Ксилография укиё-э читать ~5 мин.
В японском искусстве термин укиё-э (浮世絵), что означает «картины плывущего мира», относится к жанру ксилографии и живописи. Это направление было особенно популярно во второй половине XVII века, в период Эдо (1603–1867). Благодаря невысокой стоимости и яркости эти японские гравюры на дереве стали неотъемлемой частью городской культуры Эдо (современный Токио).
Сюжеты укиё-э отражали повседневную жизнь: пейзажи, исторические события, сцены из театра кабуки, портреты гейш и куртизанок. Изначально это искусство считалось преходящим и даже вульгарным, но со временем оно стало доминирующим художественным направлением в Японии, где его ценили как яркую форму декоративного искусства и основной вид гравюры.
К 1860-м годам большое количество японских гравюр попало в Европу. Работы таких мастеров, как Судзуки Харунобу, Хиросигэ, Хокусай и Утамаро, оказали значительное влияние на историю плакатного искусства и европейские направления в искусстве, включая импрессионизм и школы постимпрессионизма, такие как синтетизм и клуазонизм. Увлечение японским искусством, известное как японизм, было настолько велико, что парижский арт-дилер Тадамаса Хаяси с 1890 по 1901 год продал более 150 000 гравюр укиё-э.
Дополнительные материалы об искусстве и культуре Азии можно найти в статье: Азиатское искусство (с 38 000 года до н.э.).
История и философия укиё-э
Историю укиё-э принято делить на два основных этапа. Период Эдо охватывает развитие жанра с момента его зарождения примерно в 1670-х годах до 1867 года, когда сёгунат Токугава начал приходить в упадок. Следующий за ним период Мэйдзи продолжался до 1912 года и характеризовался открытостью Японии западному влиянию и новыми художественными поисками.
Сам термин «укиё» имеет глубокие философские корни. Изначально буддийское слово «укиё» (憂き世) означало «бренный мир скорби». Однако в мирную и процветающую эпоху Эдо его омофон — «укиё» (浮世) — приобрёл новое значение: «плывущий мир». Он стал символизировать мимолётные удовольствия городской жизни: театры, чайные дома, кварталы развлечений. Этот сдвиг от созерцания вечного к наслаждению мгновением стал центральной идеей нового искусства.
Техника ксилографии, позволявшая создавать большое количество недорогих оттисков, сделала искусство доступным не только правящей элите, но и широкой публике. Хотя гравюра на дереве использовалась в Японии для печати буддийских текстов и изображений ещё с VIII века, иллюстрированные книги эхон массово появились лишь в начале XVI века. Именно они породили огромный спрос на книжную иллюстрацию и способствовали расцвету укиё-э. Истоки же самой ксилографии прослеживаются в искусстве китайской династии Тан (618–906).
После Реставрации Мэйдзи в 1868 году в Японии началась эпоха вестернизации (бунмэй-кайка). В страну стали проникать западные технологии, в том числе фотография, которая постепенно вытеснила укиё-э. Гравюры стали настолько немодными, что их использовали в качестве упаковочного материала. Однако именно так они попали в Европу, где вдохновили многих художников, среди которых были Ван Гог, Уистлер, Клод Моне, Эдгар Дега, Мэри Кассат и Тулуз-Лотрек. Основатель французского плакатного искусства Жюль Шере также находился под их влиянием.
Об основных датах в развитии восточноазиатской культуры см.: Хронология китайского искусства (с 18 000 года до н.э. до наших дней).
Характерные черты
Ориентируясь на массового зрителя, укиё-э изображало сцены из обычной жизни. Гравюры ценились за яркий цвет и декоративность. Их сюжеты часто включали повествовательные элементы, изображения животных, птиц, пейзажей, а также представителей низших сословий: куртизанок, борцов сумо и актёров кабуки. Влияние укиё-э на французскую живопись было обусловлено уникальными художественными приёмами: асимметрией композиции, использованием плоских цветовых пятен без теней, смелым кадрированием фигур и необычными ракурсами с утрированной перспективой.
Знаменитые художники укиё-э
К ранним мастерам жанра относят иллюстратора Хисикаву Моронобу (菱川 師宣, 1618–1694) и Тория Киёмасу (鳥居 清倍, работал в 1697–1722), который специализировался на портретах актёров кабуки (якуся-э). В 1740-х годах появились первые полихромные гравюры (бэнидзури-э), а в середине 1760-х — полноцветные «парчовые картины» (нисики-э), создателем которых был Судзуки Харунобу (鈴木 春信, 1725–1770).
Более реалистичное изображение женщин ввёл Китагава Утамаро (喜多川 歌麿, ок. 1753–1806), с которого начался золотой век укиё-э. Одним из величайших художников этого периода был Кацусика Хокусай (葛飾 北斎, 1760–1849). Испытав влияние Сэссю и других китайских живописцев, он создал знаменитую серию «Тридцать шесть видов горы Фудзи». Две самые известные работы из этой серии — «Большая волна в Канагаве» и «Фудзи в ясную погоду» — принесли ему славу в Японии и за её пределами.
Последним великим мастером укиё-э считается Утагава Хиросигэ (歌川 広重, 1797–1858), также известный как Андо Хиросигэ. Самой известной его работой стала серия гравюр «Пятьдесят три станции Токайдо».
Процесс создания гравюр
Создание каждой гравюры было результатом совместной работы четырёх специалистов: (1) художника, (2) резчика, (3) печатника и (4) издателя. Несмотря на мастерство таких художников, как Судзуки Харунобу и Андо Хиросигэ, итоговое качество во многом зависело от умений всех участников процесса.
Обычно работу инициировал издатель, который также был продавцом книг и гравюр. Он выбирал тему и определял желаемое качество. Затем художник создавал эскиз. Резчик переносил изображение на деревянную доску, а печатник делал оттиски.
Процесс создания монохромной гравюры выглядел так: художник делал мастер-рисунок тушью. С него создавалась копия (хансита), которую наклеивали лицевой стороной на доску из прочной древесины, как правило, вишни. Резчик вырезал участки дерева, не покрытые рисунком, оставляя рельефное изображение. Затем на эту форму наносили краску и печатали оттиски. Для цветных гравюр для каждого цвета вырезалась отдельная доска.
Ключевым элементом многоцветной печати были специальные метки — кэнто (見当), которые вырезались на досках для точного совмещения цветов. Эта система позволяла печатнику идеально накладывать один цвет на другой, создавая сложные и яркие изображения. С одного набора досок можно было сделать несколько тысяч оттисков, прежде чем рельеф изнашивался.
Работы в жанре укиё-э можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира, включая Токийский национальный музей, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Британский музей.
- Японские гравюры XVIII-XIX века в Нижегородском художественном музее
- Японское искусство
- В Ставропольском музее открытием выставки Леонида Попандопуло «Река времени» начался год Греции в России
- Иногда они возвращаются. Сеанс психотерапии от Марлона Брандо
- Игорь Дрёмин: «Сны Тавриды» Игоря Хандожко
- «Орландо Фуриозо» Лудовико Ариосто, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?