Чарльз Шилер:
американский художник-прецизионист, фотограф читать ~6 мин.
Важная фигура в американском искусстве начала XX века, художник и фотограф Чарльз Шилер (Charles Sheeler) был — наряду с Чарльзом Демутом (1883–1935) — ведущим представителем прецизионизма. Этот стиль архитектурной живописи сочетал высокотехнологичную эстетику футуризма с резкими геометрическими формами аналитического кубизма. Художник изображал фабрики, электростанции, склады и другую промышленную инфраструктуру новой технологической эры.
Ещё одно важное достижение Шилера состояло в его мастерском владении художественной фотографией. Вместе с Альфредом Стиглицем (1864–1946), Эдвардом Штайхеном (1879–1973), Ман Рэем (1890–1976), Полом Стрэндом (1890–1976) и Анселем Адамсом (1902–1984) Шилер входит в число великих фотографов США начала XX века.
Участник знаменитой Armory Show (1913), Шилер стал важной фигурой в развитии американского авангарда 1920–1930‑х годов. Известность принесла ему документальная фотография завода Ford Motor Company на River Rouge в Мичигане, а также прецизионистские масляные картины промышленных сооружений.
Знаковые произведения
Среди наиболее значительных работ художника: Machinery (1920, Metropolitan Museum of Art), Criss-Crossed Conveyors: Ford River Rouge Plant (1927, The Met, NYC), Upper Deck (1929, Fogg Art Museum, Harvard University), American Landscape (1930, MOMA, Нью-Йорк), Steam Turbine (1939, Butler Institute of American Art, Огайо) и Amoskeag Canal (1948, Currier Museum of Art).
Шилер работал на Генри Форда и разделял его убеждение, что фабрики представляют собой храмы современного поклонения. После инсульта в 1959 году художник оставил творческую деятельность. Шилер считается одним из самых значительных художников XX века в период между мировыми войнами.
Ранние годы и художественное образование
Чарльз Реттрю Шилер‑младший родился 16 июля 1883 года в Филадельфии, Пенсильвания. С 1900 по 1903 год он изучал дизайн и промышленное рисование в Школе промышленного искусства Пенсильванского музея. Затем поступил в Пенсильванскую академию изящных искусств (1903–1906), где изучал традиционное рисование фигуры и портретную живопись под руководством выдающегося импрессиониста Уильяма Меррита Чейза (1849–1916).
Академические занятия дополнялись несколькими поездками в Европу между 1904 и 1909 годами. Во время этих путешествий он изучал европейский модернизм, включая кубизм, а также формальные элементы эпохи Возрождения (1400–1530). Первая персональная выставка художника состоялась в Macbeth Gallery в 1908 году.
Вернувшись в Филадельфию из Франции в 1909 году, Шилер отказался от академической стилистики кисти, характерной для постимпрессионизма. Он начал использовать геометрическую структуру, применявшуюся Джотто и Пьеро делла Франческа, а также современными художниками — Полем Сезанном (1839–1906), Жоржем Браком (1882–1963) и Пабло Пикассо (1881–1973).
Фотография и живопись: 1910‑е
В начале 1910‑х годов Шилер самостоятельно овладел фотографией, используя недорогую камеру Brownie. Он выполнял фотокомиссии для местных архитекторов, параллельно выставляя свои картины на важных групповых выставках. Среди них — International Exhibition of Modern Art (Armory Show) 1913 года, Forum Exhibition (1916) и Society of Independent Artist’s Exhibition (1917).
Благодаря этим событиям Шилер познакомился с новаторами, такими как Марсель Дюшан (1887–1968). Изобретатель «ready‑mades» оказал значительное влияние на понимание художником базовой структуры форм. Шилер также установил важные профессиональные отношения с влиятельными фигурами нью-йоркского художественного мира, включая фотографа и арт‑дилера Альфреда Стиглица.
Для дополнительного дохода он фотографировал картины, скульптуры и другие произведения искусства для коллекционеров, таких как Альберт Барнс (1872–1951), Джон Куинн (1870–1924), Уолтер Аренсберг (1878–1954) и его жена Луиза (1879–1953).
Прецизионизм
К концу 1910‑х годов Шилер начал использовать фотографию как вспомогательный инструмент и источник вдохновения для архитектурных картин. Инновационные эффекты резкого фокуса позволяли ему создавать детальные композиции с гладкими поверхностями. Они наиболее подходили для его собственного стиля — прецизионизма.
Прецизионизм представлял собой направление в американском реализме, сосредоточенное на линейной точности. Художники фиксировали геометрические формы небоскрёбов и других современных сооружений — промышленных заводов, механизмов и сопутствующей техники. Эти упрощённые кубистско‑реалистические композиции постепенно становились более детальными, с резкими краями, выраженным светотеневым моделированием и чёткими контурами — как на фотографиях.
Центральная роль Шилера в развитии прецизионистской эстетики была подтверждена персональной выставкой в Нью‑Йорке в 1922 году. Среди других важных прецизионистов, помимо Шилера и Демюта, были Джорджия О’Киф (1887–1986), Стюарт Дэвис (1894–1964), Джозеф Стелла (1877–1946), близкий друг Шилера Мортон Шамберг (1881–1918), Джордж Олт (1891–1948), Найлс Спенсер (1893–1952) и Ралстон Кроуфорд (1906–1978).
Завод River Rouge Ford Motor Company
С 1926 по 1931 год Шилер работал как внештатный фотограф. В 1927 году Генри Форд нанял его на шесть недель для документирования автомобильного завода River Rouge компании Ford в Мичигане. 32 фотографии огромного производства без присутствия людей создали исключительно мощный образ Ford Motor Company и американской технологии в целом.
Широко воспроизводимые снимки принесли Шилеру международную известность и закрепили репутацию выдающегося коммерческого фотографа. Другие проекты включали портреты знаменитостей, а также модную фотографию для женских журналов Vogue и Vanity Fair.
1930‑е годы
В тридцатые годы Шилер сосредоточился на прецизионистской живописи. Ретроспективная выставка в Музее современного искусства Нью‑Йорка в 1939 году стала свидетельством его растущего успеха как художника.
В том же году по заказу журнала Fortune он провёл несколько месяцев, создавая серию картин на тему «Power» («Сила»). Завершёнными работами стали: Primitive Power (Water Wheel) (1939, коллекция The Regis, Миннеаполис), Steam Turbine (Butler Institute of American Art, Янгстаун), Rolling Power (Train) (1939, Smith College Museum of Art, Нортгемптон), Suspended Power (Hydroelectric Turbine) (1939, Dallas Museum of Art, Даллас), Yankee Clipper Airplane (1939, Rhode Island School of Design, Провиденс) и Conversation: Sky and Earth (Dam) (1939, Amon Carter Museum, Форт‑Уэрт).
1940‑е и 1950‑е
С 1942 по 1945 год Шилер работал в Метрополитен‑музее в Нью‑Йорке, фотографируя работы из постоянной коллекции. Он запечатлевал скульптуры, картины и различные другие ценные предметы искусства.
Начиная с середины 1940‑х годов стиль живописи художника радикально изменился. Хотя он продолжал изображать городскую архитектуру и промышленные здания, теперь сводил предметы к плоским плоскостям, а не к объёмам. Шилер начал использовать несколько точек зрения и вводить неестественные цвета. Примером служит композиция Architectural Cadences (1954, Whitney Museum of American Art, Нью‑Йорк).
Шилер продолжал жить и работать в Нью‑Йорке до своей смерти 7 мая 1965 года.
Наследие и влияние
Творчество Чарльза Шилера оказало значительное влияние на развитие американского модернизма. Его подход к изображению промышленной Америки создал новый визуальный язык для описания технологической эпохи. Художник продемонстрировал, как современные машины и архитектура могут стать предметом высокого искусства.
Фотографические работы Шилера, особенно серия снимков завода Ford River Rouge, стали иконическими образами американской индустриальной мощи. Они повлияли на поколения фотографов, работавших с индустриальными темами. Его метод использования фотографии как подготовительного материала для живописи был новаторским и впоследствии повлиял на многих художников.
Коллекции
Картины Чарльза Шилера можно увидеть во многих ведущих музеях США, включая: Бостонский музей изящных искусств, Художественный музей Фогга (Кембридж), Музей современного искусства (Нью‑Йорк), Метрополитен‑музей (Нью‑Йорк), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Художественную галерею Йельского университета, Институт искусств Чикаго, Детройтский институт искусств, Музей современного искусства Сан‑Франциско, Институт американского искусства Батлера (Янгстаун), Музей Амона Картера (Форт‑Уэрт) и Музей искусств Далласа.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?