Каспар Давид Фридрих:
художник-романтик, мастер пейзажа читать ~7 мин.
Меланхоличный, чувствительный и набожный немецкий художник XIX века Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich) был одним из ведущих пейзажистов эпохи романтизма. Родившись недалеко от Балтийского моря, он поселился в Дрездене, где сосредоточился на духовном значении природы. Его вдохновляли тишина леса, эффекты света — особенно восход, сумерки и лунное сияние — и смена времён года. Его атмосферная пейзажная живопись раскрывала ранее неизведанный духовный элемент в природе, придавая работам эмоциональную глубину.
Будучи приверженцем пленэрной живописи, он создал более 500 картин, рисунков, офортов и гравюр на дереве. Для понимания их фона и контекста см.: Немецкое искусство XIX века. Среди самых знаменитых пейзажей Каспара Давида Фридриха — Зимний пейзаж (1811, Национальная галерея, Лондон); Меловые скалы на острове Рюген (1818, Музей Оскара Рейнхарта, Швейцария); Море льда (1823–1824, Кунстхалле, Гамбург) и Странник над морем тумана (1818, Кунстхалле, Гамбург).
Ранние годы
Фридрих, шестой из десяти детей, родился в строгой лютеранской семье в Грайфсвальде, Померания, на балтийском побережье Германии. В раннем возрасте он пережил множество трагедий. К 13 годам он потерял мать и сестру, а также стал свидетелем того, как утонул его младший брат. Эти события оказали огромное влияние на и без того благочестивую и чувствительную натуру Фридриха, что привело к формированию глубокой духовной связи с природой.
Обучение
Формальное художественное образование Фридриха началось в 1790 году в Университете Грайфсвальда. Оно включало занятия живописью и рисованием на открытом воздухе, где студентов поощряли делать наброски с натуры. На него также повлиял теолог Людвиг Готхард Козегартен, который учил, что природа есть божественное откровение. Другим источником вдохновения стал меланхоличный немецкий художник-маньерист Адам Эльсхаймер (1578–1610), чьи лирические пейзажи и ночные сцены демонстрировали большую чуткость к световым эффектам. Четыре года спустя Фридрих поступил в Копенгагенскую академию изящных искусств, где оттачивал навыки рисования с натуры. Пребывание в Копенгагене также дало ему возможность изучить коллекцию пейзажной живописи XVII века голландских художников-реалистов — таких как Альберт Кёйп и Якоб ван Рёйсдал — в Королевском музее изящных искусств.
Переезд в Дрезден
В 1798 году Фридрих поселился в Дрездене. Сначала он сосредоточился на гравюре, создавая офорты и эскизы для ксилографии. В живописи он поначалу ограничивался тушью и акварелью, лишь изредка обращаясь к маслу, как в работе Пейзаж с руинами храма (1797). Его основным жанром были и оставались пейзажи, хотя на протяжении карьеры он также создавал портреты и автопортреты.
Сюжеты для своих пейзажей, основанных на карандашных набросках, он черпал в основном из ландшафтов северной Германии. Художник исследовал леса, холмы и различные световые эффекты раннего утра и вечера. Он стал особенно искусным в передаче отражений солнца и луны на облаках и воде.
Ранний успех и зрелость
Первый публичный успех пришёл к Фридриху в 1805 году, когда он выиграл приз на веймарском конкурсе, организованном писателем Иоганном Вольфгангом фон Гёте. Вскоре после этого разразился спор, когда одна из его первых работ маслом — Крест в горах (1808, Государственные художественные собрания, Дрезден), также известная как Тетченский алтарь, — была представлена в качестве алтарного образа. Картина, изображающая распятие на вершине горы, в одиночестве среди природы, была сочтена скандальной. Однако она ясно обозначила главную цель Фридриха как художника: передать божественное качество природы.
В 1810 году Фридриха избрали членом Берлинской академии искусств, а в 1818 году — членом Саксонской академии. В том же году, в возрасте 44 лет, он женился на 25-летней Каролине Боммер. Этот брак, как сообщается, принёс ему много счастья и утешения. При этом Фридрих постоянно страдал от приступов депрессии, особенно в 1799, 1813, 1816 годах, а также в периоды 1803–1805 и 1824–1826 годов. Эти состояния оказали заметное влияние на его творчество: с 1826 года цветовая палитра его картин стала более тёмной и приглушённой.
Признание и поздние годы
Несмотря на периодические споры, слава Фридриха росла. В 1820 году великий князь Николай Павлович, будущий император России, лично посетил мастерскую художника и приобрёл несколько картин. Это покровительство продолжалось много лет. В следующем году поэт Василий Жуковский, наставник будущего царя Александра II, был настолько впечатлён работами Фридриха, что начал рекомендовать его искусство при русском императорском дворе. Позже эти покровители оказали художнику необходимую помощь, когда он обеднел.
К сожалению, по мере угасания романтизма, уступавшего место более реалистичным течениям, искусство Фридриха начало терять популярность. В последние 15 лет жизни его считали эксцентричным и старомодным. Покровители покинули его, финансовое положение ухудшилось, и он всё больше зависел от благотворительности друзей. Летом 1835 года Фридрих перенёс инсульт, который вызвал частичный паралич и сильно ограничил его способность рисовать. Он умер в относительной бедности в возрасте 65 лет.
Фридрих как художник
Фридрих использовал живопись как средство выражения своего глубоко личного отклика на мир природы, который он видел отражением божественного присутствия. Его индивидуалистический образ жизни — долгие одинокие прогулки по лесам и полям — в сочетании с острой наблюдательностью и живописным мастерством позволил ему создавать уникальные, запоминающиеся пейзажи. Историк искусства Герман Беенкен однажды сказал, что Фридрих писал зимние сцены, в которых “ещё ни один человек не ступал”.
Для усиления драматизма в своих картинах, например в серии с фигурами, созерцающими луну, он часто использовал композиционный приём Rückenfigur — изображение человека со спины. Эта фигура служит посредником между зрителем и пейзажем, приглашая разделить момент созерцания. Она не загораживает вид, а, наоборот, подчёркивает его величие и бесконечность, направляя взгляд вглубь пространства и усиливая чувство погружения.
Почти все его картины содержали символические мотивы, связанные с темами жизни, смерти и быстротечности человеческого бытия. Вечнозелёные ели символизировали надежду и вечную жизнь, а голые деревья, руины или обломки кораблекрушений — бренность человеческих свершений перед лицом вечности. Луна и восходящее солнце часто выступали как символы божественного света и надежды на спасение.
Вклад Фридриха в историю искусства заключался в изображении пейзажа не просто как красивого вида, а как романтического (romantische Stimmungslandschaft) и духовного переживания. Тем самым он, наряду с Дж. М. У. Тёрнером, утвердил пейзаж как самостоятельный и значимый жанр в западном искусстве.
Сравните романтизм Фридриха с реализмом немецкого исторического художника и раннего импрессиониста Адольфа Менцеля (1815–1905).
Наследие и возрождение
Символическое и антиклассическое творчество Фридриха повлияло на многих современников, в частности на норвежского художника Юхана Кристиана Даля (1788–1857), а также на более поздних мастеров, таких как Арнольд Бёклин (1827–1901) и русские художники Архип Куинджи (1842–1910) и Иван Шишкин (1832–1898). Его мистический подход нашёл отражение в работах американских художественных групп, таких как Школа реки Гудзон, представленная Томасом Коулом (1801–1848) и Фредериком Эдвином Чёрчем (1826–1900), а также в люминизме. Его живопись также вдохновила художников XX века, включая сюрреалиста Макса Эрнста (1891–1976) и американского абстрактного экспрессиониста Марка Ротко (1903–1970).
После смерти Фридрих был практически забыт на несколько десятилетий. Интерес к нему возродился лишь в конце XIX века благодаря норвежскому историку искусства Андреасу Оберу. В начале XX века его работы высоко оценили экспрессионисты и сюрреалисты. В 1930-е годы национал-социалисты пытались использовать его искусство в пропагандистских целях, что на время омрачило его репутацию. Однако после Второй мировой войны творчество Фридриха было переосмыслено, и сегодня он по праву считается одним из величайших мастеров немецкого романтизма и ключевой фигурой в истории мирового искусства.
- Главные тенденции развития западноевропейской культуры XIX в.
- Западноевропейский романтизм
- Всё, что нужно знать о романтизме
- Эжен Делакруа: художник-романтик
- Теодор Жерико: художник-романтик, портретист
- Идеальные пространства Юлиана Фаульхабера. 0+
- «Сумма теологии» Фомы Аквинского, краткое содержание
- «О христианской доктрине» Аврелия Августина, краткое содержание
- Главные фильмы года получили награды на «Белом слоне»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?