Андре Бретон:
автор Сюрреалистического манифеста читать ~7 мин.
Важная фигура в французской живописи и один из основателей парижского дадаизма, французский поэт, писатель и критик Андре Бретон (фр. André Breton) наиболее известен как ведущий теоретик и публичный представитель движения сюрреализма — от его основания в 1924 году и до своей смерти в 1966 году. Кроме написания официального Манифеста сюрреализма (1924), посвящённого его другу Аполлинеру, впервые употребившему термин Surréalisme в 1917 году, Бретон был творческой силой, стоявшей за двумя главными журналами движения — Сюрреалистическая революция (1924–29) и Сюрреализм на службе революции (1930–33). До 1941 года он жил в Париже, затем бежал в США на период 1941–46 годов, присоединившись к ряду других эмигрантов-сюрреалистов в Нью‑Йорке. Там они повлияли на Джексона Поллока (1912–1956), Роберта Мазервелла (1915–1991) и других абстрактных художников Нью‑Йоркской школы. Его тексты сказались на формировании поп‑арта, а работа с медиа как с художественным инструментом предвосхитила флюксус, а также новые формы — перформанс и концептуализм.
Ранние годы
Андре Бретон родился в Теншебре, Нормандия, и вскоре переехал с семьёй в Париж. В школе он был отличником, особенно преуспевая в литературе, что дало ему прочную основу в современной культуре, включая современное искусство, прежде всего символизм и традицию Гюстава Моро. Он проявлял устойчивый интерес к левой политике, отходя от идеи «искусства ради искусства» к искусству, обращённому к широким аудиториям. Уже в юности Бретон начал собирать произведения и редкости.
В 1914 году, с приближением войны, Бретон начал обучение на медицинского санитара. В 1915 году, завершив подготовку, он служил в военных госпиталях, включая Нант и парижский Вал‑де‑Грас, где посетил раненого Гийома Аполлинера (1880–1918) — одного из самых влиятельных поэтов и арт‑критиков своего времени. Существенное влияние оказал и писатель Жак Ваше, чьё антиустановочное отношение распространялось на все формы изящного искусства. Ваше покончил с собой вскоре после войны; его переписка легла в основу книги Lettres de guerre (1919), к которой Бретон написал развёрнутое предисловие.
Опыт работы неврологическим санитаром побудил Бретона изучать психоанализ. Его заинтересовало искусство психиатрических пациентов и спонтанные проявления воображения — область, которую позже Жан Дюбюффе назовёт арт‑брютом. Эта линия напрямую приведёт Бретона к автоматическим методам письма и рисунка.
Путь к дадаизму и сюрреализму
Интерес к работе бессознательного, подкреплённый убеждением Аполлинера в необходимости исследовать «внутренние вселенные», направил Бретона к дадаизму — антиискусству, вспыхнувшему в нейтральной Швейцарии. В конце 1918 года он начал переписку с румынским поэтом Тристаном Тцара (1896–1963), одним из лидеров цюрихского дада вместе со скульптором Жаном Арпом (1886–1966) и кинорежиссёром Хансом Рихтером (1888–1976).
В 1920 году Бретон и Тцара встретились в Париже, где Бретон только что запустил авангардный журнал Littérature вместе с Луи Арагоном и Филиппом Супо. В 1920 году Бретон и Супо опубликовали книгу автоматического письма Les Champs magnétiques, ставшую ключевым прологом к сюрреализму. В сентябре 1921 года Бретон женился на своей первой жене, Симоне Кан.
Будучи активистом левого крыла дада, он тратил огромные усилия на пропаганду многочисленных дадаистских «хэппенингов» и других культурных акций: открытые письма, пресс‑релизы, интервью, объявления, плакаты, листовки, флаеры, манифесты и брошюры, чтения и мастерские. Но дадаизм в редакции Тцара оставался антихудожественным и не давал Бретону исследовать психоанализ и методы автоматического письма и рисунка. Это подтолкнуло его покинуть дадаизм и обозначить собственный вектор — Surréalisme.
Движение сюрреализма
Бретон стал основателем и публичным лидером одного из самых устойчивых движений современного искусства, заметно влияя на современных художников межвоенного времени. Официальной точкой отсчёта принято считать 1924 год — публикацию Сюрреалистического манифеста. Главная идея — высвобождение творческой энергии бессознательного.
Опираясь на опыт предшественников, таких как Джорджо де Кирико (1888–1978) — чьи работы Неопределённость поэта (1913, Tate, Лондон), Песня любви (1914, Музей современного искусства, Нью‑Йорк) и Тайна и меланхолия улицы (1914, частная коллекция) образуют загадочный мир, — сюрреалисты стремились объединить сон и явь в сверхреальность. Манифест зафиксировал интерес Бретона к автоматизму в искусстве, который он считал сердцевиной движения. В 1925 году состоялась первая сюрреалистическая выставка в парижской Galerie Pierre, а журнал La Révolution surréaliste выходил в 1924–1929 годах под редакцией Бретона.
Во Франции и Бельгии движение имело большой успех, объединяя широкий круг авторов. В него вошли представители абстрактного искусства — Хуан Миро (1893–1983), Макс Эрнст (1891–1976), Франсис Пикабия (1879–1953), Ив Танги (1900–1955), Андре Массон (1896–1987) и Жан Арп (1887–1966); а также мастера фигуративной линии — Сальвадор Дали (1904–1989), Рене Магритт (1898–1967), Поль Дельво (1897–1994). Знаменитые объекты и скульптуры создавали Жан Арп, Сальвадор Дали, Генри Мур (1898–1986), Альберто Джакометти (1901–1966), Ман Рэй (1890–1976), Ф. Э. Маквильям (1909–1992) и Мерет Оппенгейм (1913–1985).
В 1937 году Бретон открыл в Париже небольшую галерею Galerie Gradiva (оформление фасада выполнил Джакометти), которая стала ещё одной площадкой для продвижения сюрреализма. Доход от писательской деятельности оставался невелик, и Бретон частично жил за счёт продажи произведений из своей коллекции и работы с художниками через галерею.
Политический активист
С усилением политической напряжённости в 1930‑е годы сюрреалисты разделились: одни акцентировали политическую активность, другие стремились к коммерческому успеху, третьи концентрировались на автоматизме и связи сна с искусством. Сам Бретон, убеждённый марксист, вступил во Французскую коммунистическую партию в 1927 году и был исключён в 1933 году.
В 1938 году, прибыв в Мексику с культурной миссией, он встретился с Львом Троцким (1879–1940), а также с мексиканским монументалистом Диего Риверой (1886–1957) и его женой Фридой Кало (1907–1954). Совместно с Троцким и Риверой Бретон подготовил памфлет Манифест за независимое революционное искусство, призывавший к полной свободе художественного высказывания. В 1939 году он выступал в Европе против подавления интеллектуальной свободы.
Америка во время Второй мировой войны
В 1940 году Бретон вновь был призван во французскую армию как санитар. После оккупации Франции он через Марсель и Карибский маршрут добрался до Нью‑Йорка, где оставался до 1946 года. В эмигрантском кругу при поддержке обширных контактов Марселя Дюшана (1887–1968) и Макса Эрнста, недавно женившегося на коллекционере и промоутере Пегги Гуггенхайм (1898–1979), Бретон стал важным организатором и спикером.
Он привлёк новых сторонников сюрреализма: Доротею Таннинг, Фредерика Кислера, Энрико Донати, Аршила Горки, Джозефа Корнелла. Читая лекции в Йеле и других институциях и устраивая выставки, включая First Papers of Surrealism (Нью‑Йорк, 1942), он транслировал идеи автоматизма и интуитивного творчества. Это сказалось на ряде художников абстрактного экспрессионизма, особенно на Джексоне Поллоке, чьи ранние работы и экшн‑пейнтинг восприняли важные сюрреалистические черты. Существенная часть американского искусства середины XX века (поп‑арт, концептуальное искусство, перформанс, ассамбляж) в той или иной мере опиралась на сюрреализм.
Возвращение в Париж
После войны, в 1946 году, Бретон вернулся в Париж. Он продолжил левую политическую деятельность и пропаганду сюрреализма, уделяя больше времени эссеистике и поэзии. В 1928 году вышла его повесть Nadja, ставшая образцовым сюрреалистическим текстом, а в 1937 году — L’Amour fou. В 1959 году он опубликовал Созвездия — книгу стихов, вдохновлённую гуашевыми картинами Хуана Миро из серии Constellations.
Хотя к тому времени движение утратило остроту авангарда, Бретон оставался его непререкаемым лидером и использовал каждую возможность для выставок и публичных проектов. Он продолжал собирать самые разнообразные артефакты и произведения, включая предметы океанического искусства и образцы коренного племенного искусства. Когда его коллекция была продана в 2003 году, она насчитывала более 5300 объектов: картины, рисунки, скульптуры, книги, рукописи, каталоги, фотографии и объекты из повседневности.
Андре Бретон скончался в Париже в возрасте 70 лет. Его смерть ознаменовала завершение сюрреализма как организованного авангардного движения, хотя он остаётся популярным идиомом современного искусства для авторов по всему миру.
Наследие
Через манифесты, эссе, газетные тексты и редакционные проекты, а также кураторские инициативы, Андре Бретон оказал прямое влияние на парижский дадаизм и становление сюрреализма во Франции, Бельгии и США. В Америке его теории автоматизма и интуитивного художественного процесса заметно повлияли на абстрактный экспрессионизм Нью‑Йоркской школы. Наконец, его работа с медиа вдохновила целый спектр практик — от флюксуса и поп‑арта до перформанса и концептуального искусства.
Произведения и рукописи Бретона хранятся во многих ведущих художественных музеях и библиотеках Франции и мира, в частности в Национальном музее современного искусства, Центре Помпиду, Париж; а также в институциях Цюриха, связанных с Kunsthaus Zürich, где представлены значимые дадаистские материалы.
- Сюрреализм
- Поль Дельво (1897-1994). Увлекательное и волнующее путешествие в лабиринты подсознания
- Игорь Дрёмин: Владимир Барков «Иллюстрации к жизни»
- Сюрреализм
- Сальвадор Дали: художник-сюрреалист
- «Сюрреализм – это Я!»
- «Умереть первым» Джеймса Паттерсона, краткое содержание
- «Девушка, которая должна была умереть» Эйприл Генри, краткое содержание
- «Если мне следует умереть» Эмили Дикинсон
- «Если мы должны умереть» Клода Маккея
- Колорит культуры Грузии
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?