Живопись Моголов:
искусство Моголов в Индии читать ~12 мин.
Живопись эпохи Великих Моголов
В 1504 году Бабур (1483–1530), потомок Тимура и основатель индийской династии Великих Моголов, был изгнан из Средней Азии. Вторгнувшись в Пенджаб, он захватил Делийский султанат. В 1526 году, после победы в битве при Панипате, была основана Империя Великих Моголов.
Бабур стал первым в череде императоров, ценителей искусств и философов, которые на триста лет установили в Индии правление, отмеченное исключительным блеском. Это были правители, приверженные персидской культуре. Первые произведения религиозного искусства, созданные при их дворе, были тесно связаны с гератской школой миниатюры. Собственно могольский стиль начал развиваться только во второй половине XVI века. В это время в дворцовые мастерские императора Акбара (1542–1605) и его сына Джахангира (1569–1627) стали приглашать индийских художников, а с Запада начали проникать новые художественные веяния. Живопись Великих Моголов, развившись на основе персидского искусства, сформировала новый, самобытный индийский стиль. При этом она никогда полностью не порывала со своими корнями, что проявляется в изысканности и лёгкости манеры письма, его изящных линиях и богатстве палитры.
Бабур умер в 1530 году. Его правление было слишком коротким и беспокойным для создания собственного художественного стиля. Однако его мемуары «Бабур-наме» вдохновили многих миниатюристов при его преемниках. Будучи тонким ценителем, Бабур оставил воспоминания, в которых прослеживается его персидское культурное наследие. Дух его произведений отражает строка, приписываемая персидской поэзии: “Тень дерева, сборник стихов, немного вина, твоя песня в пустыне — и вот пустыня становится раем”.
Во время правления Хумаюна, преемника Бабура, империя ещё не была прочна. Хумаюну пришлось оставить Дели, и он провёл пятнадцать лет в изгнании, прежде чем вернуть трон за год до своей смерти. Он долгое время находился при дворе шаха Тахмаспа I в Персии и привёз оттуда в Индию известного художника Мир Сеида Али. Вместе с другими персидскими мастерами тот заложил основы новой школы живописи, расцвет которой пришёлся на правление сына Хумаюна, Акбара.
Примечание. Примеры выдающейся архитектуры Азии см. в статьях: Кхмерский храм Ангкор-Ват (Камбоджа) и Храм Кандария-Махадева (Кхаджурахо, Индия).
Чтобы увидеть, как индийская живопись Великих Моголов вписывается в эволюцию искусства в Азии, см.: Хронология китайского искусства (с 18 000 лет до н.э. до наших дней).
Школа живописи Акбара
За пятьдесят лет своего правления (1556–1605) император Акбар расширил границы Империи Великих Моголов до плато Декан. Он был гениальным организатором и создал в Индии разветвлённую административную сеть. Он умело проводил политику примирения с местными князьями, враждебными могольскому режиму, а побеждённых правителей сделал своими союзниками. В отличие от своих предков, он проявлял веротерпимость и даже попытался основать синкретическую религию, в которой идеи индуизма и ислама гармонично сочетались. Эта религия получила название «Дин-и илахи» («Божественная вера»). Акбар был открыт и для западных идей, приглашая ко двору иезуитов.
Именно с этого времени европейское искусство начало оказывать влияние на живопись династии Великих Моголов. Акбар был не только воином, администратором и дипломатом, но и человеком высокой культуры. Его двор в Фатехпур-Сикри называли «восточным Версалем». Он основал художественную мастерскую (китабхане), куда съезжались художники со всей империи. Персидские мастера, такие как Мир Сеид Али, Абд ас-Самад и Фаррух-бек, обучали индийцев технике иранской миниатюрной живописи. Произведения, выходившие из этих мастерских, отличались исключительным качеством и создавались в таком большом количестве, что становится очевидно: индийские художники были искусными мастерами ещё до прибытия персов. В противном случае они не смогли бы так легко усвоить уроки иноземных наставников.
За работой лично следил император, поощряя художников и награждая их щедрыми дарами. Настенные росписи выполнялись не одним художником, а целой командой: рисунок, фигуры, пейзаж, животные, а также колористическое решение — могли быть выполнены разными специалистами. Это приводило к некоторой обезличенности произведений, что, однако, компенсировалось стилистическим единством и высоким уровнем мастерства. Индийские художники привнесли натурализм в чисто декоративное искусство персов, что особенно заметно в изображении животных и пейзажей. Персидская флора с её кустарниками и стройными кипарисами постепенно уступила место пышной растительности Индии, изображаемой на больших плоскостях, где листва плотно заполняла пространство, не оставляя пустот. Влияние итальянского искусства эпохи Возрождения, с образцами которого двор знакомили иезуиты и путешественники, проявилось в использовании светотени и элементов линейной перспективы. Это влияние имело большое значение для развития портретного искусства.
Парадоксально, но портретную живопись ввели в Индии правители-мусульмане. Акбар столкнулся с противодействием придворных, когда попытался внедрить этот вид искусства, противоречащий коранической традиции запрета на изображение живых существ. Император нашёл этому такое оправдание: “Есть много людей, которые презирают живопись, — я и сам не выношу таких. Мне кажется, что художник обладает особым способом познания Бога. Рисуя живое существо, он вынужден признать, что не может дать жизнь своему творению, и обращает свои мысли к Богу — единственному создателю всего живого. Так он учится лучше познавать Его”. На императора оказали влияние иезуиты. Портретная живопись стала одним из важнейших жанров могольской школы, являющейся частью исламского искусства. Художники изображали все стороны придворной жизни: пиры, любовные сцены и охоту. Развитие портрета было обусловлено аристократическим укладом государства: и правители, и их придворные стремились увековечить свой образ.
Работы школы Акбара представлены в иллюминированных рукописях и в виде отдельных миниатюр, которые группировались в альбомы (муракка). Среди наиболее значимых рукописей — «Хамза-наме», работа над которой началась при Хумаюне и завершилась к концу XVI века. Она повествует об эпических приключениях дяди пророка Мухаммеда, Хамзы, и содержит множество иллюстраций. Ранние миниатюры в ней выполнены в персидском стиле, а более поздние демонстрируют черты могольской школы. Другие важные манускрипты — «Бабур-наме», созданный по воспоминаниям основателя династии, «Тимур-наме», посвящённый жизни Тамерлана, и «Акбар-наме». В мастерских Акбара также переводили на персидский язык и иллюстрировали великие санскритские эпосы. «Разм-наме», перевод эпоса Махабхарата, содержит 169 иллюстраций и является одним из самых роскошных изданий того периода. Работа над ним велась между 1584 и 1589 годами. Среди авторов был выдающийся индийский художник Дасвантх, талант которого открыл император. Для сравнения с западными рукописями см.: История иллюминированных рукописей (600–1200).
После смерти Акбара его дворцы в Фатехпур-Сикри, Агре и Лахоре были украшены фресками, которые до нашего времени не сохранились. Фрески, украшавшие его мавзолей из белого мрамора, видел венецианский путешественник Никколао Мануччи. По его описаниям, среди изображений были Святой Крест, Мадонна с Младенцем Иисусом, а слева от неё — святой Игнатий, архангелы и херувимы.
Школа живописи Джахангира
Джахангир правил с 1605 по 1627 год. В целом он продолжал политику отца, но отказался от его религиозных реформ и вернулся к более строгим нормам ислама. Он был великим покровителем искусств. Новый правитель даже позволил своей жене Нур Джахан взять бразды правления в свои руки, чтобы посвятить себя двум главным увлечениям (помимо алкоголя и опиума) — живописи и естественным наукам. Благодаря ему развилось искусство изображения животных, а портретная живопись обрела невиданные ранее психологическую глубину и индивидуальность. Чтобы лучше передать личные качества моделей, художники изображали их в три четверти, а не строго в профиль, и придавали им естественные позы.
Император был коллекционером произведений искусства и владел большой коллекцией альбомов, рукописей и европейских картин. В своих мемуарах он писал: “Моя любовь к живописи и моя способность судить о ней достигли такой степени, что, если мне покажут работу, я могу сразу же назвать имена всех художников, участвовавших в её создании”. Эклектичные вкусы правителя способствовали полному слиянию иранских и индийских традиций, начавшемуся при Акбаре. Художники-мусульмане и индуисты работали в императорских мастерских на равных условиях. Среди индийских мастеров особую известность приобрели Говардхан, искусно сочетавший зарубежные и местные стили, и Манохар, знаменитый художник-анималист. При Джахангире европейское влияние достигло своего пика, но оно было недолгим. Увлечение индийцев картинами «франков» (европейцев) было сродни моде на тюркери и шинуазри в Европе XVII – XVIII веков. Это увлечение не отвечало глубинным художественным потребностям и часто воспринималось как экзотическая диковинка. Вклад Запада проявился в основном в области перспективы и портретной живописи, где образцом служили работы таких мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471–1528) и Жан Клуэ (ум. 1541).
Школа живописи Шах-Джахана
В правление его сына, Шах-Джахана (взошедшего на престол в 1627 году), великолепие могольского двора достигло высот, сравнимых с величием двора французского короля Людовика XIV. Подобно своему современнику, «королю-солнцу» с его Версалем, «повелитель мира» Шах-Джахан построил роскошный укреплённый дворец в Дели и Тадж-Махал в Агре — величайшую жемчужину индо-могольской архитектуры, мавзолей для своей любимой жены Мумтаз-Махал. Он не разделял страсти отца к живописи, но продолжал покровительствовать художникам, которые развивали традиции эпохи Джахангира. Анималистические изображения были очень красивы, а некоторые портреты — превосходны, но в целом стиль этого периода, оставаясь технически совершенным, выродился в повторение одних и тех же сюжетов, что привело к некоторой сухости и однообразию. Большим успехом пользовались изящные интимные сцены: жизнь гарема, свидания влюблённых, ночные увеселения. Эти сюжеты оставались популярными и в поздний период существования империи.
Школа живописи Аурангзеба
Блистательное правление Шах-Джахана завершилось братоубийственной войной за престол. Император умер в заточении у своего младшего сына Аурангзеба, который стал правителем, уничтожив всех своих братьев. Новый властитель Индии, правивший с 1659 по 1707 год, был искусным военачальником, присоединившим к империи последние султанаты Декана. Он также был успешным администратором и завершил централизацию империи. Но если его предшественники стремились к союзу ислама и индуизма, то Аурангзеб, проводя политику жёсткого исламского фундаментализма, оттолкнул от себя индуистское население. Конец его правления ознаменовался серией восстаний, которые предвещали распад империи.
Религиозное рвение и суровый нрав нового правителя привели к запрету придворной роскоши, под запрет попала даже музыка. Была введена цензура нравов. Подражая иконоборческому рвению ранних мусульманских завоевателей, Аурангзеб приказал уничтожить множество произведений искусства. Были закрашены настенные портреты, которые он считал недостойными, и фрески, в том числе и в мавзолее его прадеда Акбара. Тем не менее император не закрыл придворные мастерские и заказал несколько портретов себя и членов своей семьи. Однако он допускал ко двору лишь тех художников, которые были готовы прославлять его деяния или занимались исключительно декоративными работами. В результате многие мастера покинули столицу и нашли прибежище при дворах местных князей, сыграв важную роль в развитии раджпутских школ живописи.
Весь XVIII век был отмечен упадком империи, отделением многих подчинённых ей государств, афганскими вторжениями и восстаниями сикхов и маратхов. Несмотря на хаос, сражения и грабежи, сопровождавшие стремительное падение Великих Моголов, в Дели продолжала существовать школа живописи. Выдающимся представителем которой был художник индийского происхождения Мир Чанд. Художники этой школы в основном воспроизводили традиционные стили, иногда включая европейские фигуры в позднеиндийские сцены, что создавало очаровательный и беззаботный эффект.
Исламизированные султанаты Декана (XVI – XVII века)
Исламизированные султанаты Декана — Биджапур, Голконда и Ахмаднагар, возникшие на руинах Делийского султаната, — были поглощены Империей Великих Моголов ещё до её упадка. Они унаследовали архитектурные традиции от своих предшественников и принесли в Индию купольное строительство. С XV века они разработали тип сооружений, который можно назвать подлинно индо-исламским. Его формы были заимствованы из ислама, но обогащены и оживлены благодаря выдающемуся индийскому таланту в области декора. Однако до появления могольской школы самобытный стиль живописи в северном Декане не был широко известен. Во второй половине XVI века появилось несколько оригинальных рукописей, в которых сочетались персидское и могольское влияния, а также ощущалось воздействие виджаянагарской школы, особенно в трактовке женских фигур, а также в свежести и непосредственности движений.
К тому же периоду относятся прекрасные рагмала (визуализации музыкальных ладов) из Ахмаднагара и Биджапура, схожие с работами из Западной Индии, но отличающиеся характерным персидским богатством декора. В начале XVII века увлечение могольскими миниатюрами способствовало возникновению особого стиля, прежде всего в Биджапуре и Голконде. Для него характерны изящные и романтичные портреты султанов в окружении придворных и куртизанок. Их фигуры окутаны ореолом развевающегося белого муслина, а статус подчёркнут золотыми шарфами. На дальнем плане с использованием перспективы изображены великолепные дворцы (местные правители были великими строителями), а пышная зелень джунглей передаёт атмосферу жаркой индийской земли. Большинство портретов выполнено в три четверти: их благородство, человечность и лиризм придают деканской школе большую оригинальность.
Статьи об искусстве и ремёслах в Азии
Подробнее об азиатском искусстве (от 38 000 лет до н.э.) можно найти в следующих статьях:
- Китайская живопись: характеристики и эстетика.
- Китайские художники (ок. 220 г. н.э. — настоящее время): хронологический список.
- Японское искусство (14 500 г. до н.э. – 1900 г.): обзор избранных видов искусства и ремёсел.
- Резьба по нефриту в Китае (ок. 4900 г. до н.э.): характеристики, типы и история.
- Искусство династии Мин (1368–1644): история, характеристика, расписные вазы.
- Оригами: искусство складывания бумаги: история, виды, мастера.
- Искусство Индии: краткий обзор живописи, скульптуры и архитектуры.
- Более подробные статьи: Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.), Постклассическая индийская живопись (XIV – XVI вв.), Живопись раджпутов (XVI – XIX вв.) и Индийская скульптура (3300 г. до н.э. – 1850 г.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?