Хаим Сутин, русский экспрессионист читать ~5 мин.
Хаим Су́тин (идиш: Хаїм Сутін, белор. Хаім Суцін; 1893–1943) — один из крупнейших художников-экспрессионистов XX века. Родился в Российской империи, но большую часть своей творческой жизни провёл во Франции, где стал ярким представителем École de Paris («Парижской школы»). Художественное образование получил в Виленской художественной школе, а затем в Париже, в École des Beaux-Arts.
В начале своего пути Сутин преимущественно писал натюрморты, но со временем его основными жанрами стали портреты и пейзажи. На его творчество оказали сильное влияние работы постимпрессионистов, в частности Поля Сезанна (1839–1906) и Винсента Ван Гога (1853–1890). В Париже он сблизился с другими художниками, среди которых были Марк Шагал (1887–1985) и Амедео Модильяни (1884–1920).
Наиболее известными работами Сутина считаются портреты представителей простых профессий — поваров, коридорных и официантов, выполненные в характерной пастозной манере. Среди них выделяются картины «Маленький кондитер» (ок. 1922, Художественный музей Портленда) и «Кондитер с красным платком» (ок. 1922, Музей Оранжери, Париж). Его знаменитая серия с изображением туш животных, например «Говяжья туша» (1925, Институт искусств Миннеаполиса), была вдохновлена полотном Рембрандта «Забитый бык» (1655, Лувр, Париж).
Во время Второй мировой войны, будучи евреем, Сутин был вынужден скрываться от преследований гестапо. Он умер в 1943 году от обострившейся язвы. Сегодня он признан одним из ключевых мастеров экспрессионизма, а его полотна уходят с аукционов за многомиллионные суммы.
Для анализа работ экспрессионистов, подобных Хаиму Сутину,
см.: Анализ современных картин (1800–2000).
Ранние годы и переезд в Париж
Хаим Сутин родился в 1893 году в местечке Смиловичи Минской губернии Российской империи (ныне Беларусь) в бедной еврейской семье и был десятым из одиннадцати детей. В 1910 году он отправился в Вильно (ныне Вильнюс), где поступил в Виленскую художественную школу. Там он подружился с художниками Михаилом Кикоиным (1892–1968) и Пинхусом Кременем (1890–1981). В 1913 году вместе с друзьями он эмигрировал в Париж.
В Париже Сутин поселился в знаменитом общежитии художников «Ля Рюш» («Улей») на Монпарнасе. Он стал близким другом Амедео Модильяни, который написал несколько его портретов, включая знаменитый «Портрет Хаима Сутина» (1917, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Сутин также общался с другими художниками из России, такими как Марк Шагал.
Сутин совершенствовал своё мастерство в Школе изящных искусств (École des Beaux-Arts) в мастерской Фернана Кормона (1845–1924) — известного исторического живописца, у которого ранее учились Анри Матисс, Винсент Ван Гог и Анри де Тулуз-Лотрек. В этот же период художник заручился поддержкой влиятельного парижского арт-дилера и коллекционера Поля Гийома (1891–1934).
Техника и стиль
Живописная манера Сутина отличается необузданной экспрессией. Он наносил краску густыми, рельефными мазками (техника импасто), создавая вибрирующую, почти живую текстуру. Его палитра насыщена яркими, порой резкими цветами, а формы и фигуры намеренно искажены. Через эту деформацию художник стремился передать не внешнее сходство, а внутреннее состояние, глубинную суть своих моделей и пейзажей.
Портреты и пейзажи
Ранние работы Сутина — это преимущественно мрачные натюрморты, например «Натюрморт с суповой чашей» (1916). Постепенно он перешёл к портретной живописи. В его работах, таких как «Автопортрет» (1918) и «Маленькая девочка с куклой» (1919), заметно влияние Модильяни, проявляющееся в удлинённых формах и психологической глубине.
Особый этап в творчестве Сутина — пейзажи, созданные в городке Сере на юге Франции в 1919–1922 годах. В этот период его стиль достигает пика экспрессивности. Деревья, дома и холмы на его полотнах изгибаются и корчатся, словно охваченные ураганом. Эти работы, например «Пейзаж в Сере» (ок. 1922, Галерея Тейт), передают ощущение космической драмы и внутреннего смятения художника.
Одной из вершин портретного искусства Сутина является портрет «Мадлен Кастен» (1929, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Мадлен и её муж были покровителями и друзьями художника, поддерживая его в 1930-е годы. В этом портрете Сутину удалось передать сложный характер своей модели: её элегантность сочетается с внутренней тревогой и уязвимостью, что подчёркнуто экспрессивными мазками и напряжённым колоритом.
Альберт Барнс и признание
Несмотря на поддержку друзей, Сутин долгие годы жил в крайней нищете. Переломным моментом стала встреча в 1923 году с американским коллекционером доктором Альбертом Барнсом. Посетив мастерскую художника, Барнс был покорён его талантом и сразу приобрёл более пятидесяти картин. Это обеспечило Сутину финансовую стабильность. Сегодня эти работы составляют ядро коллекции Фонда Барнса в Мерионе, Пенсильвания. Важной картиной этого периода является «Портрет Оскара Мещанинова» (1923, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж).
Туши животных
С 1925 по 1929 год Сутин работал над знаменитой серией картин с изображением туш животных. Он приносил в мастерскую говяжьи и бараньи туши, заячьи и птичьи тушки и писал их неделями, шокируя соседей запахом разложения. Художник создал не менее десяти работ на эту тему, вдохновляясь полотном Рембрандта. Эти произведения, включая «Бычью тушу» (ок. 1924, Институт искусств Миннеаполиса), стали визитной карточкой Сутина. Впоследствии эта тема нашла отражение в творчестве Фрэнсиса Бэкона.
Последние годы и наследие
Официальное признание пришло к Сутину в 1937 году после выставки в Национальной галерее Же-де-Пом в Париже. Однако вскоре началась Вторая мировая война. С оккупацией Франции немецкими войсками Сутин, как еврей, был вынужден скрываться. Он постоянно переезжал, спал в лесах и на улицах. Обострившаяся язва желудка потребовала срочной операции, но спасти художника не удалось. Он скончался в Париже в 1943 году и был похоронен на кладбище Монпарнас.
Творчество Хаима Сутина оказало значительное влияние на развитие мирового искусства. Его эмоциональная, пастозная живопись предвосхитила появление таких движений, как группа «КОБРА» (1948–1951) и абстрактный экспрессионизм в США. Сегодня он считается одним из величайших художников XX века. Ценность его наследия подтверждается высокими ценами на аукционах: в 2015 году его картина «Бычья туша» была продана на торгах Christie’s за 28,2 миллиона долларов.
Картины Хаима Сутина можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?