Поль Сезанн, французский художник читать ~7 мин.
Поль Сезанн (Paul Cézanne) — значимый участник как импрессионизма, так и сменившего его постимпрессионизма. Французского художника часто называют «отцом современного искусства». Его новаторство в композиции, перспективе и цвете стало поворотным моментом в переходе от искусства XIX к искусству XX века. Пабло Пикассо говорил о нём: “Сезанн был для нас как отец”.
Под влиянием импрессиониста Камиля Писсарро он специализировался на пейзажной живописи, создав знаменитую серию картин «Гора Сент-Виктуар» (1882–1906), а также на натюрмортах. В поздний период творчества Сезанн написал изысканные портреты, такие как Игроки в карты (1892–1896), Женщина с кофейником (1890–1895) и Мальчик в красном жилете (1889–1890). Его монументальная работа «Большие купальщицы» (1898–1905) оказала значительное влияние на кубизм Пикассо и Брака.
Ранние годы и обучение
Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года в семье состоятельного банкира и торговца. С юных лет он проявлял интерес к искусству, однако отец настаивал на более стабильной карьере для сына.
С 1852 по 1858 год Сезанн получал гуманитарное образование в Колледже Бурбон, где подружился с будущим писателем Эмилем Золя. В 1859 году он поступил на юридический факультет Университета Экс, но проучился там всего год. Вскоре он признался отцу, что хочет стать художником и переехать в Париж. Его друг детства Золя, уже живший в столице, поддержал это решение. В конце концов отец согласился финансировать его обучение.
В 1860 году Сезанн украсил загородный дом отца, известный как Jas de Bouffan, панно Les Quatre Saisons («Четыре времени года»), которое сегодня хранится в парижском Пти-Пале. Однако первая поездка в Париж продлилась всего шесть месяцев. Недовольный своими навыками, Сезанн уничтожил большинство холстов и, терзаемый сомнениями, вернулся домой, где начал работать в банке отца.
Анализ произведений художников-модернистов, таких как Сезанн: Анализ современных картин (1800–2000).
Раннее творчество и знакомство с импрессионизмом
Через год Сезанн вновь решил посвятить себя живописи. Его ранние работы отличались мрачным колоритом и тёмной палитрой. Он не смог сдать вступительные экзамены в Школу изящных искусств, а его картины были отвергнуты жюри Парижского салона. Примерно в это же время Писсарро познакомил его с художниками-импрессионистами: Эдуаром Мане, Пьером-Огюстом Ренуаром и Эдгаром Дега.
С 1862 по 1869 год, живя то в Эксе, то в Париже, Сезанн наблюдал за противостоянием между официальным академическим искусством и новаторской реалистической живописью Гюстава Курбе и участников «Салона отверженных» 1863 года. Творчество Эжена Делакруа, сочетавшее традиционные сюжеты и современный стиль, казалось ему наиболее близким.
Сезанн направил свои бурные эмоции в так называемую «мужественную» манеру письма (manière couillarde). Используя густые, тёмные краски, он создавал мрачные и эротизированные сцены, вдохновлённые итальянским и испанским барокко. Примерами могут служить картины L’Orgie («Оргия», 1864–1868) и L’Autopsie («Вскрытие», 1869).
Его портреты и натюрморты этого периода были более продуманными и демонстрировали удивительную силу. Среди них выделяются Le Nègre Scipion («Чернокожий Сципион», 1865) и Портрет Ашиля Эмперера (1866). Во время франко-прусской войны он жил в Л’Эстаке, где писал смелые пейзажи с яркими красками, например, Тающий снег в Л’Эстаке (1870).
В 1870 году, в возрасте 30 лет, Сезанн познакомился с Гортензией Фике, которая стала его возлюбленной, а позднее и женой. Мрачность его ранних работ постепенно исчезла, палитра стала светлее, и он всё чаще обращался к пейзажам. Этот период получил название «конструктивного» и характеризуется упорядоченными, параллельными мазками.
Выставки с импрессионистами
В 1872 году, после рождения сына Поля, Сезанн поселился в Овер-сюр-Уаз рядом с Камилем Писсарро, который оказал на него огромное влияние. Они часто работали вместе на пленэре. Писсарро познакомил Сезанна с техникой импрессионизма, и в 1874 году его работы были выставлены на первой выставке группы в бывшей студии фотографа Надара.
На этой выставке Сезанн представил картину «Дом повешенного» (1873), которая демонстрирует его глубоко личное видение, отличное от других импрессионистов. Сохраняя психологический анализ для сложных автопортретов, в других работах он сосредоточился на передаче объёма и тона. Геометрическая строгость в портрете Мадам Сезанн в красном кресле (1877) и гармония в Мосте в Мэнси (1879) показывают его интерес к форме и структуре.
В 1877 году Сезанн принял участие в третьей выставке импрессионистов, представив 16 работ. Его картины, особенно натюрморты и пейзажи, вызвали уважение коллег, но публика и критики встретили их насмешками. Подавленный холодным приёмом, художник решил больше не выставляться с группой. Он также не имел успеха в официальном Салоне, который ежегодно отвергал его работы с 1864 по 1881 год. Лишь однажды, в 1882 году, благодаря заступничеству друга, его Портрет Луи-Огюста Сезанна был принят — это была его первая и последняя работа, выставленная в Салоне.
Примечание: чтобы сравнить основные картины импрессионизма с работами Сезана, см. раздел: Характеристики импрессионистской живописи 1870–1910.
Постимпрессионистский период
В начале 1880-х годов Сезанн с семьёй окончательно переехал в Прованс. Этот переезд ознаменовал его разрыв с парижским импрессионизмом и возвращение к истокам. Хотя Писсарро оставался верен письму с натуры, Сезанн начал искать в живописи большую структурность. Он говорил, что хочет создать нечто «прочное и долговечное, как искусство в музеях».
Художник переключился на натюрморты, написав более 200 работ. В них он анализировал природу, утверждая, что её следует трактовать через «цилиндр, шар и конус». Ярким примером этого подхода является картина Яблоки и апельсины (1895–1900). Сезанн стремился «воссоздать Пуссена с натуры», подчиняя пейзажи, такие как виды горы Сент-Виктуар и скалы в Л’Эстаке, геометрическому анализу.
В 1886 году Сезанн унаследовал от отца крупное состояние, что обеспечило ему финансовую независимость. В том же году он женился на Гортензии Фике и порвал отношения с Золя из-за романа «Творчество», в котором узнал себя в образе непризнанного гения. Художник становился всё более замкнутым. К 1890 году он был настолько изолирован, что в Париже его считали умершим.
Признание пришло лишь в середине 1890-х. В 1895 году арт-дилер Амбруаз Воллар организовал первую персональную выставку Сезанна в Париже, где было представлено около 100 его картин. Выставка вызвала большой интерес и положила начало его известности. В 1897 году Воллар выкупил все работы из мастерской художника, а в 1900 году три его картины были показаны на Всемирной выставке.
Поздние шедевры и последние годы
Между 1890 и 1900 годами Сезанн создал серию великих произведений постимпрессионизма. В монументальной Женщине с кофейником (1890–1895) и в серии Игроки в карты (1890–1895), вдохновлённой работами братьев Ленен, он продемонстрировал всю мощь своего таланта. Глубокий анализ, часто наполненный эмоциями, характеризует такие портреты, как Мужчина, курящий трубку (1890) и Портрет Амбруаза Воллара (1899).
Им восхищались молодые художники, например, группа «Наби» во главе с Пьером Боннаром и Морисом Дени. В 1901 году на «Салоне независимых» Дени выставил картину Посвящение Сезанну. Художник продолжал работать над излюбленными темами, создавая вариации Купальщиков, кульминацией которых стала монументальная работа Большие купальщицы (1898–1905), и пейзажи с горой Сент-Виктуар.
Несмотря на ухудшение здоровья, Сезанн продолжал ежедневно работать в своей студии. В октябре 1906 года, возвращаясь с пленэра, он попал под сильный дождь, простудился и заболел пневмонией. Неделю спустя, 22 октября, художник скончался.
Наследие и репутация
Влияние Сезанна на историю искусства было огромным. Его работа с цветом сближала его с постимпрессионистами, такими как Поль Гоген и Ван Гог. Однако именно его настойчивый поиск базовой структуры в композиции заложил основы для революционных течений XX века. Его подход к анализу видимого мира продолжили такие мастера, как Джорджо Моранди, Жорж Брак и Хуан Грис.
В 1907 году на Осеннем салоне прошла большая ретроспектива из 57 работ Сезанна. Она оказала огромное влияние на Пикассо и Брака, которые в тот момент формировали свой новый стиль — кубизм. Творчество Сезанна стало мостом между импрессионизмом XIX века и авангардными движениями XX века, навсегда изменив курс развития мирового искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?