Винсент Ван Гог:
голландский художник-экспрессионист читать ~18 мин.
Один из самых влиятельных деятелей движения постимпрессионизма во Франции, Винсент Ван Гог также считается основоположником экспрессионизма 20-го века. Его использование цвета, грубая кисть и примитивистская композиция предвосхитили фовизм (1905), а также немецкий экспрессионизм (1905-13). Хотя он начал писать картины только в последние 10 лет своей жизни и не смог продать свои работы при жизни, его картины и рисунки сегодня являются одними из самых известных в мире произведений современного искусства.
В 1990 году его «Портрет доктора Гаше» был продан за 82,5 миллиона долларов, а в 1998 году его «Портрет художника без бороды» был продан за 71,5 миллиона долларов. В результате Ван Гог стал – наряду с Пикассо и Уорхолом – одним из величайших современных художников.
Почему Винсент Ван Гог стал таким известным? Во-первых, он прожил короткую, но увлекательную жизнь, которая закончилась самоубийством; во-вторых, многие его работы автобиографичны, что придаёт им дополнительную значимость; в-третьих, его стиль живописи – яркие цвета, нанесённые на холсты широкими мазками густой краски импасто – был поистине революционным и вдохновил несколько поколений художников XX века. В частности, его очень оживлённый стиль жестовой живописи положил начало традиции, которую позже развили представители Нью-Йоркской школы.
Его величайшие экспрессионистские картины: Едоки картофеля (1885, Музей Ван Гога, Амстердам), Двенадцать подсолнухов в вазе («Подсолнухи», 1888, Новая пинакотека, Мюнхен), Разводной мост с повозкой (1888, Музей Кроллер-Мюллер, Оттёрло), Терраса кафе ночью (1888, КММ, Оттёрло), Спальня Ван Гога в Арле (1888, Музей Орсе), Автопортрет с перевязанным ухом (1889, Галерея Института Курто, Лондон), Звёздная ночь (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и Пшеничное поле с воронами (1890, VGM, Амстердам). Самая большая коллекция его работ находится в Музее Ван Гога в Амстердаме.
Ранняя жизнь
Родившись в очень религиозной семье – его отец был протестантским священником – Ван Гог проявил живой талант к рисованию уже в 9 лет, но лишь много позже (в возрасте 27 лет) он окончательно утвердился в своём призвании художника. Фактически он начал свою трудовую деятельность в качестве сотрудника художественной галереи Гупиля (филиалы в Гааге, Лондоне и Париже).
В 1878 году, в поисках своего первого призвания стать священником, он начал изучать теологию, но не закончил учёбу из-за своей слишком мистической решимости идти по «стопам Христа». Однако стремление спасать души и помогать бедным привело его к работе евангелистом в одном из беднейших шахтёрских районов Бельгии, откуда он был изгнан в 1880 году, в год, когда он решил стать художником.
Он начал свою карьеру художника при моральной и финансовой поддержке своего брата Тео, с которым он поддерживал непрерывную переписку на протяжении всей своей жизни. Основными источниками вдохновения для его творчества были библейские истории и произведения Эмиля Золя, Виктора Гюго и Чарльза Диккенса, а также картины Оноре Домье (1808-1879) и, прежде всего, реализм благочестивого Жана-Франсуа Милле (1814-1875).
Художественная карьера Ван Гога делится на два основных периода, в целом соответствующих периодам его проживания в Нидерландах и Франции. Короткий, но важный период, проведённый в Антверпене, стал связующим звеном между Голландией и Францией. Между тем, французский период делится на четыре части: Париж, Арль, Сен-Реми и Овер-сюр-Уаз.
Нидерланды (весна 1881 – ноябрь 1885)
Голландский период Ван Гога (когда он жил в Эттене, Гааге, Дренте и Нюэнене) отражает его опыт работы в Боринаже, бельгийском районе добычи угля, расположенном недалеко от французской границы. Он решил совершенствовать свой рисунок, изучая гравюры на дереве и литографии в копиях «Иллюстрированных лондонских новостей», которые он сохранил после своего предыдущего пребывания в Лондоне (1863-5). Он также исследовал акварельную живопись (Крыши, 1882) и пришёл к масляной живописи только после нескольких лет терпеливых усилий. В Гааге, где он недолго работал с Брейтнером над этюдами уличных сцен, он получил свой первый и единственный заказ: двенадцать рисунков пером и тушью с видами города. Заказ поступил от его дяди, торговца картинами в Амстердаме.
Там же, в Гааге, он выполнил чёрным свинцом рисунок Печаль (апрель, 1882) – аллегорическую фигуру, моделью для которой послужила Сиен, беременная проститутка, с которой он сожительствовал. Тема отчаяния, чисто графический стиль и ощущение острого напряжения, которые делают эту картину виртуозным примером прото-символизма, сравнимы с работами Густава Климта (1862-1918) и Эгона Шиле (1890-1918).
Ван Гог освоил технику рисования в Нюэнене, где его сюжеты – простые мужчины и женщины, такие как крестьяне и ткачи, обычно за работой – изображались с инстинктивной симпатией и никогда не преувеличивались (Крестьянин собирает урожай, 1885, Музей Кроллер-Мюллер, Оттёрло). Его картины характеризуются драматическим кьяроскуро и импасто, а также выразительным ракурсом, напоминающим некоторые аспекты Хальса и Рембрандта; “Мне жаль, что многие современные художники лишают нас бистра и битума, которыми было написано столько прекрасных картин”, – ответил он своему брату, который из Парижа, где он работал с 1880 года, пытался убедить Винсента облегчить палитру, как это делали художники-импрессионисты.
Кульминацией голландского периода стала картина «Едоки картофеля» (1885, Музей Ван Гога, Амстердам). Хотя это не одна из лучших работ Ван Гога, она важна своей исторической значимостью и для понимания его искусства. Позже, в приюте в Сен-Реми, Ван Гог вспоминал о ней с ностальгией, вспоминая о своём пребывании на севере. “Я пытался показать, как эти люди, поедающие картошку при свете ламп, копали землю теми самыми руками, которыми они кладут её себе в тарелку, и поэтому картина говорит о ручном труде и о том, как они честно заработали свою еду”.
Ван Гог полностью расцвёл как художник только после поездки в Париж в конце февраля 1886 года. До этого времени он выбирал мрачные коричневые цвета, а его картины отличались тяжёлыми формами. Не было никаких признаков ярких красок и лёгких композиций его более поздних, более известных картин. Он находился под сильным влиянием реализма Милле, идеализацией сельской бедноты которого он восхищался.
Антверпен (ноябрь 1885 – февраль 1886)
С конца ноября 1885 года до конца февраля 1886 года Ван Гог находился в Антверпене. Это был важный период в его карьере, поскольку он ознаменовал развитие его интереса к цвету под двойным влиянием Рубенса, которого он обнаружил в музеях, и японизма – в частности, японских гравюр укиё-э, которые он коллекционировал (впоследствии у него было около 200). Кроме того, именно в Антверпене он начал свой цикл автопортретов, написав удивительный «Череп с сигаретой» (1886, Музей Ван Гога, Амстердам), редкое произведение чёрного юмора, напоминающее сложного бельгийского художника-символиста Джеймса Энсора (1860-1949).
Париж (февраль 1886 – февраль 1888)
Но именно в Париже – где он жил со своим братом Тео с февраля 1886 по февраль 1888 года – его ви́дение изменилось. Во время его двухлетнего пребывания в городе импрессионизм всё ещё был в моде в художественных кругах, а неоимпрессионизм – творение Жоржа Сёра и Поля Синьяка – был передовым вариантом.
После короткого времени работы под руководством Кормона в его студии, где он познакомился и подружился с Тулуз-Лотреком (1864-1901), его брат Тео познакомил его с основателями импрессионизма, включая Моне (1840-1926), Ренуара (1841-1919), Сислея (1839-1899) и Дега (1834-1917), а также неоимпрессионистов Жоржа Сёра (1859-1891) и Поля Синьяка (1863-1935). Ван Гог объединился с Камилем Писсарро (1830-1903) и Эмилем Бернаром (1868-1941), став постоянным посетителем магазина Жюльена Танги.
В 1886 году его палитра светлеет, и это становится особенно заметным в его цветочных картинах (Герань, 1886). Из изучения японского искусства (иногда наиболее точно скопированного на холсте) Ван Гог перенял более свободный тип композиции и использование плоскостей плоского цвета. Он также изучал пуантилизм Сёра (ответвление дивизионизма), форму постимпрессионистской живописи, совершенно не совпадающую с его собственным подходом. (См.: Автопортрет в войлочной шляпе, 1888, Музей Ван Гога, Амстердам).
Страстная интенсивность его периода в Нюэнене, всё ещё заметная в первые месяцы его пребывания в Париже (Голова женщины, 1886), исчезла в серии работ, полных яркого света и чувства, отличающихся живостью исполнения и свежими цветами, среди которых преобладают белые, розовые и голубые.
Арль (февраль 1888 – апрель 1899)
Долгие беседы в Париже с Гогеном и Бернаром, двумя самыми новаторскими художниками-постимпрессионистами, однако, убедили Ван Гога в том, что ему следует отказаться от импрессионизма и родственных стилей. И вот, в феврале 1888 года, завершив более 200 картин, Ван Гог уехал из Парижа в Арль, надеясь найти в Миди (который ему рекомендовал Лотрек) больше света и цвета.
В течение следующих 12 месяцев он пытался передать с помощью выразительных контуров и усиленных цветовых эффектов реальность своих чувств по отношению к предмету. Таким образом, его художественная концепция была частично экспрессионистской, частично символистской. Прежде всего, она была спонтанной, поскольку он работал с большой скоростью и интенсивностью, стремясь поймать настроение, пока оно владело им.
Понимая, что развитие его искусства отныне должно идти по пути цвета, он очень быстро выступил против импрессионизма и его аллюзивного характера (Pont de l’Anglois, 1888, Музей Кроллер-Мюллер, Оттёрло). Именно эта концентрация на линии и цвете заинтересовала его в японских гравюрах (Plaine de la Crau, 1888, Музей Ван Гога, Амстердам) и в Гогене (1848-1903), которым он восхищался и который, по его приглашению, приехал погостить у него в Арле (20 октября 1888).
Этот первый опыт совместной творческой жизни закончился кризисом 23 декабря, после ссоры с гостем, когда Ван Гог попытался напасть на Гогена, а затем отрезал часть собственного левого уха: см. Автопортрет с перевязанным ухом (1889) Галереи Института Курто, Лондон.
Кроме своих патологических последствий (первые признаки эпилептической природы последующей болезни Ван Гога), этот инцидент свидетельствует о различии темпераментов двух художников. Гоген был в основе своей классиком, даже в своём стремлении к широким океанам и потерянным раям. Ван Гог, чьи конфликты всегда разрешались драматически, работал в современном стиле. В течение 18 месяцев жизни, которые ему оставались, Ван Гог пытался, неистово работая, сдержать приступы безумия, которые периодически на него нападали. Влияние Гогена, не слишком благотворное в некоторых картинах, где аранжировка слишком изучена (Воспоминание о саде в Эттене, ноябрь 1888 г., Эрмитаж), в других случаях было усвоено более успешно, как в Танцевальном зале в Арле (1888 г., Музей Орсе) или в окончательном варианте Кресла-качалки, (1889 г., Коллекция Стахелина, Базель).
Убежище Сен-Реми (май 1889 – апрель 1890)
«Берсеза» была написана вскоре после того, как Ван Гог покинул больницу в Арле после вынужденного пребывания там в марте 1889 года. Пока он находился там, его навещал Синьяк, но он страдал от враждебности других пациентов. В мае 1889 года, после появления новых симптомов психического расстройства, Ван Гог попросил временно поместить его в лечебницу в Сен-Реми-де-Прованс, чтобы находиться под наблюдением врачей – живопись, по его мнению, была его единственным способом сохранить рассудок. Он оставался добровольным пациентом приюта в течение года, с мая 1889 года по май 1890 года, и за это время на него напало несколько страшных приступов безумия, которые оставили его в полном упадке сил.
Однако за эти периоды пребывания в Арле и Сен-Реми было создано множество полноценных работ, пейзажей, цветочных картин и портретов. В них Ван Гог использовал цвет в очень индивидуальной манере, основанной на гармонии жёлтого, зелёного, синего и фиолетового (Тополя, 1889, Neue Pinakothek, Мюнхен; Хейрик, 1889, Kroller-Muller). Широкие плоскости, пропитанные повышенным цветом, которые составляли его фоны («Арлезианка», 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и Музей Орсе), а также наследие японских гравюр и влияние Гогена, все больше уступали место динамичной анимации и ломаным мазкам неоимпрессионизма («Оливковые деревья», 1889, Кроллер-Мюллер), хотя подлинные истоки этой техники можно найти в его рисунках, выполненных в японской манере с использованием бамбука или камыша (Ла Крау, вид с Монмажура, Арль, 1888, Музей Ван Гога, Амстердам).
Хотя Ван Гог заявлял, что стремится выразить с помощью красного и зелёного цвета бурные человеческие страсти, на самом деле он очень редко использовал тёплые тона. Некоторые из его арльских портретов, например, отличаются сильным рисунком с чёткими акцентами и показным, но тонким цветом (Молодой человек в кепке, 1888, частная коллекция). Однако те портреты, которые были завершены в Сен-Реми, отличаются изящной гибкой работой и более импастовой поверхностью (Портрет де Трабу, (служитель психушки, 1889, частная коллекция).
Последние месяцы в Овер-сюр-Уаз (май-июль 1890 года)
Эти характеристики также характерны для пейзажной живописи, которую Ван Гог создал в Овер-сюр-Уаз Церковь в Овере, Соломенные домики в Кордевиле, Музей д’Орсэ) – деревне, где он провёл последние три месяца своей жизни (май-июль 1890 года). Но эти картины, суровые и неровные по стилю, были первыми признаками растущего страдания перед угрозой новых срывов.
Тем временем художественные критики наконец-то начали хвалить его работы. Ещё в январе 1890 года статья Альбера Орье в Mercure de France впервые привлекла внимание к творчеству Ван Гога. В феврале Тео сообщил брату о продаже одной из картин, «Красный сад» («Красные виноградники в Арле», сейчас находится в Пушкинском музее, Москва), на Салоне в Брюсселе за 400 франков бельгийской художнице Анне Бох.
В мае 1890 года тоска по дому заставила его остановиться у доктора Поля Гаше, врача-художника, живущего в Овер-сюр-Уаз под Парижем, которого ему порекомендовал Писсарро. Позже Ван Гог выполнил две версии «Портрета доктора Гаше», обе из которых подчёркивают меланхолическое настроение врача. В обоих случаях он изображён сидящим за столом, поддерживающим голову правой рукой. Обе работы, которые сейчас считаются двумя лучшими экспрессионистскими портретами, были завершены Ван Гогом во время его короткого пребывания у доктора Гаше в Овер-сюр-Уаз недалеко от Парижа, когда он проходил курс лечения от психического расстройства.
Гаше сам был увлечённым художником, и Ван Гог был рад возможности рисовать человека, который понимал его работу. Оба портрета были выполнены в июне 1890 года незадолго до самоубийства Ван Гога. Первая версия стала знаменитой в мае 1990 года, когда она была куплена на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 82,5 миллиона долларов – мировой рекорд для картины того времени. Согласно последующим рассказам, картина была перепродана частному коллекционеру. (Для получения дополнительной информации см: Самые дорогие картины: Топ-10) Вторая версия портрета находится во владении Музея д’Орсэ в Париже.
За 70 дней пребывания в Овере Ван Гог написал 70 картин маслом, включая «Пшеничное поле с воронами» (1890) – безусловно, одну из самых известных его пейзажных картин со зловещими чёрными птицами.
К несчастью, лечение доктора Гаше оказалось безуспешным. Депрессия его пациента углублялась, и 27 июля 1890 года, в возрасте 37 лет, Винсент Ван Гог вышел в поле и выстрелил себе в грудь из револьвера. Через два дня он умер. Он оставил после себя обширную коллекцию из 900 картин и 1100 рисунков и набросков, большинство из которых были написаны в последние годы его жизни.
Репутация и наследие
Ван Гог испытал огромные страдания от рук мира, который он любил, но который не любил его. В ответ на это неприятие Ван Гог использовал живопись, чтобы создать свой собственный мир – мир, полный цвета и движения, который содержит все его эмоции, что сделало его одним из великих художников-экспрессионистов 19 века. Подробнее о реакции на его работы в Нидерландах см: Постимпрессионизм в Голландии (1880-1920).
Его страстное, автобиографическое искусство оказало сложное влияние на его современников и последователей. Фовам он показал, как композиция может быть достигнута с помощью цвета, а экспрессионистам, более занятым моральным значением, – символическую роль, которую может играть цвет. Картины его французского периода сыграли большую роль в эволюции современного искусства, в то время как его голландские картины вызывали меньший интерес до Первой мировой войны, когда бельгийско-голландская школа экспрессионистов нашла вдохновение в суровых достоинствах существования, прожитого в сельской местности. Но следует отметить его глубокое влияние на модернистку из Ворпсведе Паулу Модерсон-Беккер (1876-1907).
Настоящих последователей Ван Гога можно найти здесь, особенно в поздних работах бельгийского экспрессиониста Константа Пермеке (1886-1952), написанных, когда он жил в Яббеке. В последних картинах Ван Гога, таких как Кукурузное поле с воронами и деревьями, Корни и ветви (обе – Музей Ван Гога, Амстердам), лихорадочная поспешность исполнения и близость точки зрения, влекущая за собой некоторую потерю идентичности мотива, предвещают некоторые современные движения, в частности Абстрактный экспрессионизм.
Наряду с масляной живописью, Ван Гог создал много произведений графики – акварели и рисунки в различных техниках (индийские чернила, графитный карандаш, чёрный карандаш, угольный карандаш и уголь, пропитанный маслом) – также выдающиеся: см., например, интенсивность «Кукурузного поля с кипарисами» (1889, Музей Ван Гога, Амстердам).
Наряду с Сезанном и Гогеном, Ван Гог был одним из центральных художников на знаковой выставке постимпрессионистов в Лондоне под названием: Мане и постимпрессионисты (1910), организованной Роджером Фраем (1866-1934).
Коллекции
Картины Ван Гога висят во многих лучших художественных музеях мира. Особенно прекрасные коллекции находятся в Амстердаме (Музей Стеделийк и Музей Ван Гога, открытый в 1972 году) и в Оттёрло (Музей Кроллер-Мюллер), где публичные коллекции составляют почти половину всего творчества художника. В Париже в Музее д’Орсэ хранится около 20 картин последних лет жизни художника.
В самых известных американских художественных музеях хранятся некоторые из величайших работ Ван Гога. Среди них: Музей изящных искусств Бостона, Чикагский художественный институт, Музей искусств Фогга в Кембридже, Детройтский институт искусств, Фонд Барнса Мерион, Художественная галерея Йельского университета, Музей Метрополитен и MoMA в Нью-Йорке, Музей искусств Филадельфии, Музей искусств Толедо, Коллекция Филлипса и Национальная галерея искусств в Вашингтоне.
Избранные картины Винсента Ван Гога
Здесь представлена краткая подборка его самых известных работ с указанием музеев, в которых они находятся.
ГОЛЛАНДИЯ, АНТВЕРПЕН
Пляж с фигурами и море с кораблём (1882) Музей Ван Гога, Амстердам.
Государственная лотерея (1882) Музей Ван Гога, Амстердам.
Крестьянка (1885) Коллекция Э.Г.Бюрле, Цюрих.
Крестьяне мужчина и женщина, сажающие картофель (1885) Кунстхаус, Цюрих.
Едоки картофеля (1885) Музей Ван Гога, Амстердам.
Голова голландского крестьянина (1885) Музей д’Орсэ, Париж.
Череп с сигаретой (1886) Музей Ван Гога, Амстердам.
ПАРИЖ
Монмартр. Париж (1886) Художественный институт Чикаго.
Терраса кафе «La Guinguette» (1886) Музей д’Орсэ.
Автопортрет в соломенной шляпе (1887) Детройтский институт искусств.
Женщина за столиком в «Кафе дю Тамбурин» (1887) Музей Ван Гога, Амстердам.
Автопортрет в серой фетровой шляпе (1887) Стеделийк, Городской музей, Амстердам.
Портрет Пере Танги (1887) Коллекция Ставроса С. Ниархоса.
Автопортрет в соломенной шляпе (1887) Музей Ван Гога, Амстердам.
АРЛЬ, СЕНТ-РЕМИ
Всенощное кафе в Арле (1888) Художественная галерея Йельского университета.
Ваза с маргаритками и анемонами (1887) Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло.
Двенадцать подсолнухов в вазе (1888) Нойе Пинакотека, Мюнхен.
Разводной мост с каретой (1888) Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло.
Разводной мост с дамой с парасолем (1888) Музей Вальрафа-Рихартца, Кёльн.
Подсолнухи (1888) Национальная галерея, Лондон.
Терраса кафе ночью (1888) Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло.
Спальня Ван Гога в Арле (1888) Музей д’Орсэ.
Жёлтый дом, Арль (1888) Музей Ван Гога, Амстердам.
Стул Винсента с трубкой (1888) Национальная галерея, Лондон.
Мост Тринкетейль, Арль (1888) Кунстхаус, Цюрих.
Кресло Гогена с книгами и свечой (1888) Музей Ван Гога, Амстердам.
Автопортрет (Посвящается Полю Гогену) (1888) Художественный музей Фогга.
Пейзаж урожая (1888) VGM.
Автопортрет с трубкой (1888) Частная коллекция.
Оливковый сад (1889) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Портрет мадам Рулён (1889) Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло.
Автопортрет с забинтованным ухом (1889) Галереи Института Курто, Лондон.
Вид Арля. Цветущий сад с тополями (1889) Пинакотека, Мюнхен.
Двор больницы в Арле (1889) Коллекция Оскара Рейнхарта.
Ирисы. Сен-Реми (1889) Музей Дж. Пола Гетти.
Два кипариса. Сен-Реми (1889) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Пшеничное поле с кипарисами, Сен-Реми (1889 г.) Национальная галерея, Лондон.
Оливковый сад. Сен-Реми (1889) Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло.
Звёздная ночь. Сен-Реми (1889) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Сборщики оливок, Сен-Реми (1889 г.) Частная коллекция.
Автопортрет (1889) Коллекция миссис Джон Хэй Уитни, Нью-Йорк.
Автопортрет (синий). Сен-Реми (1889) Музей д’Орсэ.
Спальня Ван Гога в Арле (1889) Институт искусств Чикаго.
Полуденный отдых (после Милле). Сен-Реми (1890) Музей д’Орсэ.
Ветви цветущего миндального дерева (1890) Музей Ван Гога, Амстердам.
АВЕРС-СЮР-ОЙЗ
Портрет доктора Гаше, сидящего за столом (1890) Частная коллекция.
Сад доктора Гаше в Овер-сюр-Уаз (1890 г.) Музей д’Орсэ.
Церковь в Овере (1890 г.) Музей д’Орсэ.
Дорога с идущим человеком, каретой, кипарисом, звездой, луной (1890) Оттерло.
Дорога в Овере после дождя (1890) Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва.
Крестьянка в соломенной шляпе (1890) Частная коллекция.
Мадемуазель Гаше за фортепиано (1890) Кунстмузеум Базель.
Пшеничное поле с воронами (1890) Музей Ван Гога, Амстердам.
Деревенская улица в Овере (1890) Атенеумин Тайдемусео, Хельсинки.
- Музей им. Пожалостина представляет творчество американских художников. рождённых в России
- Художник Д. Г. Левицкий и его портреты
- Премьера спектакля «Двенадцатая ночь» прошла в новосибирском «Глобусе»
- Международная выставка «ВОСТОК-ЗАПАД»
- «Дыра в моей жизни» Джека Гантоса, краткое содержание
- Анализ ДНК установит авторство Ван Гога относительно «Натюрморта с пионами»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?