Алексей фон Явленский, русский художник-экспрессионист читать ~5 мин.
Алексей фон Явленский (нем. Alexej von Jawlensky, при рождении Алексей Георгиевич Явленский; 1864–1941) — русский художник-экспрессионист, один из ведущих мастеров начала XX века. Получив классическое образование в Императорской академии художеств под руководством Ильи Репина, он отказался от традиционного пути и стал заметной фигурой европейского авангарда.
В 1896 году Явленский переехал в Германию, где стал соучредителем «Нового мюнхенского художественного объединения» (Neue Künstlervereinigung München). Позже он вошёл в число ключевых участников группы «Синий всадник» (Der Blaue Reiter), одного из самых влиятельных объединений немецкого экспрессионизма. За яркую палитру и экспрессивную манеру письма Явленского прозвали «Русским Матиссом».
Творчество Явленского испытало влияние Анри Матисса, Василия Кандинского и Винсента Ван Гога. Наибольшую известность художнику принесли его портретные работы, особенно серии «Мистические головы» (1917–1919), «Лики Спасителя» (1918–1920) и более поздние «Абстрактные головы». Среди его знаковых картин — «Пейзаж в Мурнау» (1909), «Портрет танцора Александра Сахарова» (1909), «Голова женщины» (1911) и «Шокко» (1910). Произведения Явленского узнаваемы и высоко ценятся наряду с работами Амедео Модильяни.
Анализ работ экспрессионистов, подобных Алексею фон Явленскому: Анализ современных картин (1800–2000).
Ранняя жизнь и образование
Алексей Явленский родился в дворянской семье в городе Торжок Тверской губернии. Его детство прошло в семейном имении, а будущее было связано с военной карьерой. В 18 лет он поступил в военное училище в Москве, по окончании которого получил назначение в Санкт‑Петербург.
В столице Явленский начал посещать занятия в Императорской академии художеств, где его наставником стал выдающийся русский живописец Илья Репин. Под его руководством Явленский освоил основы академического рисунка и масляной живописи. Однако молодого художника всё больше привлекали новаторские течения в европейском искусстве.
Знакомство с художницей Марианной Веревкиной стало поворотным моментом. Она поддержала его стремление посвятить себя искусству и убедила оставить военную службу. Веревкина стала его спутницей на долгие годы, однако их союз не был официально зарегистрирован.
Мюнхенский период
В 1896 году Явленский вместе с Веревкиной переехал в Мюнхен, который был одним из центров художественной жизни Европы. Они поступили в студию словенского художника Антона Ажбе, популярную среди выходцев из Восточной Европы. Там Явленский познакомился с Василием Кандинским, чьи новаторские идеи оказали на него большое влияние.
В этот период Явленский также познакомился с творчеством Анри Матисса. Смелое использование цвета и экспрессивная манера французского мастера глубоко повлияли на стиль русского художника. Он также поддерживал контакты с Паулем Клее и Францем Марком, ключевыми фигурами немецкого экспрессионизма.
В 1909 году Явленский, Веревкина, Кандинский, Габриэле Мюнтер и другие основали «Новое мюнхенское художественное объединение» (Neue Künstlervereinigung München). Группа провела три выставки в 1909–1911 годах, став важным шагом на пути к формированию современного искусства в Германии.
Серия «Головы»
С 1910 года Явленский начал работу над главной темой своего творчества — серией портретов, известных как «Головы». Ранние работы изображали женщин в шляпах, но под влиянием Матисса и Эмиля Нольде художник постепенно отказался от деталей, сосредоточившись на форме лица и выражении.
Эти произведения часто сравнивают с русской иконописью из-за их духовной глубины и лаконичности. Явленский стремился передать не внешнее сходство, а внутреннее состояние, «душу» модели. В картине «Голова женщины» (1911) яркие цвета и экспрессивные мазки напоминают работы фовистов, например, Андре Дерена.
С годами серия развивалась. В 1917–1919 годах появились «Мистические головы», а в 1918–1920 годах — «Лики Спасителя», отмеченные глубоким религиозным чувством. В 1920–1930-е годы его портреты стали почти полностью абстрактными, сведёнными к нескольким линиям и цветовым плоскостям, как, например, в работе «Абстрактная голова: Красный свет» (1930).
Многие критики считают период до 1914 года наиболее продуктивным в творчестве художника. Именно тогда были созданы его самые сильные и выразительные работы, заложившие основу для всех последующих серий.
«Синий всадник» и «Синяя четвёрка»
В 1911 году из-за творческих разногласий Кандинский и Франц Марк покинули «Новое мюнхенское художественное объединение» и основали альманах и группу «Синий всадник» (Der Blaue Reiter). Явленский и Веревкина присоединились к ним. Это объединение не было преемником дрезденской группы «Мост» (Die Brücke), а развивалось параллельно, став вторым крупным центром немецкого экспрессионизма.
Участники «Синего всадника», среди которых были Пауль Клее, Август Маке и Габриэле Мюнтер, разделяли интерес к символическому значению цвета, духовному в искусстве, а также к примитивизму и средневековой живописи. Художники группы выставлялись вместе с московским объединением «Бубновый валет», но дистанцировались от более «русифицированной» группы «Ослиный хвост».
С началом Первой мировой войны «Синий всадник» распался. Явленского как российского подданного выслали из Германии, и он нашёл убежище в Швейцарии. В 1922 году он женился на Елене Незнакомовой, которая была матерью его единственного сына Андрея. В 1924 году Явленский, Кандинский, Клее и Лионель Файнингер создали объединение «Синяя четвёрка» (Die Blaue Vier) для продвижения своего творчества в США. Для дополнительной информации о вкладе Явленского см.: История экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930).
Последние годы и «дегенеративное искусство»
С 1929 года художник страдал от прогрессирующего артрита, который со временем почти полностью его парализовал. Болезнь сильно затрудняла работу, и последние свои картины Явленский писал, зажав кисть в обеих руках. Несмотря на физические страдания, он продолжал творить до 1937 года.
После прихода к власти нацистов в Германии его творчество было объявлено «дегенеративным искусством». В 1937 году 72 его работы были конфискованы из немецких музеев, а несколько из них выставлены на одноимённой пропагандистской выставке в Мюнхене. Художник скончался в Висбадене в 1941 году.
Наследие
Творчество Явленского сочетает в себе принципы экспрессионизма с влиянием постимпрессионизма в духе Ван Гога и Поля Гогена. В его работах прослеживаются глубокие связи с русской иконописной традицией и символизмом. Картины художника высоко ценятся на мировом арт-рынке.
Так, в 2003 году его работа «Шокко в шляпе с широкими полями» была продана на аукционе за сумму, превышающую 8 миллионов долларов. В 2008 году другая известная картина, «Шокко с красной шляпой», ушла с молотка почти за 18,5 миллионов долларов. Сегодня произведения Алексея фон Явленского хранятся в крупнейших музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?