Доисторическая амурская керамика читать ~7 мин.
Древняя керамика, вероятно, впервые появилась в Европе в виде фигурки Венеры из Дольни-Вестонице (26 000 лет до н.э.), изготовленной из обожжённой глины. Однако её настоящей родиной стала Восточная Азия, где были созданы образцы пещерной керамики Сяньжэньдун (18 000 лет до н.э.). С этого времени китайская керамика непрерывно развивалась, а её технологии и стили постепенно распространялись на север, в Приамурье, в бассейны рек Зея и Бурея и на прилегающую Зейско-Буреинскую равнину.
Самый ранний образец керамического искусства в бассейне Амура был найден на стоянке Хумми и датируется 14 300 г. до н.э. Другие памятники древней керамики в Приамурье включают Гасю (14 050 г. до н.э.) и Гончарку-1 (13 400 г. до н.э.). Вдоль реки Зеи самые ранние образцы искусства такого рода были обнаружены на стоянке Громатуха и датируются 13 500 г. до н.э. Для сравнения, старейшие глиняные сосуды в Сибири, найденные в Усть-Кяхте у озера Байкал, датируются 11 900 г. до н.э. За ними следуют черепки из Усть-Каренги (11 800 г. до н.э.) и Студёного (11 250 г. до н.э.). Эти стоянки расположены относительно недалеко от знаменитой стоянки Мальта (около 20 000 лет до н.э.), где была найдена коллекция из 30 фигурок из слоновой кости, известных как «палеолитические венеры».
Образ жизни на всех стоянках Приамурья в период верхнего палеолита был основан на охоте, собирательстве и активном использовании местных водных ресурсов. Гончарные комплексы и технологии их изготовления в этом регионе стилистически различаются и считаются местными изобретениями. За начальной фазой примитивного палеолитического искусства (около 14 000–11 000 гг. до н.э.) последовал переходный этап (около 11 000–6000 гг. до н.э.). Этот этап охватывал короткий период мезолитического искусства (10 000–8000 гг. до н.э.) и начальный период неолитического искусства (8000–6000 гг. до н.э.). В это время гончарное дело распространилось на запад от сибирской тайги, достигнув Восточно-Европейской равнины примерно к 7000 году до н.э.
Для понимания места керамики бассейна реки Амур в контексте мирового древнего искусства следует обратиться к Хронологии доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.). Развитие керамики в Азии освещается в Хронологии китайского искусства (с 18 000 лет до н.э.). О других формах искусства того периода см. в статье Азиатское искусство (с 38 000 до н.э.).
Расположение
Бассейн реки Амур — один из крупнейших в Евразии — расположен вдоль азиатской границы России и Китая, к юго-востоку от основного сибирского массива. Для него характерен муссонный климат и экосистема водно-болотных угодий с многочисленными озёрами и реками. Регион богат рыбой и растительностью. В позднем палеолите, после отступления ледников, Амур и его притоки служили важными водными путями — «культурными магистралями», по которым перемещались люди, велась торговля и происходил обмен художественными традициями. В эпоху неолита Амур соединял побережье Тихого океана с внутренними районами Сибири. Весь бассейн реки стал регионом, куда торговцы из Китая и Средней Азии привозили сельскохозяйственную продукцию, домашний скот, ремесленные изделия и керамику. При этом Приамурье не считается частью Сибири в строгом смысле слова, поскольку его климат теплее, а среда обитания ближе к азиатской.
Керамика верхнего палеолита (14 000–10 000 гг. до н.э.)
Как уже упоминалось, доисторическое искусство на Дальнем Востоке России включало древнейшую керамику со стоянок Хумми, Гася и Гончарка, а также из культурных комплексов Осиповка и Громатуха. Большая часть этих находок имеет сходство с китайскими горшками из пещеры Сяньжэньдун (18 000 лет до н.э.) и с керамикой из пещеры Юйчаньянь (около 16 000 лет до н.э.). Сосуды этого периода, как правило, имели мешковидную форму с круглым дном и почти не имели орнамента. Другие изделия обладали песчаной текстурой и были украшены отпечатками верёвки на внешней поверхности. Все горшки изготавливались вручную и обжигались на открытых кострах или в примитивных ямных печах при температуре около 450°C. Для сравнения с европейской керамикой того времени см. керамику из пещеры Вела Спила (15 500 г. до н.э.). Подробнее о развитии искусства в Европе в этот период см. Наскальное искусство (40 000–10 000 до н.э.).
Подобно древнейшей керамике Восточной Азии, появление гончарства в бассейне реки Амур не было связано с переходом к земледелию. Свидетельств выращивания сельскохозяйственных культур в раннем неолите нет; основу хозяйства составляли охота и рыболовство, в частности ловля лосося во время нереста. Однако имеются данные, что как в Приамурье, так и в соседней Японии начал формироваться более оседлый образ жизни. Стоит отметить, что неолитический период в этом регионе был необычайно долгим: он начался около 10 000 лет до н.э. и закончился примерно в 1000 году до н.э.
Начальный неолит (10 000–7000 гг. до н.э.)
Керамика раннего неолита в Приамурье изготавливалась методом ручной лепки, в том числе ленточным способом. На внешней поверхности многих сосудов видны отпечатки плетения, которые на более поздних изделиях сглажены. Все горшки обжигались на открытом огне при температуре до 600°C. Постепенно совершенствовались методы лепки и обработки поверхности. Температура обжига повышалась, и около 3500 г. до н.э. появились первые печи. Подобные технологии развивались и в других регионах, например на Ближнем Востоке (см. Искусство Месопотамии с 4500 г. до н.э.).
Керамика позднего неолита (5000–1000 гг. до н.э.)
Средний Амур
В Среднем Приамурье, в районе современного Благовещенска, существовали две основные культуры. Культура Громатуха, с центром на одноимённой реке, принадлежала полукочевым охотникам. Она известна каменными орудиями (тёсла, скребки, ножевидные пластины) и орнаментированной керамикой. Вторая — новопетровская культура, наиболее известная своими призматическими нуклеусами и пластинами, а также гладкостенными сосудами, украшенными валиками. Обе культуры использовали обсидиан для изготовления орудий и в качестве примеси в глиняном тесте.
Важные гончарные памятники Среднего Приамурья:
Гродеково — Зейско-Буреинская равнина
Новопетровка — Зейско-Буреинская равнина
Константиновка — Зейско-Буреинская равнина
Озеро Дубовое — Зейско-Буреинская равнина
Озеро Песчаное — Зейско-Буреинская равнина
Орловка — Зейско-Буреинская равнина
Новопокровка — Зейско-Буреинская равнина
Стоянки в бассейне реки Бурея.
Нижний Амур
В Нижнем Приамурье (поселения Малышево, Вознесеновка, Казакевичево) неолитическая керамика представлена лощёными плоскодонными сосудами, украшенными красным пигментом и орнаментами. Позднее в декоре появились меандровые узоры. Затем этот стиль уступил место спиральному орнаменту, известному как «амурская плетёнка», а также сосудам с красным фоном, покрытым чёрной росписью. Появились и сосуды с антропоморфными «масками». На заключительном этапе развития керамика становится гладкостенной, с выраженными плечиками и высоким горлом.
Важные гончарные памятники нижнего Амура:
Гончарка
Осиновая речка
Новотроицкое
Остров Сучу
Малая Гавань.
Для сравнения с другими видами искусства и ремёсел Восточной Азии см. также: Японское искусство и Корейское искусство.
Другие доисторические артефакты России
Ещё один выдающийся образец искусства каменного века из России — Шигирский идол (около 9500 г. до н.э.), древнейшая в мире сохранившаяся деревянная скульптура.
Статьи по теме
К другим примерам доисторического мобильного искусства и наскальной живописи в России относятся:
Венера Костёнковская (около 23 000–22 000 до н.э.)
Старейший образец искусства граветтской культуры на территории России.
Венера Гагаринская (около 20 000 лет до н.э.)
Символ плодородия, вырезанный из вулканической породы, найден в Воронежской области.
Венеры из Авдеево (около 20 000 лет до н.э.)
Найдены на стоянках Авдеево-Старое и Авдеево-Новое недалеко от Курска.
Зарайские Венеры (около 20 000 лет до н.э.)
Резные фигурки из слоновой кости, найденные у реки Осётр в Зарайске.
Венера из Елисеевичей (ок. 14 000 до н.э.)
Фигурка из слоновой кости из Брянской области, к юго-западу от Москвы.
Наскальные рисунки Каповой пещеры (около 12 500 г. до н.э.)
Расположены в заповеднике Шульган-Таш в Башкортостане, на Южном Урале.
Детальная хронология и ключевые события, связанные с развитием керамики, представлены в Хронологии гончарного дела (26 000 лет до н.э. – 1900 г.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?