Камиль Писсарро, пейзажист и импрессионист читать ~9 мин.
Камиль Писсарро — один из ключевых и самых последовательных представителей французского движения импрессионизма. За свою почти 50-летнюю карьеру в импрессионистской пейзажной живописи он стремился запечатлеть чистые эффекты цвета и тона в природе. Однако, в отличие от Моне, который был сосредоточен на передаче эфемерных проявлений света, Писсарро никогда не забывал о важности композиции и структурных элементов в своей живописи.
На него оказали влияние представители Барбизонской школы пейзажной живописи, такие как Камиль Коро (1796–1875), Шарль-Франсуа Добиньи (1817–1878) и Жан-Франсуа Милле (1814–1875), а также реалист Гюстав Курбе (1819–1877). Будучи приверженцем живописи на пленэре, он, наряду с Клодом Моне (1840–1926) и Альфредом Сислеем (1839–1899), входит в число лучших пейзажистов конца XIX века.
Кроме импрессионизма, он исследовал и другие стили, включая реализм и неоимпрессионизм. Художник работал в большинстве жанров, создавая пейзажи, городские виды, портреты, натюрморты и сцены из крестьянской жизни.
Несмотря на то, что Писсарро почти всю жизнь боролся с бедностью, он был известен своей поддержкой молодых художников-постимпрессионистов, таких как Поль Гоген и Винсент Ван Гог. Среди его знаменитых пейзажей — «Вид на Лувесьен» (1869, Национальная галерея, Лондон), «Огород с цветущими деревьями, весна, Понтуаз» (1877, Музей Орсе), «Красные крыши» (1877, Музей Орсе) и серия картин «Бульвар Монмартр» (1897–1898).
Подробнее о стиле Писсарро в пленэре см: Характерные черты живописи импрессионистов (1870–1910).
Юность и обучение
Камиль Писсарро родился в семье потомков португальских евреев, Авраама Габриэля Писсарро и Рахили Манзано-Помие, на острове Сент-Томас (Виргинские острова). Он жил там до тех пор, пока его не отправили завершать образование в школу-интернат во Франции. После учёбы он вернулся домой, чтобы работать в семейной лавке, а в свободное время занимался рисунком.
Вскоре Писсарро решил стать художником, но его отец выступил против. Тогда Камиль сбежал в Южную Америку со своим другом, датским художником Фрицем Мельби. Они обосновались в Каракасе (Венесуэла), где открыли студию. Спустя три года отец уступил, и в 1855 году Писсарро отправился в Париж, чтобы начать карьеру живописца. Подобно своему будущему коллеге-импрессионисту Эдгару Дега, он проводил время в Лувре, копируя работы старых мастеров, и проникся глубоким уважением к творчеству Камиля Коро, представителя Барбизонской школы.
В 1856 году он начал посещать частную студию — Академию Сюисс (Académie Suisse), а также поступил в Школу изящных искусств (École des Beaux-Arts). Первая не давала формального обучения, а вторая разочаровала его своим консерватизмом. В поисках наставника он обратился за советами к Коро и позже получил разрешение указать на выставке Салона 1864 года, что является «учеником Коро».
Ранние художественные влияния
Из всех ранних контактов самым важным для Писсарро стало влияние Коро, от которого он перенял чувство натурализма и любовь к работе на открытом воздухе. Кроме лирических картин Коро, ему также были близки спокойные пейзажи Шарля-Франсуа Добиньи, грубоватые образы Жана-Франсуа Милле и приземлённый реализм Гюстава Курбе. В это же время Писсарро познакомился и подружился с молодыми художниками — Клодом Моне, Полем Сезанном (1839–1906) и Арманом Гийоменом (1841–1927), — вместе с которыми он создавал стиль, позже названный импрессионизмом.
Он также стал активным участником дискуссий в кафе «Гербуа» в Париже, где писатели и художники обменивались идеями. Писсарро никогда не переставал изучать творчество других: в его работах можно обнаружить элементы, заимствованные у барбизонцев, а также у Уильяма Тёрнера, Моне, Сезанна, Ренуара (1841–1919), Йохана Бартольда Йонгкинда (1819–1891) и Жоржа Сёра (1859–1891).
Подробнее о факторах, способствовавших формированию искусства импрессионизма, см: Импрессионизм: Истоки и влияние. Подробнее о его развитии см: Ранняя история импрессионизма.
Ранние пейзажные картины
Примерно в 1860 году Писсарро начал склоняться к левым, анархистским взглядам на устройство общества. По иронии, в своём творчестве он проявил больший талант к изображению природы и сельской жизни, нежели к социальному реализму. Тем не менее, он уже выставлялся в Парижском салоне.
Его тщательно проработанный пейзаж Монморанси был достаточно близок по духу работам Коро, чтобы его приняли на выставку 1859 года. Картины Писсарро появлялись в Салоне также в 1864, 1865 и 1866 годах. Кроме того, он участвовал в знаменитом «Салоне отверженных» вместе с Эдуардом Мане (1832–1883) и Джеймсом Эбботом Макнилом Уистлером (1834–1903). Примеры его ранних, как правило, мрачных пейзажей: «Шенневьер на берегу Марны» (1864, Национальная галерея Шотландии), «Берег Марны зимой» (1866, Чикагский институт искусств) и «Эрмитаж в Понтуазе» (1867, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн).
Начало 1860-х годов было насыщено событиями в личной жизни художника. В 1859 году его родители вернулись в Париж, что улучшило его материальное положение. В 1860 году он начал жить с Жюли Велле, которая работала горничной у его матери. В 1863 году у них родился первенец, Люсьен; всего в семье было семеро детей. Отец не одобрил этот союз, лишив сына финансовой поддержки. После смерти Авраама Писсарро в 1865 году для художника наступил тяжёлый финансовый кризис.
Анализ работ художников-импрессионистов, таких как Писсарро, см: Анализ современной живописи (1800–2000).
В 1867 году Камиль Писсарро с семьёй переехал в Понтуаз, деревню недалеко от Овера, а затем поселился в Лувесьенне, в 30 км от Парижа. В это время он постоянно работал на открытом воздухе над своими пейзажами, сохраняя при этом студию в столице и поддерживая контакты в кафе «Гербуа». Он тесно сотрудничал с Клодом Моне, Альфредом Сислеем и Пьером-Огюстом Ренуаром.
Постепенно его палитра светлела, и он начал писать в импрессионистической манере, используя более мелкие мазки ярких цветов. Несмотря на похвалу писателя Эмиля Золя и активное участие в формирующейся группе импрессионистов, нехватка денег нередко заставляла его браться за любую работу, от раскрашивания вееров до украшения витрин магазинов.
Писсарро и Моне в Лондоне
С началом Франко-прусской войны в июле 1870 года сообщество художников в Лувесьенне распалось. Писсарро бежал в Лондон, оставив во Франции около 1500 своих картин. В Англии он познакомился с парижским арт-дилером Полем Дюран-Рюэлем, который стал одним из его главных покровителей. В 1870 году Писсарро в последний раз участвовал в официальном Салоне.
В Лондоне он остановился у своей матери в Сиденхеме, пригороде на юге города, и официально женился на Жюли, которая была беременна их третьим ребёнком. Там же он встретился с Моне, который тоже покинул Францию. Подробнее об этом периоде см: Моне и Писсарро в Лондоне. Пребывание в Англии позволило ему тесно сотрудничать с Моне и познакомиться с традициями английской пейзажной живописи. Этот опыт привёл его к более свободному обращению с красками и быстрому нанесению ярких цветовых пятен. Но в отличие от Моне, который полностью сосредоточился на мимолётных эффектах света, Писсарро по-прежнему считал композицию основой своих полотен.
Подробнее о различиях в технике см: Развитие живописи импрессионистов.
Импрессионизм
После окончания войны и падения Парижской коммуны Писсарро вернулся в Лувесьенн. К своему ужасу, он обнаружил, что из 1500 его картин уцелело лишь 40 — остальные были уничтожены прусскими солдатами. Не отчаиваясь, он продолжал писать с прежней энергией. В 1872 году он с семьёй переехал в Понтуаз, где его часто навещали молодые художники в поисках совета, в том числе Поль Сезанн (1839–1906) и Винсент Ван Гог (1853–1890). На какое-то время его финансовое положение улучшилось благодаря росту цен и поддержке критика Теодора Дюре. Увы, это был ложный рассвет.
В апреле 1874 года состоялась первая выставка импрессионистов. Пейзажи Писсарро, как и работы его товарищей, были разгромлены критиками, а продажи были ничтожны. Несколько дней спустя умерла его девятилетняя дочь. Писсарро стал единственным художником, принявшим участие во всех восьми выставках импрессионистов в Париже, которые проходили с 1874 по 1886 год.
Хотя Писсарро был ключевой фигурой в современной французской живописи и автором некоторых из величайших современных картин, он всегда сомневался в своих силах. Художник так и не остановился на одном стиле, который бы его полностью удовлетворял. Он переходил от мрачных пейзажей к светлому импрессионизму, недолго экспериментировал с неоимпрессионизмом после знакомства с Жоржем Сёра, а затем вновь вернулся к импрессионизму.
Он часто выбирал высокие точки обзора, например, писал городские пейзажи из окна верхнего этажа. Его палитра приобрела более бледные, меловые оттенки с преобладанием зелёных и синих тонов. Среди работ позднего периода выделяются: «Автопортрет» (1873, Музей Орсе, Париж), «Прачка, этюд» (1880, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Молодая крестьянка в шляпе» (1881, Национальная галерея искусств, Вашингтон), «Пастушка» (1881, Музей Орсе), «Церковь Сен-Жак в Дьеппе» (1901, Музей Орсе).
Окончательное признание и успех
В 1892 году, когда Писсарро было 62 года, Дюран-Рюэль организовал его большую и чрезвычайно успешную персональную выставку. Это, наряду с растущей репутацией одного из величайших современных художников, наконец, принесло ему финансовую стабильность. К сожалению, к тому времени он уже страдал от хронической глазной инфекции, которая мешала ему работать на пленэре. Из-за этого он был вынужден писать пейзажи, находясь в помещении.
В 1890-х годах он снимал номера в парижских отелях и создал знаменитые серии городских пейзажей в разное время суток и при разной погоде. Эти работы оказали значительное влияние на американского импрессиониста Чайлда Хассама. Примеры включают «Бульвар Монмартр днём, в дождливую погоду» (1897, частная коллекция) и «Бульвар Монмартр ночью» (1897, Национальная галерея, Лондон). Кроме того, он завершил серию видов Руана, а также множество работ в окрестностях Дьеппа, Эраньи, Гавра и Парижа.
Он продолжал работать до самой смерти от заражения крови в 1903 году, успев застать начало всемирной славы импрессионизма. Художник оставил после себя большую творческую династию. Пятеро его сыновей — Люсьен, Жорж Анри, Феликс, Людовик-Родо и Поль-Эмиль — также стали художниками. Его потомки, в том числе Лелия Писсарро и Клод Бонин-Писсарро, продолжают семейную традицию и сегодня.
Наследие
К началу XX века Писсарро был признан одним из величайших французских художников-импрессионистов. Его особенно ценили такие крупные деятели постимпрессионизма, как Поль Гоген (1848–1903) и Поль Синьяк. Однако его вклад в историю искусства долгое время оставался недооценённым. Если Моне был самым ярким практиком импрессионистского стиля, то Писсарро стал одним из главных его зачинателей и теоретиков.
За свою 50-летнюю карьеру он создал более 3 000 произведений в различных техниках — масло, темпера, пастель, акварель и гуашь, — а также несколько сотен гравюр. Писсарро не только внёс значительный вклад в теорию импрессионизма, но и был одним из главных организаторов группы, сумев сохранить дружеские отношения с такими сложными личностями, как Дега, Сезанн и Гоген.
Хотя при жизни Писсарро не продавал свои картины за большие деньги, сегодня на аукционах они стоят миллионы долларов. Его работы можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?