрустации золотой и серебряной фольгой, использовавшийся в период Нара (710–784).
Лаковые изделия династии Сун (960-1279)
Искусство золотых дел мастеров по инкрустации лаковых изделий золотом и серебром было продолжено Сун, к которому добавились новые техники, включая цианцзинь (гравировка с инкрустацией золотом), дяотянь (инкрустация разноцветным лаком) и дяоци (резной лак).
Искусство инкрустации лака перламутром также было усовершенствовано при Сунах. Искусство династии Сун также оказало важное влияние на период Камакура (1185–1333) в Японии, когда японские мастера начали вырезать буддийские образы на толстом слое лака, используя технику под названием Kamakura-bori. Ещё одно ремесло, которое, как сообщается, было развито в период Сун, – это «чжечжи», более известное на Западе как складывание бумаги оригами, по названию его родственной японской версии.
См. также: резьба по слоновой кости.
Лаковые изделия династии Юань (1271-1368)
В эпоху искусства династии Юань китайские лакировщики освоили техники насечки, гравировки и заполнения сусальным золотом или серебряным порошком и начали вырезать цветочные узоры, драконов, змей и другие изображения через толстый слой красного или (реже) чёрного лака.
Согласно художественному руководству «Основные критерии древностей» Цао Чжао, экспертами в этом стиле резьбы были Чжан Чэн и Ян Мао, оба ученики Ян Хуэя. До 1950-х годов считалось, что лаковая резьба с живописными изображениями впервые появилась при династии Мин (1368-1644), но в 1959 году находка в гробнице близ Шанхая лаковой шкатулки с фигурами на фоне пейзажа, датируемая 1351 годом, стала явным доказательством того, что эта техника прочно утвердилась в Китае уже к середине XIV века.
Лаковые изделия династии Мин (1368-1644)
В эпоху культуры Мин, а также в последующие искусство династии Цин, резьба по лаку продолжалась на многих различных фабриках и в различных производственных центрах. Особенно высокого уровня оно достигло при императоре Мин Юнлэ (1360-1424; правил с 1402 по 1402 гг.) и императоре Сюаньдэ (1399-1435; правил с 1425 по 1425 гг.), прославившись резными краснолаковыми блюдами, подносами, шкатулками и кубками. Декоративные мотивы включают пейзажи с фигурами, а также дракона, феникса и цветочные узоры, глубоко вырезанные на типичном жёлтом фоне.
Позже, при императоре Цзяцзине (1507-67; правил с 1521 г. по настоящее время), появились более реалистичные узоры, характеризующиеся более мелкой и резкой резьбой, иногда с использованием девяти слоёв различных цветов, на сложном цветочном или фигурном фоне.
Во время правления династии Цин (1644-1911) мода на китайские декоративные техники, такие как лаковые изделия, распространилась по всей Европе, в частности в области декоративно-прикладного искусства, дизайна интерьеров, текстиля и шелка. Известная как шинуазри, она стала особенно популярной в эпоху рококо.
Для получения дополнительной информации о традиционных искусствах и ремёслах Китая см. следующее:
Терракотовая армия воинов (ок. 208 г. до н.э.)
Искусство династии Цинь (ок. 221-206 гг. до н.э.). до н.э.).
китайская буддийская скульптура (ок. 100- гг. настоящее время)
искусство Шести династий (220-618 гг. н.э.)
искусство династии Суй (589-618 гг.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?