Китайская лаковая посуда читать ~7 мин.
В китайском искусстве слово «лак» обозначает различные декоративные техники, применяемые для нанесения твёрдого смолистого покрытия на дерево, бамбук, металл или другие поверхности. Лакирование, возникшее в эпоху искусства неолита, изначально служило для гидроизоляции деревянных и бамбуковых изделий. Однако со временем этот процесс превратился в высоко ценимый способ украшения изящных предметов. Это высококвалифицированное декоративное искусство, которое часто включает нанесение множества слоёв лака на основу.
Смолу для китайского лакового искусства получают из дерева, известного как Toxicodendron vernicifluum, или лаковое дерево. Это растение изначально произрастало только на территории Китая. Смола, собранная с деревьев возрастом не менее 10 лет, содержит активный компонент урушиол, а также воду и ферменты. Эти составляющие вступают в реакцию друг с другом и с кислородом, в результате чего лак затвердевает. Этот довольно медленный процесс известен как «аква-полимеризация».
Жидкий лак очень клейкий. Его наносят медленно, кистью, с плавностью, которая отличается от техник китайской живописи и родственного ей искусства каллиграфии. Результат, однако, может быть впечатляющим, особенно при добавлении соединений железа или других цветных пигментов, например, порошка красной киновари.
Лак создаёт чрезвычайно прочное и красивое покрытие, почти полностью непроницаемое для воды и очень устойчивое к воздействию кислот, щелочей и истиранию. Например, многочисленные лакированные предметы были обнаружены в идеальном состоянии в затопленных гробницах железного века в Суйсяне и других местах. Подобно другим видам традиционного китайского искусства, таким как резьба по нефриту, ритуальное литьё из бронзы и китайская керамика, лаковое дело в Китае восходит к эпохе доисторического искусства.
Со временем торговля лакированными изделиями распространилась из Китая в Центральную и Восточную Азию. Китайские технологии оказали большое влияние на корейское и японское искусство. Лаком покрывали самые разные предметы: мебель, домашнюю утварь, посуду, шкатулки для косметики, музыкальные инструменты и даже гробы.
Термин «лак» происходит от санскритского слова лакша. Оно обозначает насекомое-червеца и его смолистые выделения, которые использовались в Индии для отделки древесины. Этот материал, известный как шеллак, отличается от китайского лака. (Из выделений червеца также получали алый краситель, который в эпоху Ренессанса в Италии был третьим по ценности пигментом после золота и ультрамарина).
Изначально сырой лак смешивали с древесным углём или оксидами железа (чаще всего с охрой) для получения чёрного, красного и жёлтого цветов. Позже, в период от культуры Ся (около 2100–1600 гг. до н.э.) до династии Чжоу (1050–221 гг. до н.э.), для расширения палитры стали добавлять другие пигменты. В эпохи Сун (960–1279) и Мин (1368–1644) были разработаны более сложные декоративные техники с использованием золотых и серебряных порошков и чешуек.
Хотя китайский лак доминировал, параллельно развивались и другие азиатские разновидности с иными свойствами. Например, лаковые деревья в Таиланде, Вьетнаме и Бирме содержат «лаккол» или «тициол», а не китайский урушиол. В результате их покрытие получается более мягким и дольше затвердевает. Хотя эти вещества также могут вызывать аллергию, их воздействие обычно слабее, чем у урушиола.
Происхождение и история
Лаковые изделия впервые появились в эпоху китайского неолита. Самый древний известный предмет — красная деревянная чаша — был найден на стоянке культуры Хэмуду и датируется 5000–4500 гг. до н.э. Однако более сложные методы лакировки были разработаны в период искусства династии Шан (около 1600–1050 гг. до н.э.). Позднее, во времена династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.), возникли многочисленные центры лакового производства. По мере развития торговли знания о китайской технологии распространились в Корею, Японию и другие страны Юго-Восточной Азии.
О важных датах в развитии лакового дела в Китае см.: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. — настоящее время).
Лаковые изделия династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.)
К периоду Сражающихся царств (475–221 гг. до н.э.) лаковое производство превратилось в процветающую ремесленную отрасль. Процесс был примерно в десять раз дороже бронзового литья, поэтому лаковые сосуды соперничали с бронзовыми в качестве престижных ритуальных подношений. В это время производство было сосредоточено в Чанше и четырёх региональных центрах в Сычуани, где процесс разделялся на этапы и выполнялся узкоспециализированными мастерами.
Например, мастер сугун подготавливал основу из дерева, бамбука, ткани или металла. Затем мастер сюгун наносил несколько слоёв лака. После высыхания верхний слой полировал шаньгун, а художник хуагун, один из китайских живописцев, завершал декорирование. Другие мастера могли заниматься инкрустацией, гравировкой, позолотой или нанесением надписей.
Ярким примером богато украшенной ханьской лаковой посуды служат четыре вложенных друг в друга гроба (около 168 г. до н.э.), обнаруженные в гробнице высокопоставленной аристократки в Мавандуй. Считается, что на их изготовление ушло около миллиона человеко-часов. В хорошо сохранившейся деревянной гробнице находились также лучшие образцы ранних китайских шёлковых тканей.
Период династии Хань также известен появлением самых ранних образцов китайского фарфора, изготовленных в провинции Чжэцзян около 100–200 гг. н.э.
Лаковые изделия династии Тан (618–906)
В период искусства династии Тан (618–907) были разработаны новые декоративные техники. Китайские мастера начали вырезать из листов серебра или золота фигуры животных, птиц и цветов. Их закрепляли на поверхности предмета, который затем снова покрывали лаком, шлифовали и полировали. Эта техника, известная как pingtuo, позволяла проявить золотые или серебряные узоры.
Появились и другие техники, например, резьба по лаку. Именно в эпоху Тан китайские мастера передали японцам метод инкрустации золотой и серебряной фольгой, который активно использовался в период Нара (710–784).
Лаковые изделия династии Сун (960–1279)
Мастерство инкрустации лаковых изделий золотом и серебром продолжило развиваться при династии Сун. К нему добавились новые техники, включая цианцзинь (гравировка с заполнением золотом), дяньтянь (инкрустация разноцветным лаком) и дяоци (резной лак).
Также было усовершенствовано искусство инкрустации лака перламутром. Искусство династии Сун оказало значительное влияние на японское искусство периода Камакура (1185–1333). Японские мастера начали вырезать буддийские изображения на толстом слое лака, используя технику Камакура-бори. Ещё одно ремесло, развившееся в период Сун, — «чжэчжи», китайское искусство складывания бумаги, более известное на Западе под японским названием оригами.
См. также: резьба по слоновой кости.
Лаковые изделия династии Юань (1271–1368)
В эпоху искусства династии Юань китайские мастера освоили технику гравировки с заполнением сусальным золотом или серебряным порошком. Они начали вырезать цветочные узоры, драконов и другие изображения на толстом слое красного или, реже, чёрного лака.
Согласно руководству Цао Чжао «Основные критерии древностей», экспертами в этом стиле резьбы были Чжан Чэн и Ян Мао, ученики Ян Хуэя. До 1950-х годов считалось, что резьба по лаку с живописными сценами появилась при династии Мин. Однако находка в 1959 году лаковой шкатулки с изображением фигур на фоне пейзажа, датированной 1351 годом, доказала, что эта техника утвердилась в Китае уже к середине XIV века.
Лаковые изделия династии Мин (1368–1644)
В эпоху династии Мин и последующей династии Цин резьба по лаку продолжала развиваться в многочисленных мастерских. Она достигла особого расцвета при императоре Юнлэ (1360–1424; правил 1402–1424) и императоре Сюаньдэ (1399–1435; правил 1425–1435), которые прославились резными краснолаковыми блюдами, подносами, шкатулками и чашами. Декоративные мотивы включали пейзажи с фигурами, драконов, фениксов и цветочные узоры, глубоко вырезанные на типичном жёлтом фоне.
Позже, при императоре Цзяцзине (1507–1567; правил 1522–1567), появились более реалистичные узоры с более тонкой и острой резьбой. Иногда использовалось до девяти слоёв лака разных цветов для создания сложного цветочного или фигурного фона.
Во время правления династии Цин (1644–1911) мода на китайские декоративные техники, включая лаковые изделия, распространилась в Европе. Это явление, известное как шинуазри, затронуло декоративно-прикладное искусство, дизайн интерьеров и текстиль и стало особенно популярным в эпоху рококо.
Дополнительная информация о традиционных искусствах и ремёслах Китая:
Терракотовая армия (около 208 г. до н.э.)
Искусство династии Цинь (221–206 гг. до н.э.)
Китайская буддийская скульптура (около 100 г. н.э. — настоящее время)
Искусство Шести династий (220–618 гг. н.э.)
Искусство династии Суй (589–618)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?