Пещерная керамика Сяньжэньдун читать ~7 мин.
В начале нового тысячелетия ряд захватывающих открытий в области доисторического искусства отодвинул дату изобретения керамики более чем на 10 000 лет назад.
Самая древняя керамика в мире
В июне 2012 года статья в журнале Science подтвердила, что фрагменты китайской керамики, обнаруженные в пещере Сяньжэньдун в провинции Цзянси в Китае, были датированы по радиоуглеродному анализу 18 000 лет до н.э., что делает их самыми древними керамическими изделиями, когда-либо найденными. Ранее самым древним произведением искусства этого типа считалась керамика, найденная в пещере Ючанянь (16 000 лет до н.э.) в китайской провинции Хунань, на японском месте раскопок Дзёмон Одайямамото I (14 540 г. до н.э.), керамика бассейна реки Амур (14 300 г. до н.э.) и керамика Вела-Спила (около 15 500 г. до н.э.).
В команду учёных из Сяньжэньдун входили учёные из Гарвардского и Бостонского университетов, которые в 2009 году также исследовали керамические фрагменты из Ючаняна. Керамика была традиционным китайским искусством на протяжении тысячелетий, но черепки из пещеры Сяньжэньдун однозначно доказывают, что керамика появилась задолго до того, как люди каменного века занялись земледелием и скотоводством.
Действительно, мы знаем, что формы древней керамики изготавливались почти непрерывно в южном Китае с 18 000 лет до н.э., хотя эпоха неолитического искусства — культурный период, обычно связанный с созданием бытовых предметов, таких как горшки, — началась только через десять тысяч лет. Даже в южной Европе, где греческая керамика появилась только около 7000 года до н.э., люди изготавливали предметы из обожжённой глины на протяжении тысячелетий — см., например, Венеру из Долни-Вестонице (24 000 год до н.э.), найденную в поселении граветтской культуры к югу от Брно в Чешской Республике.
Чтобы увидеть, как керамика Сяньжэньдун вписывается в эволюцию искусства каменного века, а также в различные формы наскального искусства по всему миру, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.). Историю культур каменного века в Восточной Азии см. Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. — настоящее время).
Доисторическая керамика в Восточной Азии
Почти все древнейшие керамические изделия были обнаружены в южной части Китая (в частности, в бассейне реки Янцзы и к югу от него), хотя ранние керамические изделия были найдены также в бассейне реки Хуанхэ и в более отдалённых районах Восточной Азии, таких как Япония и Россия (бассейн реки Амур). В настоящее время археологи и антропологи не пришли к единому мнению о том, почему керамика была изобретена в Китае ещё в 18 000 лет до н.э., хотя некоторые считают, что это произошло из-за климата.
В 18 000 лет до н.э., когда последний ледниковый максимум был в самом разгаре, на Земле царили самые холодные климатические условия за более чем миллион лет. Растительная и животная пища была труднодоступна, и производство глиняных горшков для приготовления пищи позволило людям извлекать из еды максимальную питательную ценность. Приготовление пищи — один из лучших способов повысить питательную ценность крахмалистых растений и мяса. В любом случае, археологические данные свидетельствуют о том, что весть об этом древнем искусстве быстро распространилась по Восточной Азии. По словам доктора Чжицзюня Чжао, археолога Китайской академии социальных наук в Пекине, китайские охотники-собиратели, возможно, создавали сезонные лагеря специально для изготовления глиняной посуды.
Для получения более подробной информации об азиатской культуре см.: Японское искусство (с 7500 г. до н.э.) и Корейское искусство (с 3000 лет до н.э.). О старейшей наскальной живописи в Азии см.: Наскальная живопись Сулавеси (Индонезия) (около 37 900 г. до н.э.).
Местоположение и описание
Пещера Сяньжэньдун (на китайском языке «Пещера бессмертных») расположена у подножия горы Сяохэ в уезде Ваньнянь, в северо-восточной части провинции Цзянси, на юго-востоке Китая. Провинция Цзянси простирается от реки Янцзы на севере до провинции Фуцзянь на востоке, провинции Гуандун на юге и провинции Хунань на западе.
Внутренние размеры пещеры Сяньжэньдун составляют 7 метров в высоту, 11 метров в ширину и 14 метров в глубину. Она имеет небольшой вход и большую внутреннюю камеру.
Примерно в 800 метрах от Сяньжэньдун (и примерно на 60 метров выше) находится скальное укрытие Дяотунгуань. Оно содержит ту же культурную стратиграфию, что и Сяньжэньдун, и, возможно, использовалось гончарами Сяньжэньдун в качестве места проживания.
Для получения более подробной информации о доисторической культуре Азии см.: Азиатское искусство (с 38 000 лет до н.э.).
Археология Сяньжэньдуна
Пещера Сяньжэньдун была впервые раскопана в 1961 и 1964 годах Провинциальным комитетом по доисторической культуре провинции Цзянси под руководством Ли Яньсяня. Позже, в 1995-1996 годах, раскопки проводились китайско-американской группой под руководством Р.С. МакНиша, Шифана Пэна и Вэньхуа Чена, а в 1999-2000 годах — учёными из Пекинского университета и Института культурных реликвий Цзянси.
Наконец, в 2009 году международная группа учёных собрала 45 образцов костей и угля из ранее раскопанных слоёв отложений на дне пещеры. Радиоуглеродные измерения были получены в результате тестов, проведённых в трёх лабораториях — одной в Китае и двух в США — которые указали на присутствие людей в Сяньжэньдун примерно с 27 000 по 15 500 год до н.э.
На самом деле, археологическая планировка в Сяньжэньдун сначала казалась довольно бесперспективной. Было выявлено четыре культурных слоя. Самый старый датировался периодом 17 000-9000 до н.э., соединяя периоды палеолитического искусства и мезолитического искусства. Остальные были датированы неолитическим периодом, самый молодой — около 6000 года до н.э. В результате самая древняя керамика была первоначально датирована 14 700 годом до н.э., но новые лабораторные результаты дали серию радиоуглеродных дат, варьирующихся от 17 000 до 18 000 года до н.э., что сделало её самой древней керамикой в мире.
О самых ранних ремёслах см.: Старейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений.
Керамика в Сяньжэньдун
Подобно керамическим сосудам, найденным в Ючаняне в провинции Хунань, осколки, обнаруженные в пещере палеолитических охотников-собирателей в Сяньжэньдун, были остатками грубого глиняного посуда с круглым дном и мешковидной формой, с гладкими или примитивно украшенными стенками. Изготовленные из глины с добавлением песка, кварца и полевого шпата, они использовались для варки, запекания и приготовления пищи на пару, а не для хранения, о чем свидетельствуют следы гари и копоти на их внешней поверхности, образовавшиеся от нагрева над огнём. Археологический слой, в котором были найдены керамические фрагменты, также содержал большое количество раковин моллюсков и улиток, что ясно указывает на популярность этих продуктов в китайской кухне того времени.
Керамика Сианьрэндун напоминает раннюю японскую керамику Дзёмон примерно 14 500 г. до н.э. Она состоит из грубо изготовленных, плохо обожжённых мисок и горшков диаметром около 20 сантиметров (8 дюймов), которые легко разбиваются. Сохранившиеся осколки имеют толстые, но неровные стенки, круглое дно и шероховатую поверхность. Текстура глины хрупкая и рыхлая, цвет варьируется от красноватого до коричневого из-за неравномерного обжига. На некоторых внешних поверхностях остались отпечатки верёвок или корзин, оставшиеся от обёртывания глины перед обжигом для создания художественных узоров. Керамические горшки изготавливались двумя различными методами: листами или из спиралей.
Чтобы увидеть, как горшки из Сианьжэньдун вписываются в эволюцию керамики, см.: Хронология керамики (26 000 лет до н.э. — 1900 г.).
Другое древнее искусство Китая
Для получения дополнительной информации о доисторическом искусстве и ремёслах Китая см.:
Искусство неолита в Китае (7500-2000 до н.э.)
Культура династии Ся (2100-1700)
Искусство династии Шан (1600-1050 до н.э.)
Бронзовые изделия Сансиндуй (1200-1000 гг. до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050-221 гг. до н.э.)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Китайская терракотовая армия (около 246-208 гг. до н.э.)
Китайский фарфор (около 100-1800 гг.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?