Камиль Писсарро, пейзажист и импрессионист читать ~10 мин.
Затворнический, вспыльчивый французский художник Камиль Писсарро был одним из основных представителей французского движения импрессионизма. На протяжении почти 50 лет импрессионистской пейзажной живописи он стремился зафиксировать чистые эффекты цвета и тона в природе. Однако, в отличие от Моне, бескомпромиссно сосредоточившегося на передаче эфемерных проявлений света, Писсарро никогда не забывал о важности композиции и структурных элементов в своей живописи.
Находясь под влиянием представителей Барбизонской школы пейзажной живописи, таких как Камиль Коро (1797-1875), Шарль-Франсуа Дюбиньи (1817-1878), Жан-Франсуа Милле (1814-1875), а также Гюстав Курбе (1819-1877), он широко заимствовал у своих современников. Приверженец живописи на пленэре, он вместе с Клодом Моне (1840-1926) и Альфредом Сислеем (1839-1899) входит в число лучших пейзажистов конца XIX века.
Кроме чистого импрессионизма, он исследовал ряд различных стилей, включая реализм, а также неоимпрессионизм, и писал самые разнообразные сюжеты в большинстве жанров живописи, включая пейзажи, городские пейзажи, портреты, натюрморты и крестьянские сцены.
Несмотря на пожизненную бедность, он был известен тем, что поощрял молодых художников-постимпрессионистов таких как Гоген и Ван Гог. Среди известных пейзажей Писсарро – Вид на Лувесьен, 1869 (Национальная галерея, Лондон); Овощной сад с цветущими деревьями, весна, Понтуаз (1877, Музей д’Орсэ); «Красные крыши» (1877, Музей Орсэ); и его картины «Бульвар Монмартр» (1897-8).
Подробнее о стиле Писсарро в пленэре см: Характерные черты живописи импрессионистов 1870-1910).
Юность и обучение
Писсарро родился, один из шести детей, у еврейских франко-португальских родителей – Авраама Габриэля Писсарро и Рахили Манзано-Поми – на острове Сент-Томас, на Виргинских островах. Он жил там до тех пор, пока его не отправили в школу-интернат во Франции для завершения образования. После окончания учёбы он вернулся к работе в семейном магазине, а в свободное время занимался рисованием.
Вскоре он решил стать полноценным художником, но его отец наложил вето на эту идею, и тогда Писсарро сбежал в Южную Америку вместе со своим другом, датским художником Фрицем Мельбю. Они поселились в Каракасе, Венесуэла, где организовали студию для художников, что напомнило позднее путешествие Поля Гогена на Таити. К счастью, через три года отец сдался, и в 1855 году Писсарро отправился в Париж, чтобы начать свою жизнь как художник. Для начала, как и его коллега по импрессионизму Эдгар Дега, он проводил время, копируя старых мастеров в Лувре, что привело его к сильному восхищению работами Камиля Коро, представителя французской барбизонской школы пейзажной живописи.
В 1856 году он поступил в Швейцарскую художественную Академию (Academie Suisse), а также в художественную школу (Ecole des Beaux-Arts). Первая не давала никаких художественных советов, а обучение во второй было настолько не вдохновляющим, что он обратился к Коро за неофициальной консультацией, а позже получил разрешение назвать себя «учеником Коро» на выставке Салона в 1864 году.
Ранние художественные влияния
Из всех его ранних контактов Коро считается самым важным влиянием Писсарро, от которого он развил своё чувство натурализма и любовь к живописи на открытом воздухе. Но помимо лирических картин Коро, ему также пришлись по душе спокойные пейзажи Шарля-Франсуа Добиньи (1817-1878) и грубые образы Жана-Франсуа Милле (1814-1875), а также приземлённый реализм Гюстава Курбе (1819-1877). В то же время Писсарро знакомился и дружил с молодыми художниками – Клодом Моне, Полем Сезанном (1839-1906) и Армандом Гийоменом (1841-1927), – вместе с которыми он создал стиль, известный как импрессионизм.
Он также стал активным участником дискуссий в кафе «Гербуа» в Париже, где писатели и художники собирались вместе для обмена идеями. В действительности, что касается живописи, Писсарро никогда не переставал усваивать чужие работы: действительно, если исследовать его работы на предмет признаков других художников, то можно обнаружить элементы, заимствованные у нескольких барбизонцев, а также у Дж. М. Тёрнера, Моне, Сезанна, Ренуара (1841-1919), Йохана Бартольда Йонгкинда (1819-1891) и Жоржа Серата (1859-1891).
Подробнее о факторах, способствовавших формированию искусства импрессионизма, см: Импрессионизм: Истоки и влияние. Подробнее о его развитии см: Ранняя история импрессионизма.
Ранние пейзажные картины
Примерно в 1860 году Писсарро начал отказываться от традиционных политических идей в пользу более левых или анархистских представлений об устройстве общества. По иронии судьбы, в своём творчестве он продемонстрировал гораздо больший талант к изображению реальности природы и сельских пейзажей, нежели к социальному реализму. Более того, он уже выставлялся в Парижском салоне.
Его тщательно проработанный пейзаж Монморанси оказался достаточно характерным для Коро, чтобы быть принятым на выставку 1859 года, и его снова принимали в 1864, 1865, 1866 годах. Он также участвовал в знаменитом Салоне отверженных, наряду с Эдуардом Мане (1832-1883) и Джеймсом Эбботом Макнилом Уистлером (1834-1903). Примерами его ранних, как правило, мрачных пейзажей являются: Chennevieres au bord de la Marne (1864, Национальная галерея Шотландии); Bord de la Marne en Hiver (1866, Художественный институт Чикаго) и L’Hermitage a Pontoise (1867, Музей Wallraf-Richartz, Кёльн).
Начало 1860-х годов стало для Писсарро особенно насыщенным событиями временем. В 1859 году его родители вернулись в Париж из Вест-Индии, что значительно улучшило условия его жизни. Затем в 1860 году он тесно привязался к Жюли Велле, горничной своей матери, – отношения, которые привели к выкидышу два года спустя, прежде чем в 1863 году родился первый из их семерых детей. Неудивительно, что предложенный им союз с девушкой-служанкой не встретил одобрения отца, который выгнал их обоих из дома и лишил его пособия. В 1865 году Авраам Писсарро умер, что вызвало финансовый кризис для его сына, у которого теперь была дочь.
Анализ работ художников-импрессионистов, таких как Писсарро, см: Анализ современной живописи (1800-2000).
В 1867 году Камиль Писсарро с семьёй переехал в Понтуаз, деревню недалеко от Овера, а затем поселился в Лувесьенне, в 20 милях от Парижа. В это время он постоянно работал на открытом воздухе над своими пейзажами, сохраняя студию в Париже и поддерживая контакты в кафе «Гербуа». Он тесно сотрудничал с Клодом Моне и Альфредом Сислеем, а также с Ренуаром.
Постепенно его палитра светлела, и он начал писать в стиле импрессионизма, используя более мелкие мазки ярких цветов. Однако, несмотря на похвалу известного писателя Эмиля Золя и активное участие в формирующейся группе импрессионистов, нехватка денег нередко заставляла его браться за мелкую работу, раскрашивая открытки и украшая витрины магазинов.
Писсарро с Моне в Лондоне
С началом франко-прусской войны в июле 1870 года сообщество импрессионистов-пейзажистов в Лувесьене распалось, и Писсарро покинул Францию, оставив после себя около 1500 законченных картин, и бежал в Лондон, где познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, парижским арт-дилером, который стал одним из его самых горячих сторонников. В последний раз он участвовал в Салоне в 1870 году.
В Лондоне он остановился у своей матери, которая уже жила в Сиденхеме, пригороде южного Лондона, и женился на Жюли, которая уже была беременна третьим ребёнком. Он также встретился с Моне, который также покинул Францию. Подробнее об этом периоде см: Моне и Писсарро в Лондоне. Пока же достаточно сказать, что главным преимуществом его пребывания в Лондоне стало тесное сотрудничество с молодым, но талантливым Моне, а также знакомство с традициями и техникой Английской пейзажной живописи. Этот опыт привёл его к более спокойному обращению с красящими пигментами, к быстрому нанесению ярких цветовых пятен. По сравнению с Моне, который теперь был полностью сосредоточен на изображении преходящих эффектов света, Писсарро по-прежнему верил в важность композиции на своих полотнах.
Подробнее о различиях в технике см: Развитие живописи импрессионистов.
Импрессионизм
В конце войны и после падения Парижской коммуны Писсарро вернулся в Лувесьенн, где к своему ужасу обнаружил, что из 1500 его картин уцелело только 40 – остальные 1460 полотен были уничтожены прусскими солдатами. Не падая духом, он продолжал писать так же активно, как и раньше. В 1872 году он вместе со своей растущей семьёй переехал обратно в Понтуаз, где его навещали молодые художники, искавшие вдохновения и совета, в том числе Поль Сезанн (1839-1906) и Винсент Ван Гог (1853-1890). Благодаря росту цен на аукционах и рекомендациям богатого художественного критика Теодора Дюре, графа де Бри, судьба Писсарро, казалось, пошла в гору. Увы, это был ложный рассвет.
В апреле 1874 года импрессионисты провели свою первую публичную выставку. Пейзажи Писсарро, как и все остальные, были раскритикованы художественными критиками, и продажи (и цены) были очень низкими. Несколько дней спустя умерла его 9-летняя дочь. Так случилось, что он был единственным импрессионистом, наряду с Эдгаром Дега, который участвовал во всех восьми выставках импрессионистов в Париже, прежде чем группа распалась в 1886 году.
Несмотря на то, что Писсарро был ключевой фигурой в современной французской живописи и ответственен за некоторые величайшие современные картины, он всегда сомневался в своих художественных способностях и так и не смог полностью утвердиться в стиле, который его полностью устраивал. Он переходил от мрачных пейзажей к более светлому импрессионизму, недолго поиграл с неоимпрессионизмом (после знакомства с Жоржем Сёра), а затем вернулся к импрессионизму.
Он часто выбирал высокие точки обзора, например, писал городской пейзаж из верхнего окна. Его палитра приобрела бледно-меловую окраску, и он отдавал предпочтение зелёным и синим оттенкам. Среди работ позднего периода можно выделить следующие: Автопортрет (1873, Музей д’Орсэ, Париж); Прачка (1880, Музей Метрополитен, Нью-Йорк); Молодая крестьянка в шляпе (1881, Национальная галерея искусств, Вашингтон); Пастушка (1881, Музей д’Орсэ); Церковь св. Жака в Дьеппе (1901, Музей Орсэ); «Красные крыши» (1877, Музей Орсэ).
Окончательное признание и успех
В 1893 году, когда Писсарро был 61 год, Дюран-Рюэль организовал чрезвычайно успешную индивидуальную выставку 46 его работ. Это, а также растущая репутация одного из величайших современных художников, наконец, обеспечили ему финансовую и творческую безопасность, которую он так долго искал. К сожалению, он уже страдал от хронической глазной инфекции, которая в значительной степени мешала ему писать картины на открытом воздухе. Из-за этого он был вынужден прибегнуть к написанию пейзажей в помещении.
В 1893 и в 1897 годах он снимал номера в парижских отелях, из которых написал 24 городских пейзажа в разное время суток и при разных погодных условиях. (Картины, оказавшие значительное влияние на американского импрессиониста Чайлда Хассама) Среди примеров – Бульвар Монмартр, дождливая погода, полдень (1897, частная коллекция) и Бульвар Монмартр ночью (1897, Национальная галерея, Лондон). Кроме того, в 1890-х годах он завершил серию речных видов вокруг Руана, а также множество работ в окрестностях Дьеппа, Эраньи, Гавра и Парижа.
Он продолжал работать в своей студии вплоть до своей смерти в 1903 году от заражения крови, прожив достаточно долго, чтобы стать свидетелем начала славы и влияния импрессионистов во всем мире. У него осталась одна дочь, Жанна Писсарро, и через неё родилось целое поколение других художников. Лелия Писсарро, Анри Бонин-Писсарро (также известный как Бопи) и Клод Бонин-Писсарро.
Наследие
К началу века Писсарро был признан одним из величайших французских художников-импрессионистов. Особенно его почитали некоторые крупные деятели постимпрессионизма, такие как экзотические Поль Гоген (1848-1903) и Поль Синьяк. Однако его общий вклад в историю искусства некоторое время оставался недооценённым. Если Моне был плодовитым практиком импрессионистского стиля, то Писсарро стал одним из главных зачинателей импрессионистской техники.
За свою 50-летнюю карьеру он создал более 3 000 картин маслом, темперой, пастелью, акварелью и гуашью, а также несколько сотен художественных гравюр. Кроме того, он не только внёс значительный вклад в теорию импрессионизма, но и был одним из главных организаторов группы и сумел сохранить дружеские отношения с такими сложными личностями, как Дега, Сезанн и Гоген.
Хотя при жизни Писсарро не продавал свои картины за большие деньги, сегодня на художественных аукционах они приносят миллионы долларов. Его работы можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?