Искусство династии Цин читать ~8 мин.
В начале XVII века чжурчжэньские племена Маньчжурии, расположенной к северу от Китая, были объединены под властью военачальника Нурхаци, основавшего в 1616 году династию Поздняя Цзинь. Его сын Хуантайцзи в 1636 году переименовал государство в Великая Цин, что означает «Чистая». Воспользовавшись ослаблением династии Мин (1368–1644) из-за крестьянского восстания, маньчжуры в 1644 году при поддержке китайских военачальников прорвались через Великую стену, захватили Пекин и установили свою власть над всем Китаем.
Основанная чжурчжэньским кланом Айсин Гиоро, династия Цин правила Китаем до 1911 года, завершив династическую эпоху в истории страны. Императоры сохраняли маньчжурские традиции и язык, но для укрепления власти быстро переняли китайское искусство и культуру, позиционируя себя как правителей конфуцианского образца. За полтора столетия Цинская империя расширила своё влияние на Центральную Азию, Тибет и Сибирь, а её расцвет пришёлся на правление императора Цяньлуна в XVIII веке. Этот период принёс Китаю политическую стабильность и способствовал экономическому процветанию.
В число правителей Цин входили: император Шуньчжи (1643–1661), император Канси (1661–1722), император Юнчжэн (1722–1735), император Цяньлун (1735–1796), император Цзяцин (1796–1820), император Даогуан (1820–1850), император Сяньфэн (1850–1861), император Тунчжи (1861–1875), император Гуансюй (1875–1908), император Сюаньтун (1908–1911). Из них императоры Канси и Цяньлун были величайшими покровителями традиционного китайского искусства, в частности живописи и каллиграфии, а также ряда декоративных искусств и ремёсел.
Династия Цин начала приходить в упадок в XIX веке, когда коррупция, восстания и поражения от европейских держав истощили её силы. Попытки провести реформы не принесли долгосрочных результатов, а поражение в Первой китайско-японской войне (1894–1895) показало, что модернизация Японии после реставрации Мэйдзи 1867 года была гораздо более эффективной.
Искусство и культура
Захват власти маньчжурами не нарушил культурную жизнь Китая так, как это сделало монгольское завоевание, и их культура была более близка к китайской, чем искусство династии Юань (1271–1368). Маньчжуры начали перенимать китайские традиции ещё до своего вторжения, а их правители, особенно Канси и Цяньлун, были хорошо образованными лидерами, которые стремились заручиться поддержкой китайских учёных.
Император Цяньлун, наряду с императором Хуэйцзуном эпохи династии Сун (960–1279), был одним из самых культурно активных правителей Китая. Он не только собрал огромную коллекцию из примерно 4 000 произведений живописи и каллиграфии, каталогизированных в изданиях Шицюй баоцзи, но и инициировал создание всеобъемлющего свода китайской культуры «Сыку цюаньшу». До середины XIX века, по мере роста грамотности, все традиционные виды искусства процветали наряду с конфуцианским акцентом на земледелие. Впоследствии ослабление Цин привело к общему застою во всех видах изобразительного искусства.
Стили и виды живописи
Во времена династии Цин работали три основные группы художников:
традиционалисты, которые стремились возродить живопись через современную интерпретацию старых образцов;
индивидуалисты и учёные-художники (такие как Бада Шаньрэн), которые придерживались сугубо личного стиля искусства, часто содержащего символы политического инакомыслия; и
придворные и профессиональные художники, работавшие при императорском дворе.
Одной из важных задач придворных художников было изображение государственных событий. Примером служит картина тушью «Император Канси осматривает плотины Жёлтой реки» (ок. 1689 г., Музей Гиме, Париж), выполненная Ян Цзинем (1644–1728), Гу Фаном (активен 1690–1720) и Ван Хуэем (1632–1717). Среди придворных живописцев было несколько иностранцев, в частности итальянские иезуиты, приписанные к Запретному городу (например, Джузеппе Кастильоне, 1688–1768). Их мастерская создавала картины с использованием техник, неизвестных большинству китайских художников, таких как линейная перспектива и кьяроскуро.
Характеристика
В целом китайская живопись цинского периода характеризуется как пышным декором, так и ортодоксальным академизмом. Первое направление воплощали Юань Цзян (ок. 1690–1724), чей стиль сочетал манеру Го Си (1020–1090) с экспрессионизмом позднего периода Мин, и Цзяо Бинчжэнь (1689–1726), применявший западную перспективу в своих рисунках пером и тушью, которые часто воспроизводились в виде гравюр на дереве.
Более ортодоксальный или консервативный стиль, преимущественно в пейзажной живописи, представляли учёные-художники, известные как «Четыре Вана»: Ван Шиминь (1592–1680), Ван Цзянь (1598–1677), Ван Хуэй (1632–1717) и Ван Юаньци (1642–1715). Эти четверо вместе с У Ли (1632–1718) и Юнь Шоупином (1633–1690) составляли группу «Шести мастеров» раннего периода Цин, последователей систематизации живописного метода Дун Цичана. Примером их творчества в жанре шань-шуй служит шедевр Ван Цзяня «Белые облака над Сяо и Сяном» (1668, Галерея искусств Фрир, Вашингтон).
Несмотря на историческое разделение между индивидуальным учёным-художником и придворным живописцем, многие из первых также работали при маньчжурском дворе, отчасти для легитимации власти Цин. Это размывало различие между художником-любителем и придворным профессионалом, которое появилось в эпоху Сун и было столь значимо в эпоху Мин.
Чтобы увидеть, как культура династии Цин вписывается в общую эволюцию искусства и ремёсел в Китае, см: Хронология китайского искусства (с 18 000 лет до н.э.).
Художники-индивидуалисты
Два цинских художника, происходивших из свергнутой императорской семьи Мин, оставили особенно заметный след в истории искусства. Первым был Бада Шаньрэн (1626–1705), также известный как Чжу Да, прославившийся своей экспрессивной манерой письма «мокрым и диким» и новаторским использованием кисти и туши. Его загадочные композиции с птицами и рыбами, а также этюды скал и растений практически не имели аналогов в китайской живописи.
Вторым был его двоюродный брат Шитао (1641–1707), также известный под именами Даоцзи и Чжу Жоцзи. Его творчество отличалось свежестью, основанной на художественном воображении и смелом использовании цвета. Индивидуальное творчество этих двух художников ярко контрастировало с растущей схоластической ортодоксальностью цинской живописи и вдохновило многих современников, включая так называемых «Восемь эксцентриков Янчжоу». В их число входили Чжэн Се (1693–1765), Хуа Янь (1682–1756), Хуан Шэнь (1687–1772) и Ло Пин (1733–1799).
Другим ярким индивидуалистом был Гун Сянь — самый известный из китайских художников, вошедших в группу «Восемь мастеров Нанкина». Его пейзажи, такие как «Тысяча пиков и мириады оврагов» (Музей Ритберг, Цюрих), отличаются повторяющимися формами и эмоциональными тональными контрастами. Среди других буддийских мастеров-индивидуалистов выделяются Кункан (Шици) (1612–1674) и Хун Жэнь (1610–1663), представитель Аньхойской школы.
Художественная репутация Бада Шаньрэна и Шитао значительно выросла в конце XIX века, в эпоху Шанхайской и Линнаньской школ, и оказала большое влияние на китайское современное искусство XX века.
Буддийские статуи
В XVIII веке императоры Цин заключали религиозные и дипломатические союзы с Тибетом и Монголией, что привело к строительству множества буддийских храмов тибетской школы, особенно в Пекине. Они содержали экзотические изображения божеств и сложные наборы ритуальных сосудов. (См.: Китайская буддийская скульптура с 100 г. по настоящее время). Типичным буддийским артефактом этого периода является статуя Лобсанга Палдена Еше (шестого Панчен-ламы) (1738–1780, Музей Филда, Чикаго), встреча которого с императором Цяньлуном в 1780 году была отмечена пышным обновлением храмов и созданием новых статуй.
Статуя украшена позолоченной перегородчатой эмалью — древней ювелирной техникой, в которой используются маленькие ячейки (клуазоны), заполненные цветной эмалевой пастой. Стенки ячеек сделаны из металлических полосок, вплавленных в поверхность предмета. Для сравнения влияния и силы буддийского искусства в Корее см: Корейское искусство (ок. 3 тыс. до н.э. и далее).
Гончарное дело
Развитие китайской керамики в период правления династии Цин включало использование ярких цветов и тщательно прорисованных сцен для украшения тарелок и ваз. Мастера китайского фарфора начали изготавливать пятицветную посуду, нанося различные подглазурные пигменты в основном для цветочных и пейзажных сцен — этот стиль высоко ценился на Западе. В эпоху Юнчжэн (1723–1735) мастера фарфора разработали эмаль фэньцай с широким спектром цветов и оттенков. Однако цинское керамическое искусство никогда не достигало изысканных качеств керамики эпохи Сун и Мин.
Декоративное искусство
Многие мастера работали при императорском дворе, изготавливая разнообразные предметы для дворцового обихода: от ювелирных украшений до изысканных изделий из китайского лака, включая лакированные императорские троны. Примером может служить императорский трон династии Цин (1775–1780, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Департамент императорского двора управлял рядом ремесленных мастерских как в Запретном городе, так и за его пределами. Некоторые квалифицированные рабочие, как, например, на императорской стекольной фабрике, основанной в 1696 году под руководством немецкого иезуита Килиана Штумпфа (1655–1720), состояли на постоянной службе. Других специалистов по резьбе по слоновой кости, рогу и нефриту, скульптуре и металлообработке вызывали в Пекин на определённый срок.
Примечание: Во время правления династии Цин в XVII и XVIII веках по Европе распространилась мода на художественный стиль шинуазри — европейскую интерпретацию китайских мотивов в декоративном искусстве, дизайне и архитектуре.
В случае резьбы по нефриту, поставки этого камня в XVIII веке увеличились за счёт закупки жадеита из Бирмы. Жадеит, цвет которого варьируется от белого и бледно-яблочного до глубокого морского и сине-зелёного, чаще всего имеет яркий изумрудно-зелёный оттенок. К XIX веку резчики по нефриту в Гуанчжоу на юге Китая работали почти исключительно с импортным зелёным жадеитом, в то время как мастера в Пекине и Шанхае специализировались на белом сорте.
Для получения дополнительной информации о других азиатских культурах см: Японское искусство, а также: Индия, живопись и скульптура.
Дополнительные ресурсы
О более ранних культурах Китая см:
Неолитическое искусство в Китае (7500-2000 до н.э.)
Искусство династии Шан (1600-1050 до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050-221 до н.э.)
Искусство династии Цинь (221-206 до н.э.)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Искусство шести династий (220-618 гг. н.э.)
Искусство династии Суй (589-618 гг.)
Искусство династии Тан (618-906 гг.)
- Персональная выставка живописи Анны Тихоновой в рамках проекта «Летний вернисаж»
- Гиацинт Риго, французский художник-портретист
- Жителям Екатеринбурга представили выставку Михаила Шемякина «Трансформация Пикассо»
- Итоги VI фортепианного конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко
- Фортепианный марафон — праздник музыки под открытым небом
- Резьба по нефриту, Китай
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?