Альбер Марке:
фовист, пейзажист читать ~4 мин.
Пьер-Альбер Марке (фр. Albert Marquet; 27 марта 1875–14 июня 1947) — французский художник, известный как один из участников движения фовистов и близкий друг Анри Матисса. В первые десятилетия XX века он создавал гармоничные и поэтичные произведения в духе постимпрессионизма. Марке специализировался на небольших пейзажах, выполненных маслом и акварелью, изображая виды водных путей и портов. Наряду с пейзажами он также является автором выдающихся фигуративных работ.
Несмотря на международное признание в качестве важного участника École de Paris и его роль в развитии современной французской живописи, Марке оставался скромным и застенчивым человеком. В поздние годы жизни он последовательно отказывался от всех предлагаемых ему наград и почестей.
Биография
Альбер Марке родился в Бордо. В 1890 году он переехал в Париж, чтобы начать обучение в Школе искусств и ремёсел (École des Arts Décoratifs). Там в 1892 году он познакомился с Анри Матиссом, дружбу с которым поддерживал всю жизнь. В 1895 году Марке перевёлся в École des Beaux-Arts, где учился у профессора Гюстава Моро. Моро, художник-символист и последователь романтиков Делакруа и Шассерио, оказал значительное влияние на таких мастеров, как Матисс и Жорж Руо (1871–1958). В 1898 году Марке присоединился к мастерской Моро вместе с Матиссом, Руо, Шарлем Камоином (1879–1965) и Анри-Шарлем Мангином (1874–1949).
Дружба с Матиссом
Марке был близким другом Матисса на протяжении всей жизни; они с предельной откровенностью обсуждали работы друг друга. Под влиянием неоимпрессионизма Марке также обратился к чистому цвету. Тем не менее его живопись, с её контрастами света и тени, оставалась более традиционной. В 1898–1899 годах он вместе с Матиссом и Камоином посещал занятия в Академии Каррьера и писал уличные сцены. В 1900 году художники совместно работали над созданием декоративных фризов для Всемирной выставки в Гран-Пале.
Фовизм на Осеннем салоне
В 1905 году Марке принял участие в выставке на Осеннем салоне (Salon d’Automne), которая стала сенсацией и дала начало фовизму. Вместе с ним свои работы представили Матисс, Руо, Мангин, Морис де Вламинк, Андре Дерен, Отон Фриез, Рауль Дюфи и другие художники. Название направлению дал критик Луи Воксель, назвавший экспонаты «дикими зверями» (фр. fauves). В 1907 году галерея «Друэ» организовала первую персональную выставку Марке. С этого же года он создал множество городских пейзажей Парижа, уделяя особое внимание набережным Сены.
Искусство пейзажа
Марке проявил себя прежде всего как пейзажист, предпочитавший изображать водные пространства — набережные Парижа, пляжи и порты. Его метод заключался в выборе точки обзора сверху, что обеспечивало широкий охват сцены. Глубина пространства создавалась с помощью диагональных линий. Рисунок был эскизным, упрощённым, но всегда точным. Несмотря на использование ярких цветных пигментов, он часто завершал работы в приглушённых, сероватых тонах, что отличало его от других фовистов. Он отошёл от характерной для фовизма экспрессии к более спокойному, созерцательному импрессионизму, которому оставался верен всю жизнь.
Художник уделял особое внимание изображению света и его эффектов на воде. Его привлекала атмосфера тумана, дождя или снега, которая позволяла размывать детали и создавать обобщённые, почти абстрактные образы. Кроме импрессионистических пейзажей, он создал ряд превосходных фигуративных работ, включая серию выразительных женских ню (1910–1914) и множество портретов. С 1925 года Марке всё больше увлекался акварелью.
Путешествия
Марке много путешествовал. Он посетил Нормандию с Андре Дереном (1904–1906), юг Франции с Мангином и Кроссом (1906), Лондон с Фриезом (1907), а также Мюнхен (1910) и Марокко (1913) с Матиссом. С 1907 года и до конца жизни он делил своё время между Парижем, побережьем Европы и Северной Африкой, особенно Алжиром и Тунисом. Во время поездок он непрерывно писал портовые сцены, корабли и прибрежные города, такие как Алжир, Неаполь и Венеция, исследуя изменчивую природу света.
Альбер Марке скончался от рака в Париже в июне 1947 года в возрасте 71 года. Он остаётся одним из ведущих художников XX века, чьё творчество занимает уникальное место между импрессионизмом и экспрессионизмом с элементами каллиграфического минимализма, который Матисс сравнивал с искусством Хокусая.
Картины Альбера Марке можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру, включая парижский Музей современного искусства и петербургский Эрмитаж.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?