Винсент Ван Гог:
голландский художник-экспрессионист читать ~18 мин.
Винсент Ван Гог — один из самых влиятельных деятелей постимпрессионизма во Франции, которого также считают основоположником экспрессионизма XX века. Его манера использования цвета, грубые мазки и примитивистская композиция предвосхитили появление фовизма (1905) и немецкого экспрессионизма (1905–1913). Хотя Ван Гог начал писать картины лишь в последние десять лет своей жизни и почти не продавал работы при жизни, сегодня его полотна и рисунки — одни из самых узнаваемых произведений современного искусства в мире.
В 1990 году его «Портрет доктора Гаше» продали за 82,5 миллиона долларов, а в 1998 году «Портрет художника без бороды» — за 71,5 миллиона долларов. В результате Ван Гог встал в один ряд с Пабло Пикассо и Энди Уорхолом как один из величайших современных художников.
Чем объясняется такая известность Винсента Ван Гога? Во-первых, его короткой и драматичной жизнью, закончившейся самоубийством. Во-вторых, автобиографичностью многих его работ, что придаёт им дополнительную ценность. В-третьих, его стиль живописи был поистине революционным и вдохновил несколько поколений художников XX века. Яркие цвета, нанесённые на холст широкими, густыми мазками в технике импасто, стали его визитной карточкой. В частности, его экспрессивная манера жестовой живописи положила начало традиции, которую позже развили представители Нью-Йоркской школы.
Его величайшие экспрессионистские картины: «Едоки картофеля» (1885, Музей Ван Гога, Амстердам), «Двенадцать подсолнухов в вазе» (1888, Новая пинакотека, Мюнхен), «Мост Ланглуа в Арле с повозкой» (1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттёрло), «Терраса кафе ночью» (1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттёрло), «Спальня в Арле» (1888, Музей Орсе, Париж), «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889, Галерея Института Курто, Лондон), «Звёздная ночь» (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и «Пшеничное поле с воронами» (1890, Музей Ван Гога, Амстердам). Самая большая коллекция его работ находится в Музее Ван Гога в Амстердаме.
Ранняя жизнь
Ван Гог родился в очень религиозной семье — его отец был протестантским священником. Он проявил талант к рисованию уже в девять лет, но окончательно решил посвятить себя искусству лишь в 27 лет. Свою трудовую деятельность он начал сотрудником в художественной галерее Гупиля, работая в её филиалах в Гааге, Лондоне и Париже.
В 1878 году, следуя своему первому призванию стать священником, он начал изучать теологию. Однако не закончил учёбу из-за обострённого религиозного чувства и желания идти по «стопам Христа». Стремление спасать души и помогать бедным привело его к работе миссионером-евангелистом в Боринаже, одном из беднейших шахтёрских районов Бельгии. В 1880 году его отстранили от этой должности, и в тот же год он решил стать художником.
Он начал свой творческий путь при моральной и финансовой поддержке брата Тео, с которым вёл непрерывную переписку на протяжении всей жизни. Главными источниками вдохновения для Ван Гога служили библейские сюжеты, произведения Эмиля Золя, Виктора Гюго и Чарльза Диккенса, а также картины Оноре Домье (1808–1879) и, прежде всего, реализм благочестивого Жана-Франсуа Милле (1814–1875).
Творческую карьеру Ван Гога делят на два основных периода, которые соотносятся с его жизнью в Нидерландах и во Франции. Короткий, но важный антверпенский период стал связующим звеном между ними. В свою очередь, французский период подразделяется на четыре этапа: Париж, Арль, Сен-Реми-де-Прованс и Овер-сюр-Уаз.
Нидерланды (весна 1881 – ноябрь 1885)
Голландский период творчества Ван Гога (когда он жил в Эттене, Гааге, Дренте и Нюэнене) отражает его опыт работы в Боринаже. Он решил совершенствовать навыки рисунка, изучая гравюры на дереве и литографии из номеров «Иллюстрированных лондонских новостей», которые сохранил после пребывания в Лондоне (1873–1875). Он также экспериментировал с акварелью («Крыши», 1882) и лишь после нескольких лет упорного труда перешёл к масляной живописи. В Гааге он недолго работал с художником Георгом Брейтнером над этюдами уличных сцен и получил свой первый и единственный заказ от дяди, торговца картинами из Амстердама: двенадцать рисунков пером и тушью с видами города.
Там же, в Гааге, он создал рисунок «Печаль» (апрель 1882) — аллегорическую фигуру, написанную свинцовым карандашом. Моделью для неё послужила Класина Мария (Сиен) Хорник, беременная проститутка, с которой художник сожительствовал. Тема отчаяния, графический стиль и острое напряжение делают эту работу виртуозным примером прото-символизма, сравнимым с произведениями Густава Климта (1862–1918) и Эгона Шиле (1890–1918).
В Нюэнене Ван Гог отточил свою технику рисунка. Его сюжеты — крестьяне и ткачи за работой — изображались с искренней симпатией, без преувеличений («Крестьянин, собирающий урожай», 1885, Музей Крёллер-Мюллер, Оттёрло). Для его картин того периода характерны драматическое кьяроскуро, густая фактура краски (импасто) и выразительные ракурсы, напоминающие о работах Хальса и Рембрандта. “Мне жаль, что многие современные художники отказываются от бистра и битума, которыми написано столько прекрасных картин”, — так он ответил брату Тео, который из Парижа пытался убедить Винсента осветлить палитру по примеру художников-импрессионистов.
Кульминацией голландского периода стала картина «Едоки картофеля» (1885, Музей Ван Гога, Амстердам). Хотя это не самая известная работа Ван Гога, она имеет большое значение для понимания его искусства. Позже, находясь в приюте в Сен-Реми, художник с ностальгией вспоминал о ней и о своей жизни на севере: “Я пытался показать, что эти люди, поедающие картофель при свете лампы, копали землю теми же руками, которыми сейчас берут еду. Таким образом, картина говорит о ручном труде и о том, что они честно заработали свою пищу”.
Окончательно как художник Ван Гог сформировался лишь после переезда в Париж в конце февраля 1886 года. До этого он предпочитал мрачные, коричневые тона, а его картинам были свойственны тяжёлые, массивные формы. В них ещё не было и намёка на яркие краски и лёгкость композиции его более поздних, знаменитых работ. Он находился под сильным влиянием реализма Милле, восхищаясь его идеализацией сельской бедноты.
Антверпен (ноябрь 1885 – февраль 1886)
С конца ноября 1885 года до конца февраля 1886 года Ван Гог жил в Антверпене. Этот короткий период стал важным этапом в его карьере: у художника пробудился интерес к цвету под двойным влиянием Рубенса, чьи работы он открыл для себя в музеях, и японизма. В частности, он увлёкся коллекционированием японских гравюр укиё-э (впоследствии его коллекция насчитывала около 200 работ). Кроме того, именно в Антверпене он начал создавать серию автопортретов, написав удивительную картину «Череп с зажжённой сигаретой» (1886, Музей Ван Гога, Амстердам) — редкий пример чёрного юмора, перекликающийся с творчеством бельгийского художника-символиста Джеймса Энсора (1860–1949).
Париж (февраль 1886 – февраль 1888)
Но именно в Париже, где он жил с братом Тео с февраля 1886 по февраль 1888 года, его художественное видение кардинально изменилось. В то время в художественных кругах города всё ещё был в моде импрессионизм, а самым передовым направлением считался неоимпрессионизм — детище Жоржа Сёра и Поля Синьяка.
Ван Гог недолгое время занимался в студии Фернана Кормона, где познакомился и подружился с Анри де Тулуз-Лотреком (1864–1901). Брат Тео представил его основоположникам импрессионизма, в том числе Клоду Моне (1840–1926), Пьеру Огюсту Ренуару (1841–1919), Альфреду Сислею (1839–1899) и Эдгару Дега (1834–1917), а также неоимпрессионистам Жоржу Сёра (1859–1891) и Полю Синьяку (1863–1935). Ван Гог сблизился с Камилем Писсарро (1830–1903) и Эмилем Бернаром (1868–1941) и стал постоянным посетителем лавки красок Жюльена «Папаши» Танги.
В 1886 году его палитра заметно посветлела, что особенно проявилось в цветочных натюрмортах («Герань в горшке», 1886). Изучая японское искусство (некоторые мотивы он точно копировал на холсте), Ван Гог перенял более свободную композицию и использование плоских цветовых плоскостей. Он также изучал пуантилизм Сёра (ответвление дивизионизма) — направление постимпрессионистской живописи, которое, однако, не соответствовало его собственному подходу. (См. «Автопортрет в войлочной шляпе», 1888, Музей Ван Гога, Амстердам).
Страстная напряжённость, свойственная его работам нюэненского периода и всё ещё заметная в первые месяцы в Париже («Голова женщины», 1886), уступила место свету и лёгкости. Он создал серию работ, отличающихся живостью исполнения и свежими красками, в которых преобладали белые, розовые и голубые тона.
Арль (февраль 1888 – май 1889)
Долгие беседы в Париже с Гогеном и Бернаром, двумя самыми новаторскими художниками-постимпрессионистами, убедили Ван Гога, что ему следует отойти от импрессионизма и схожих стилей. В феврале 1888 года, написав в Париже более 200 картин, Ван Гог уехал в Арль. Он надеялся найти на юге Франции, в регионе Миди (эту поездку ему посоветовал Лотрек), больше света и цвета для своих работ.
В течение следующих 12 месяцев он стремился передать реальность своих чувств через выразительные контуры и усиленные цветовые эффекты. Таким образом, его художественная концепция была отчасти экспрессионистской, отчасти символистской. Прежде всего, она была спонтанной: художник работал с огромной скоростью и интенсивностью, стараясь запечатлеть овладевшее им настроение.
Осознав, что дальнейшее развитие его искусства лежит через цвет, он быстро отошёл от импрессионизма с его зыбкостью и намёками («Мост Ланглуа в Арле», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттёрло). Именно эта сосредоточенность на линии и цвете сблизила его с японской гравюрой («Равнина Ла-Кро», 1888, Музей Ван Гога, Амстердам) и с творчеством Поля Гогена (1848–1903), которым он восхищался. По приглашению Ван Гога Гоген приехал к нему в Арль 20 октября 1888 года.
Этот первый опыт совместной творческой жизни закончился кризисом 23 декабря. После бурной ссоры Ван Гог сначала бросился на Гогена с бритвой, а затем, оставшись один, отрезал себе мочку левого уха: см. «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889), Галерея Института Курто, Лондон.
Кроме патологических последствий (это был первый явный признак эпилепсии, от которой страдал художник), этот инцидент выявил различие темпераментов двух живописцев. Гоген в своей основе был классиком, даже в стремлении к далёким океанам и утраченному раю. Ван Гог же, чьи внутренние конфликты всегда разрешались драматически, был художником сугубо современным. Оставшиеся полтора года жизни он отчаянно пытался сдержать приступы безумия неистовой работой. Влияние Гогена, не всегда благотворное в некоторых картинах, где композиция выглядит слишком выверенной («Воспоминание о саде в Эттене», ноябрь 1888, Эрмитаж), в других работах было усвоено более органично, как, например, в «Танцевальном зале в Арле» (1888, Музей Орсе) или в окончательном варианте картины «Колыбельная» (1889, Коллекция Штахелина, Базель).
Убежище Сен-Реми (май 1889 – май 1890)
Картина «Колыбельная» («La Berceuse») была написана вскоре после того, как Ван Гог в марте 1889 года покинул больницу в Арле. Во время пребывания там его навещал Синьяк, но художник страдал от враждебности других пациентов. В мае 1889 года, после появления новых симптомов психического расстройства, Ван Гог добровольно попросил поместить его в лечебницу в Сен-Реми-де-Прованс, чтобы находиться под наблюдением врачей. Он считал, что живопись — единственный способ сохранить рассудок. Он оставался пациентом приюта в течение года, с мая 1889 по май 1890 года. За это время он перенёс несколько тяжёлых приступов безумия, которые оставляли его в полном изнеможении.
Тем не менее, в периоды затишья в Арле и Сен-Реми он создал множество шедевров: пейзажей, цветочных натюрмортов и портретов. В них Ван Гог использовал цвет в своей уникальной манере, основанной на гармонии жёлтого, зелёного, синего и фиолетового («Тополя», 1889, Новая пинакотека, Мюнхен; «Стог сена», 1889, Музей Крёллер-Мюллер). Большие плоскости чистого, насыщенного цвета, которые служили фоном (как в «Арлезианке», 1888, Метрополитен-музей и Музей Орсе), а также наследие японских гравюр и влияние Гогена, всё больше уступали место динамике и дробным мазкам в духе неоимпрессионизма («Оливковые деревья», 1889, Музей Крёллер-Мюллер). Впрочем, истоки этой техники можно найти в его рисунках, выполненных бамбуковой или тростниковой палочкой в японской манере («Ла-Кро, вид с Монмажура», Арль, 1888, Музей Ван Гога, Амстердам).
Хотя Ван Гог заявлял, что стремится выразить «бурные человеческие страсти» с помощью красного и зелёного, на самом деле он редко использовал исключительно тёплые тона. Некоторые его арльские портреты, например, отличаются сильным рисунком с чёткими акцентами и эффектным, но тонким колоритом («Молодой человек в кепке», 1888, частная коллекция). Однако портреты, написанные в Сен-Реми, выделяются изящной, гибкой линией и более фактурной, импастной поверхностью («Портрет надзирателя Трабу», 1889, частная коллекция).
Последние месяцы в Овер-сюр-Уаз (май – июль 1890)
Эти же черты характерны для пейзажей, созданных Ван Гогом в Овер-сюр-Уаз («Церковь в Овере», «Дома с соломенными крышами в Кордевиле», Музей Орсе) — деревне, где он провёл последние три месяца своей жизни (май – июль 1890 года). Но эти картины, суровые и неровные по стилю, стали первыми признаками растущего отчаяния перед угрозой новых срывов.
Тем временем художественные критики наконец-то начали замечать его работы. В январе 1890 года статья критика Альбера Орье в журнале «Mercure de France» впервые привлекла широкое внимание к творчеству Ван Гога. В феврале Тео сообщил брату о продаже одной из картин — «Красные виноградники в Арле» (ныне в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва) — на выставке Салона в Брюсселе. Картину за 400 франков купила бельгийская художница Анна Бош.
В мае 1890 года желание быть ближе к брату и потребность в наблюдении врача привели его в Овер-сюр-Уаз под Парижем. Там он поселился у доктора Поля Гаше, художника-любителя, которого ему порекомендовал Писсарро. Позже Ван Гог написал две версии «Портрета доктора Гаше», обе из которых подчёркивают меланхолическое настроение врача. На обеих работах он изображён сидящим за столом и подпирающим голову правой рукой. Обе картины, которые сейчас считаются одними из лучших экспрессионистских портретов, были созданы Ван Гогом во время его недолгого пребывания у доктора Гаше, где он проходил курс лечения от душевной болезни.
Гаше и сам был увлечённым художником, и Ван Гог был рад возможности писать человека, понимающего его творчество. Оба портрета были написаны в июне 1890 года, незадолго до самоубийства Ван Гога. Первая версия стала знаменитой в мае 1990 года, когда её купили на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 82,5 миллиона долларов — на тот момент это был мировой рекорд для картины. Согласно более поздним сведениям, картина была перепродана в частную коллекцию. (Для дополнительной информации см.: Самые дорогие картины: Топ-10). Вторая версия портрета находится в собрании Музея Орсе в Париже.
За 70 дней пребывания в Овере Ван Гог написал 70 картин маслом, включая «Пшеничное поле с воронами» (1890) — одну из самых знаменитых и зловещих его пейзажных картин.
К несчастью, лечение доктора Гаше не принесло результатов. Депрессия художника усугублялась, и 27 июля 1890 года, в возрасте 37 лет, Винсент Ван Гог вышел в поле и выстрелил себе в грудь из револьвера. Он умер через два дня. Художник оставил после себя огромное наследие: около 900 картин и 1100 рисунков и набросков, большинство из которых были созданы в последние годы его жизни.
Репутация и наследие
Ван Гог страдал от непризнания миром, который он любил. В ответ на это неприятие он использовал живопись для создания собственного мира — мира, полного цвета и движения, в котором отразились все его эмоции. Это и сделало его одним из величайших художников-экспрессионистов XIX века. Подробнее о реакции на его работы в Нидерландах см.: Постимпрессионизм в Голландии (1880–1920).
Его страстное, автобиографическое искусство оказало огромное влияние на современников и последователей. Фовистам он показал, как можно строить композицию с помощью цвета, а экспрессионистам, более сосредоточенным на моральных аспектах, — какую символическую роль может играть цвет. Картины его французского периода сыграли большую роль в эволюции современного искусства, в то время как голландские работы вызывали меньший интерес до Первой мировой войны. Лишь тогда бельгийско-голландская школа экспрессионизма нашла вдохновение в суровой простоте сельской жизни. Однако следует отметить его глубокое влияние на модернистку из Ворпсведе Паулу Модерзон-Беккер (1876–1907).
Настоящих последователей Ван Гога можно найти в Бельгии, особенно в поздних работах экспрессиониста Константа Пермеке (1886–1952), созданных в Яббеке. Последние картины Ван Гога, такие как «Пшеничное поле с воронами» и «Корни деревьев» (обе — Музей Ван Гога, Амстердам), своей лихорадочной манерой исполнения и фрагментарностью композиции, при которой мотив почти теряет узнаваемость, предвещают некоторые течения искусства XX века, в частности абстрактный экспрессионизм.
Кроме масляной живописи, Ван Гог создал множество произведений графики — акварелей и рисунков в различных техниках (тушь, графитный и свинцовый карандаши, уголь, в том числе пропитанный маслом). Они также выдающиеся по своему мастерству: см., например, напряжённость рисунка «Пшеничное поле с кипарисами» (1889, Музей Ван Гога, Амстердам).
Наряду с Сезанном и Гогеном, Ван Гог был одним из центральных художников на знаковой выставке постимпрессионистов в Лондоне «Мане и постимпрессионисты» (1910), организованной Роджером Фраем (1866–1934).
Коллекции
Картины Ван Гога хранятся во многих лучших художественных музеях мира. Особенно крупные коллекции находятся в Амстердаме (Городской музей Стеделейк и Музей Ван Гога, открытый в 1972 году) и в Оттёрло (Музей Крёллер-Мюллер). В этих публичных собраниях находится почти половина всего творческого наследия художника. В парижском Музее Орсе хранится около 20 картин последних лет его жизни.
В самых известных американских художественных музеях также есть величайшие работы Ван Гога. Среди них: Музей изящных искусств в Бостоне, Чикагский институт искусств, Художественный музей Фогга в Кембридже, Детройтский институт искусств, Фонд Барнса в Мерионе, Художественная галерея Йельского университета, Метрополитен-музей и MoMA в Нью-Йорке, Художественный музей Филадельфии, Музей искусств Толидо, Коллекция Филлипса и Национальная галерея искусства в Вашингтоне.
Избранные картины Винсента Ван Гога
Здесь представлена краткая подборка его самых известных работ с указанием музеев, в которых они находятся.
ГОЛЛАНДИЯ, АНТВЕРПЕН
«Пляж в Схевенингене в штормовую погоду» (1882) Музей Ван Гога, Амстердам.
«Контора государственной лотереи» (1882) Музей Ван Гога, Амстердам.
«Крестьянка» (1885) Коллекция Э. Г. Бюрле, Цюрих.
«Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885) Кунстхаус, Цюрих.
«Едоки картофеля» (1885) Музей Ван Гога, Амстердам.
«Голова голландского крестьянина» (1885) Музей Орсе, Париж.
«Череп с зажжённой сигаретой» (1886) Музей Ван Гога, Амстердам.
ПАРИЖ
«Вид на Монмартр» (1886) Чикагский институт искусств.
«Интерьер ресторана (La Guinguette)» (1886) Музей Орсе, Париж.
«Автопортрет в соломенной шляпе» (1887) Детройтский институт искусств.
«Женщина за столиком в Кафе де Тамбурин» (1887) Музей Ван Гога, Амстердам.
«Автопортрет в серой фетровой шляпе» (1887) Городской музей Стеделейк, Амстердам.
«Портрет папаши Танги» (1887) Коллекция Ставроса С. Ниархоса.
«Автопортрет в соломенной шляпе» (1887) Музей Ван Гога, Амстердам.
АРЛЬ, СЕН-РЕМИ
«Ночное кафе» (1888) Художественная галерея Йельского университета.
«Ваза с маргаритками и анемонами» (1887) Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.
«Двенадцать подсолнухов в вазе» (1888) Новая пинакотека, Мюнхен.
«Мост Ланглуа в Арле с повозкой» (1888) Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.
«Мост Ланглуа в Арле с женщиной с зонтиком» (1888) Музей Вальрафа-Рихартца, Кёльн.
«Подсолнухи» (1888) Национальная галерея, Лондон.
«Терраса кафе ночью» (1888) Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.
«Спальня в Арле» (1888) Музей Орсе, Париж.
«Жёлтый дом, Арль» (1888) Музей Ван Гога, Амстердам.
«Стул Винсента с трубкой» (1888) Национальная галерея, Лондон.
«Мост Тренкетай, Арль» (1888) Кунстхаус, Цюрих.
«Кресло Гогена» (1888) Музей Ван Гога, Амстердам.
«Автопортрет (посвящается Полю Гогену)» (1888) Художественный музей Фогга.
«Равнина Ла-Кро со сбором урожая» (1888) Музей Ван Гога, Амстердам.
«Автопортрет с трубкой» (1888) Частная коллекция.
«Оливковая роща» (1889) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Портрет мадам Рулён» (1889) Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.
«Автопортрет с перевязанным ухом» (1889) Галерея Института Курто, Лондон.
«Вид на Арль с цветущими ирисами» (1889) Новая пинакотека, Мюнхен.
«Двор больницы в Арле» (1889) Коллекция Оскара Рейнхарта.
«Ирисы» (1889) Музей Гетти, Лос-Анджелес.
«Два кипариса» (1889) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Пшеничное поле с кипарисами» (1889) Национальная галерея, Лондон.
«Оливковая роща» (1889) Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.
«Звёздная ночь» (1889) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
«Сборщики оливок» (1889) Частная коллекция.
«Автопортрет» (1889) Коллекция миссис Джон Хэй Уитни, Нью-Йорк.
«Автопортрет» (1889) Музей Орсе, Париж.
«Спальня в Арле» (1889) Чикагский институт искусств.
«Полдень. Отдых (подражание Милле)» (1890) Музей Орсе, Париж.
«Цветущие ветки миндаля» (1890) Музей Ван Гога, Амстердам.
ОВЕР-СЮР-УАЗ
«Портрет доктора Гаше» (1890) Частная коллекция.
«Сад доктора Гаше в Овере» (1890) Музей Орсе, Париж.
«Церковь в Овере» (1890) Музей Орсе, Париж.
«Просёлочная дорога в Провансе ночью» (1890) Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.
«Дорога в Овере после дождя» (1890) ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
«Крестьянка в соломенной шляпе» (1890) Частная коллекция.
«Мадемуазель Гаше за фортепиано» (1890) Художественный музей Базеля.
«Пшеничное поле с воронами» (1890) Музей Ван Гога, Амстердам.
«Деревенская улица в Овере» (1890) Художественный музей Атенеум, Хельсинки.
- Мария Санти: Ван Гог
- Новые данные о творчестве Ван Гога
- Неизвестная картина Ван Гога найдена на чердаке в Норвегии
- Вся правда об ухе Ван Гога: почему безумный гений художника оказался мифом
- Скрытый автопортрет Ван Гога обнаружен за более ранней картиной
- Музей им. Пожалостина представляет творчество американских художников. рождённых в России
- Художник Д. Г. Левицкий и его портреты
- Премьера спектакля «Двенадцатая ночь» прошла в новосибирском «Глобусе»
- Средневековые фрески
- Международная выставка «ВОСТОК-ЗАПАД»
- Анализ ДНК установит авторство Ван Гога относительно «Натюрморта с пионами»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?