Искусство династии Цин читать ~9 мин.
В начале XVII века свободная конфедерация полукочевых племён занимала земли в Маньчжурии, к северу от Китая. В 1644 году, объединённые сильными лидерами, маньчжуры прорвались через Великую стену, захватили Пекин и основали свою собственную династию Цин (или Чистую), завершив тем самым эпоху искусства династии Мин (1368-1644).
Основанная чжурчжэньским кланом Айсин Гиоро, династия Цин контролировала Китай до конца династической эпохи в 1911 году. Императоры династии Цин принесли с собой собственные маньчжурские традиции и язык, но быстро переняли китайское искусство и культуру, чтобы закрепить свою легитимность в качестве правителей конфуцианского стиля. В течение следующих полутора веков маньчжурская династия распространила своё правление на Центральную Азию, Тибет и Сибирь, достигнув своего расцвета при императоре Цяньлуне в восемнадцатом веке. В процессе своего правления она подарила Китаю долгожданный период политической стабильности и экономического процветания.
В число лидеров Цин входили: император Шуньчжи (1643-1661), император Канси (1661-1722), император Юнчжэн (1722-1735), император Цяньлун (1735-1796), император Цзяцин (1796-1820), император Даогуан (1820-1850), император Сяньфэн (1850-1861), император Тунчжи (1861-1875), император Гуансюй (1875-1908), император Сюаньтун (1908-1911). Из них императоры Канси и Цяньлун были самыми большими покровителями традиционного китайского искусства, в частности живописи и каллиграфии, а также ряда декоративных искусств и ремесел.
Династия Цин начала угасать в XIX веке, поскольку коррупция, восстания и поражения от европейских держав истощили её жизненные силы. Попытки Цин провести самореформы принесли мало долгосрочных результатов, а поражение в Первой китайско-японской войне (1894-95 гг.) продемонстрировало, что модернизация Японии после реставрации Мэйдзи в 1867 году была гораздо более эффективной.
Искусство и культура
Захват власти маньчжурами не нарушил культурную жизнь Китая так, как это сделало монгольское завоевание, и их культура была гораздо более возвышенной, чем искусство династии Юань (1271-1368). Маньчжуры подражали китайским традициям в течение некоторого времени до своего вторжения, а их правители, особенно Канси и Цяньлун, были хорошо образованными лидерами, которые стремились заручиться поддержкой китайских учёных.
Император Цяньлун, наряду с императором Хуэйцзуном из эпохи искусства династии Сун (960-1279), является самым активным в культурном отношении из Цинов, собрав коллекцию из примерно 4 000 произведений живописи и каллиграфии и перечислив их в последовательных изданиях Шикбаоцзи. До середины 19 века, по мере роста грамотности, все традиционные виды искусства процветали наряду с конфуцианским акцентом на земледелие. После этого слабость Цин привела к общему застою во всех видах изобразительного искусства.
Стили и виды живописи
Проще говоря, во времена династии Цин работали три основные группы художников:
❶ традиционалисты, которые стремились возродить живопись путём более современной интерпретации прошлых моделей;
❷ индивидуалисты и учёные-художники (олицетворением которых были такие, как Бада Шаньрэн), которые придерживались сугубо личного стиля искусства, часто содержащего символы политического неповиновения; и
❸ придворные и профессиональные художники, которые работали при императорском дворе.
Одной из их важных задач было изображение важных государственных событий, примером чему может служить картина тушью и смывкой под названием «Император Канси осматривает плотины Жёлтой реки» (ок. 1689 г., Музей Гиме, Париж), выполненная Ян Цзинем (1644-1728), Гу Фаном (активен 1690-1720) и Ван Хуэем (1632-1717). Среди них было несколько иностранцев, в частности итальянские иезуиты, прикреплённые к Запретному городу (например, Джузеппе Кастильоне: 1688-1768), чья мастерская создавала картины, в которых использовались техники, неизвестные большинству китайских художников, такие как линейная перспектива и кьяроскуро.
Характеристика
В целом, китайская живопись при Цин характеризуется как пышным декором, так и ортодоксальным академизмом. Первый был воплощён Юань Цзяном (ок. 1690-1724), чей стиль вобрал в себя работы Го Си (1020-1090), а также манерный экспрессионизм позднего периода Мин; и Цзяо Бинчжэнем (1689-1726), который применял западную перспективу в своих рисунках пером и тушью, которые часто воспроизводились в виде гравюр на дереве.
Более ортодоксальный или консервативный стиль живописи – в основном пейзажная живопись – был представлен такими учёными-художниками, как «Четыре Ванга»: Ван Шиминь (1592-1680), Ван Цзянь (1598-1677), Ван Хуэй (1632-1717) и Ван Юаньци (1642-1715). Эти четверо вместе с У Ли (1632-1718) и Юнь Шоупином (1633-1690) составляли «Шесть мастеров» раннего периода Цин, последователей систематизации метода живописи Дун Цичана, чьи картины шань-шуй являются примером шедевра Ван Цзяня «Белые облака над Сяо и Сяном» (1668, Галерея искусств Фрир, Вашингтон, округ Колумбия).
Несмотря на историческую дихотомию между индивидуальным учёным-художником и придворным художником, многие из первых также работали при маньчжурском дворе (отчасти для того, чтобы помочь узаконить власть Цин), тем самым размывая различие между индивидуальным художником-любителем и придворным профессионалом, которое было введено в эпоху Сун и играло такую важную роль в эпоху Мин.
Чтобы увидеть, как культура династии Цин вписывается в общую эволюцию искусства и ремёсел в Китае, см: Хронология китайского искусства (с 18 000 лет до н.э.).
Художники-индивидуалисты
Другим индивидуалистом был Гун Сянь – самый известный из китайских художников, которые стали известны как Восемь мастеров Нанкина, чьи повторяющиеся формы и эмоциональные тональные контрасты показаны в таких пейзажах, как Тысяча пиков и мириады оврагов (Музей Ритберг, Цюрих, Швейцария).
Среди индивидуалистических буддийских мастеров были Шитао (1641-1707), а также Кункан (Шици) (1612-1674), отмеченный за свои пейзажные картины, вдохновлённые плотной кистью Ван Мэна (1308-1385) эпохи Юань; и Хун Рен (1610-1663), представитель стиля районов Синань и Хуйчжоу юго-восточной провинции Аньхой, который черпал своё вдохновение в пейзажах близлежащих гор Хуан. Напротив, группа, известная сегодня как Аньхойская школа – то есть группа приверженцев династии Мин, включая Дин Юньпэн (1547-1628), Сяо Юнькун (1596-1673), Мэй Цин (1623-1697) и Чжа Шибяо (1615-1698) – основывалась на сухом линейном стиле юаньского художника Ни Цзаня (1301-1374).
Два других цинских художника, оба оставшиеся в живых из свергнутой семьи Мин, оставили особенно прочное наследие. Первый – Бада Шаньрэн (1626-1705) (также известный как Чжу Да), известный своей манерой «мокрого и дикого», а также редким использованием кисти и туши. Его загадочные композиции из птиц и рыб, а также изучение скал и растительности почти не имеют прецедентов в китайской живописи. Вторым был двоюродный брат Бада Шанрена – Даоцзи, чья свежесть полностью обусловлена фантазией художника и смелым использованием цвета.
Индивидуальное творчество этих двух художников-учёных ярко контрастировало с растущей схоластической ортодоксальностью цинской живописи и вдохновило многих современников, включая так называемых «Восемь эксцентриков» – в том числе Чжэн Се (1693-1765), Хуа Янь (1682-1756), Хуан Шэнь (1687-1772), Гао Фэнган (1683-1749), Цзинь Нун (1687-1763) и Ло Пин (1733-1799), которым покровительствовали богатые коллекционеры в Янчжоу XVIII века. Художественная репутация Бада Шанрена и Даоцзи значительно выросла в конце 19 века, в эпоху Шанхайской школы и Линьнаньской школы, и оказала большое влияние на китайское современное искусство 20 века.
Буддийские статуи
В XVIII веке императоры Цин заключали религиозные и дипломатические союзы с Тибетом и Монголией, в результате чего было построено множество буддийских храмов тибетской школы, особенно в Пекине. Они содержали экзотические изображения божеств и сложные наборы ритуальных сосудов. (См.: Китайская буддийская скульптура с.100 по настоящее время). Типичным буддийским артефактом этого периода является статуя Лобсанга Палдена Еше (6-го Панчен-ламы) (1738-80, Музей Филда, Чикаго), встреча которого с императором Цяньлуном в 1780 году была отмечена пышным ремонтом храмов и созданием новых статуй.
Статуя украшена позолоченной перегородчатой эмалью, древней ювелирной техникой, в которой используются маленькие отделения (клуазоны), заполненные цветной эмалевой пастой, стенки которых сделаны из полосок металла, вплавленных в поверхность предмета. Для сравнения влияния и силы буддийского искусства в Корее см: Корейское искусство (ок. 3 тыс. до н.э. и далее).
Гончарное дело
Развитие китайской керамики в период правления династии Цин включало использование ярких цветов и тщательно прорисованных сцен для украшения тарелок и ваз. Китайский фарфор мастера начали изготавливать пятицветную посуду, применяя различные подглазурные пигменты в основном для цветочных и пейзажных сцен – стиль, который высоко ценился (и ценится) на Западе. В эпоху Юнчжэн (1723-1735) мастера фарфора разработали эмаль фэнкай с широким спектром цветов и оттенков. Однако цинское керамическое искусство никогда не достигало изысканных качеств керамики эпохи Сун и Мин.
Декоративное искусство
Многие мастера работали при императорском дворе, изготавливая предметы для дворцового использования: все, от предметов ювелирного искусства до прекрасных китайских лаковых изделий, включая лакированные императорские троны: см., например, императорский трон династии Цин (1775-80, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Департамент императорского хозяйства управлял рядом ремесленных мастерских как в Запретном городе, так и за его пределами. Некоторые из квалифицированных рабочих и мастеров постоянно находились на службе, как, например, на императорской стекольной фабрике, основанной в 1696 году под руководством немецкого иезуита Килиана Штумпфа (1655-1720). Другие специалисты по резьбе по слоновой кости, рогу и нефриту , скульптуре и металлургии были вызваны в Пекин на определённый период службы.
Примечание: Во время правления династии Цин в XVII и XVIII веках по Европе распространилось увлечение псевдокитайским декоративным искусством и дизайном, известным как шинуазри, в частности, в области архитектуры, дизайна интерьера, керамики, текстиля и шелка.
В случае резьбы по нефриту, поставки нефритового камня были увеличены в 18 веке за счёт закупки жадеита из Бирмы. Жадеит, цвет которого варьируется от белого через бледный яблочно-зелёный до глубокого морского зелёного, а также сине-зелёного (более редкие цвета включают розовый и лавандовый), обычно имеет яркий изумрудно-зелёный цвет. К XIX веку резчики по нефриту в Гуанчжоу на юге Китая почти полностью работали с импортным зелёным жадеитом, в то время как резчики в Пекине и Шанхае специализировались на белом сорте.
Для получения дополнительной информации о других азиатских культурах см: Японское искусство, а также: Индия, живопись и скульптура.
Дополнительные ресурсы
О более ранних культурах Китая см:
Неолитическое искусство в Китае (7500-2000 до н.э.)
Искусство династии Шан (1600-1050 до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050-221 до н.э.)
Искусство династии Цинь (221-206 до н.э.)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Искусство шести династий (220-618 гг. н.э.)
Искусство династии Суй (589-618 гг.)
Искусство династии Тан (618-906 гг.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?