Чарльз Демут, американский художник-прецизионист читать ~6 мин.
Чарльз Генри Демут (Charles Henry Demuth, 1883–1935) — ранний представитель американского современного искусства. Художник заинтересовался авангардом после визита в Париж в 1912–1914 годах, особенно кубизмом. Любимыми темами стали колониальная и индустриальная архитектура.
По возвращении в США Демут примкнул к прецизионизму — одному из первых исконных движений американского искусства. В рамках этого направления промышленные здания и коммерческие пейзажи изображались геометрическими формами кубистского стиля. Внимание художника к реальной архитектуре (фабрики, водонапорные башни, силосы, небоскрёбы) сделало прецизионизм разновидностью реализма. Стиль часто называли кубистско-реалистическим.
Живописная манера Демута отличалась тонкими цветами, острым наблюдением за светом и тенью, а также полным отсутствием людей в композициях. Художник мастерски передавал геометрию современной архитектуры, создавая поэтические образы индустриального мира.
К числу других известных прецизионистских художников относятся Чарльз Шилер (Charles Sheeler, 1883–1965) и Джорджия О’Киф (Georgia O’Keeffe, 1887–1986), а также Джозеф Стелла (Joseph Stella, 1877–1946), Мортон Шамберг (Morton Schamberg, 1881–1918), Джордж Олт (George Ault, 1891–1948), Найлс Спенсер (Niles Spencer, 1893–1952), Стюарт Дэвис (Stuart Davis, 1894–1964) и Ральстон Кроуфорд (Ralston Crawford, 1906–1978).
Демут входил в круг Альфреда Стиглица (Alfred Stieglitz, 1864–1946) — одного из нескольких прогрессивных деятелей искусства XX века. Художник также известен своими водевильными картинами и натюрмортами с цветами. Многие работы выполнены акварелью, особенно его знаменитые «портреты-постеры».
Последние представляют собой картины, состоящие из предметов, слов и других элементов, связанных с изображаемым человеком. Примером служит «I Saw the Figure 5 in Gold» (1928, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), посвящённая поэту Уильяму Карлосу Уильямсу. Среди наиболее известных полотен Демута в духе прецизионизма — «My Egypt» (1927, Музей американского искусства Уитни) и «Buildings Abstraction, Lancaster» (1931, Детройтский институт искусств).
Художественное образование
Демут родился в Ланкастере, Пенсильвания, где прожил всю жизнь. Его обеспеченный отец увлекался фотографией, а тётя и бабушка — любители живописи цветов, используя цветы из викторианского сада семьи. Художественные наклонности проявились в семье рано.
Демут обучался в академии Франклина и Маршалла, затем с 1903 по 1905 годы — в Школе промышленного искусства в Филадельфии. В 1904 году совершил краткую поездку в Париж, где познакомился с богемной жизнью города и французской живописью.
В 1905 году поступил в Пенсильванскую академию изящных искусств в Филадельфии. Занимался у Уильяма Мерритта Чейза (William Merritt Chase, 1849–1916), Томаса Аншютца, Хью Брекенриджа и Генри Маккартера. Завёл важные дружеские связи с Чарльзом Шилером — с которым впоследствии развил прецизионизм — Артуром Карлсом и поэтом Уильямом Карлосом Уильямсом.
В конце 1907 года повторно посетил Париж, где встретил фовистов, включая Анри Матисса (Henri Matisse, 1869–1954), Андре Дерена (André Derain, 1880–1954) и других, а также кубиста Жоржа Брака (Georges Braque, 1882–1963). По возвращении закончил обучение в Пенсильванской академии, выпустившись в 1910 году.
Парижская школа
Сначала в ранних работах, выполненных в семейном доме в Ланкастере, Демут заимствовал у фовизма приёмы как в натюрмортах, так и в рисовании фигур. Яркие цвета и экспрессивная манера письма характеризовали этот период его творчества.
В 1912 году, на пике аналитического кубизма, совершил третью поездку в Париж. Посещал занятия в Академии Коларосси и Академии Жюлиан между короткими визитами в Лондон и Берлин. В Париже погрузился в изучение живописи Поля Сезанна (1839–1906) и посещал салон Лео и Гертруды Стайн.
Там познакомился с современными художниками из Школы Парижа, включая Пабло Пикассо (Pablo Picasso, 1881–1973), кубистского теоретика Хуана Гриса (Juan Gris, 1887–1927) и Марселя Дюшана (Marcel Duchamp, 1887–1968). Кубистская работа последнего «Nude Descending a Staircase» (1912, Филадельфийский музей искусства) вызвала скандал на «Арсенальной выставке» 1913 года в Нью-Йорке.
Демут вернулся из Европы в 1914 году с головой, полной новых художественных идей. Начал делить время между семейным домом в Ланкастере, летней художественной колонией в Провинстауне на Кейп-Коде и Нью-Йорком. В городе посещал арт-салон Аренсберга, который предпочитали Шилер и Дюшан.
В 1915 году талантливый американский художник Марсден Хартли (Marsden Hartley, 1877–1943) познакомил его с Альфредом Стиглицем. Галерея 291 последнего (соучредитель Эдвард Стайхен) стала ещё одним местом встреч Демута. Стиглиц представлял художника с 1917 года.
Прецизионизм
Под влиянием кубистского художника Альбера Глеза (Albert Gleizes, 1881–1953) во время поездки по живописи на Бермудах с Хартли, Демут ввёл первые признаки архитектонной структуры в свои композиции. Это произошло во многом благодаря парижским занятиям с изучением Сезанна.
Новый подход быстро привёл к совершенно оригинальному стилю живописи. Он сочетал технологическую эстетику футуризма с геометрической идиомой кубизма, чтобы запечатлеть архитектуру машиностроительного века. Художник создал уникальный американский визуальный язык для изображения индустриального мира.
Прецизионизм оставался главной стихией Демута до середины 1920‑х годов, когда он обратился к натюрморту в дань Сезанну. Художник также создал немало образцов жанровой живописи, изображая сцены из водевиля, цирка, кафе и барной жизни, а также значительное количество книжных иллюстраций.
В 1926 году Демут провёл успешную персональную выставку в Anderson Galleries, затем ещё одну в Intimate Gallery, принадлежавшей его другу Альфреду Стиглицу.
В 1927 году начал серию из восьми панельных картин, изображавших ряд фабрик в Ланкастере. Работа над циклом занимала его время на протяжении шести лет. Финальная масляная картина «After All» была завершена лишь в 1933 году, за два года до смерти художника. Шесть картин вошли в ретроспективу его творчества в музее Амон Картер (2007) под названием «Chimneys and Towers: Charles Demuth’s Late Paintings of Lancaster». Выставка в следующем году переехала в Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке.
Портреты-постеры
В 1928 году Демут создал своё самое известное произведение: «I Saw the Figure 5 in Gold» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Картину встретили как ярко американское полотно в эпоху, когда американские художники только начинали выходить из-под европейского влияния.
Изображение пожарной машины, украшенной цифрой 5, несущейся по тёмному мокрому городу, отсылает к прецизионизму и ар-деко. По сути, работа предвосхищает поп-арт 1960‑х годов. Динамичная композиция передаёт ритм современного города и скорость машинного века.
Картина входила в серию из девяти портретов-постеров, посвящённых друзьям-художникам. Остальные увековечивали Артура Дава, Чарльза Дункана, Марсдена Хартли, Джона Марина и Джорджию О’Киф, а также писателей Уоллеса Стивенса, Юджина О’Нила и Гертруду Стайн. Каждый портрет представлял собой символическую композицию из элементов, характеризующих творчество и личность изображаемого.
На протяжении значительной части жизни художника подводило слабое здоровье. Демут страдал от диабета — редкого заболевания в то время. Он умер от осложнений, вызванных диабетом, в 1935 году в возрасте всего 52 лет, не дожив до полного признания своего вклада в американское искусство.
Коллекции
Большинство из примерно девятисот сохранившихся работ Чарльза Демута можно увидеть в лучших американских музеях искусства. Среди них Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Музей Уитни американского искусства, Нью-Йорк; Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Также работы хранятся в Музее Фогга, Кембридж, Массачусетс; Институте искусства Чикаго; коллекции Филлипса, Вашингтон. Произведения художника регулярно экспонируются на временных выставках, посвящённых американскому модернизму и прецизионизму.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?