Эдгар Дега:
художник-импрессионист читать ~14 мин.
Выдающийся представитель современной французской живописи, Эдгар Дега, известный своим сложным и замкнутым характером, был одним из основоположников импрессионизма, хотя сам художник предпочитал относить своё творчество к реализму. Испытав сильное влияние великих старых мастеров, в частности Жана Огюста Доминика Энгра (1780–1867), он прославился прежде всего как мастер изображения человеческой фигуры и наиболее известен своими картинами и этюдами, посвящёнными балеринам. Его портреты также считаются образцовыми, а некоторые из них, например «Портрет молодой женщины» (1867, Музей Орсе, Париж), служат мостом между классической традицией и современным искусством, подобно работам великого русского реалиста Ивана Крамского (1837–1887).
В отличие от других импрессионистов, включая Моне, Писсарро, Сислея и в меньшей степени Ренуара, Дега не был приверженцем пленэрной живописи. Он предпочитал размеренную работу в студии спонтанности творчества на открытом воздухе. Художник работал в различных техниках, включая масло, акварель, пастель, а также создавал скульптуры из бронзы.
Признанный одним из лучших жанровых живописцев, он также создал множество исторических картин, портретов, натюрмортов и пейзажей. К его лучшим работам относятся: «Скаковые лошади перед трибунами» (1866–1868); «Семья Беллелли» (1858–1867); «Балетный класс» (1874, Музей Орсе, Париж); «Абсент» (1875, Музей Орсе); «Гладильщицы» (1884); «Женщина, расчёсывающая волосы» (1887–1890); «Голубые танцовщицы» (1899, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва); и скульптура «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» (1879–1881). Восковый оригинал скульптуры находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а бронзовые отливки — во многих музеях мира, включая Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Многие картины Дега сегодня доступны в виде репродукций и плакатов.
Анализ работ художников-импрессионистов, таких как Эдгар Дега, см: Анализ современной живописи (1800-2000).
Ранние годы
Илер-Жермен-Эдгар де Га родился в Париже в семье ценителей искусства. Его отец был состоятельным банкиром, а мать, Селестина Мюссон, происходила из креольской семьи из Нового Орлеана. Он рано начал серьёзно заниматься живописью и уже в 18 лет оборудовал студию в одной из комнат родительского дома, делая копии произведений искусства в Лувре. Однако отец настаивал, чтобы сын изучал право. Дега год посещал юридический факультет, но затем бросил учёбу и поступил в Школу изящных искусств. В это время он познакомился с прославленным Жаном Огюстом Домиником Энгром, который дал ему совет: “Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше линий”.
В Школе изящных искусств он обучался рисунку под руководством Луи Ламота, ученика Энгра, который уделял особое внимание традиционному академическому искусству. Дега продолжил своё образование трёхлетней поездкой в Италию, где посвятил себя копированию шедевров мастеров Возрождения — Рафаэля, Микеланджело и Тициана. На него также оказал влияние немецкий художник-реалист Адольф фон Менцель (1815–1905).
Исторические картины и семейные портреты
Вернувшись в Париж в 1859 году, Дега создал ряд исторических работ в академическом стиле. Подобно Менцелю, он вначале стремился стать историческим живописцем и лишь к 30 годам сменил направление, сосредоточившись на жанровой живописи. Типичные примеры его исторической живописи того периода: «Молодые спартанцы упражняются» (1860, Национальная галерея, Лондон); «Семирамида строит Вавилон» (1861, Лувр, Париж) и «Военные действия в Средние века» (1865, Лувр).
Однако подготовительные рисунки к этим картинам, такие как этюды драпировок и обнажённой натуры, например, «Стоящая обнажённая» (1865, Лувр), уже демонстрируют уверенную и энергичную графическую линию. В них особенно заметно глубокое усвоение уроков Ж. О. Д. Энгра, которого Дега всю жизнь считал величайшим художником своей эпохи.
В то же время он начал писать портреты семьи и друзей, сочетая классический и романтический стили и проявляя редкое чувство простоты (см., например, «Рене де Га с чернильницей» (1855), Колледж Смита, Нортгемптон, Массачусетс). Эта замечательная серия семейных портретов, созданная между 1858 и 1870 годами, близка по духу работам Энгра, сочетая в себе реалистичность и стремление к идеальной красоте.
Его портреты «Тереза де Га, герцогиня Морбилли» (ок. 1863, Лувр) и стройной, серьёзной «Джулии Беллелли» (1867, Лувр) обладают тонким психологизмом и особым очарованием. Более того, его этюды к портрету «Терезы де Га», выполненные в духе Энгра с тонким использованием пастели и масла, являются одними из самых гармоничных композиций, когда-либо созданных художником.
Современная жанровая живопись
В 1862 году, копируя Веласкеса в Лувре, Дега познакомился со знаменитым Эдуаром Мане (1832–1883), который познакомил его с группой молодых художников-новаторов, собиравшихся вокруг Клода Моне (1840–1926). Хотя Дега и стал частью этого круга, он чувствовал, что у него мало общего с импрессионистами, большинство из которых предпочитали писать на открытом воздухе, что ему было несвойственно. Тем не менее под их влиянием в течение следующих лет он полностью отказался от исторической живописи, сосредоточившись на современных жанровых сценах: скачках, балете, жизни кафе и улиц.
Его творческое развитие нашло отражение в теориях критика Луи-Эмиля Дюранти, чья статья «Новая живопись» перекликалась с интересом Дега к модернизму Бодлера и нетрадиционным сюжетам — например, миру скачек и театра, красочному и искусственному, с которым он уже был знаком. См., например: «Скачки. Перед стартом» (1862, Музей Орсе); «Жокеи перед трибунами» (1869–1872, Музей Орсе); «На скачках в деревне» (1870–1873, Музей изящных искусств, Бостон).
Вскоре его главными темами стали балет и опера. Он написал «Портрет мадемуазель Фиокр в балете ‘Источник’» (1866–1868, Бруклинский музей), необычную, почти символистскую картину с резким бирюзовым цветом в платье танцовщицы, а затем — «Танцевальное фойе в Опере» (1872, Лувр) с его бледными сине-серыми и жёлтыми тонами. В этот период он начал вводить в свои композиции смелые и оригинальные приёмы, часто делая их асимметричными — см. «Оркестр Оперы» (1868–1869, Лувр). Он также использовал приёмы модного в то время японизма — см. «Женщина с хризантемами» (1865, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
В 1870 году Дега поступил на службу в Национальную гвардию во время франко-прусской войны, поэтому у него было мало времени для живописи. После войны он отправился в путешествие со своим братом Рене, чтобы навестить семью матери в Новом Орлеане.
Одна из известных работ того времени — реалистичная композиция «Хлопковая биржа в Новом Орлеане» (1873, Художественный музей Фогга, Гарвардский университет), получившая во Франции благосклонные отзывы. Он вернулся в Париж в 1873 году. В следующем году умер его отец, и Дега унаследовал значительное состояние. Однако его брат Рене накопил огромные долги, и, чтобы спасти честь семьи, Дега пришлось продать дом и свою коллекцию картин. Впервые в жизни его финансовое положение стало полностью зависеть от продажи собственных работ. Это сделало его ещё более раздражительным и пессимистичным. Несмотря на свою мизантропию, он ценил Мане и Гюстава Моро (1826–1898) и был преданным другом скульптору Альберу Бартоломе после смерти его жены.
Импрессионизм
В 1874 году Дега вместе с группой художников-новаторов во главе с Моне решил организовать собственную выставку, независимо от официального и консервативного Парижского салона. Она открылась на втором этаже дома 35 по бульвару Капуцинок в Париже. Дега представил 10 картин, Моне — 5 картин и 7 эскизов, Ренуар — 6 картин, Берта Моризо — 9 картин, Сезанн — 3 картины, а Писсарро и Альфред Сислей — по 5 пейзажей.
Группа, получившая от критика Луи Леруа ироничное прозвище «импрессионисты» из-за названия картины Моне «Впечатление. Восходящее солнце», столкнулась с насмешками как критиков, так и публики, а выставка оказалась убыточной. (См. Выставки импрессионистов в Париже). Мало кто мог предположить, что уже через поколение импрессионизм станет всемирно известным направлением в искусстве, а картины его представителей будут высоко цениться коллекционерами от Бостона до Москвы.
Среди работ самого Дега этого периода: «Скаковые лошади» (ок. 1866, Музей Орсе), «Молодая женщина, стоящая у стола» (ок. 1867, Музей изящных искусств, Алжир), «Портрет месье и мадам Эдуарда Мане» (ок. 1868, Муниципальный музей искусств, Китакюсю, Япония) и «Гладильщица» (ок. 1869, Новая пинакотека, Мюнхен).
Технически Дега отличался от других импрессионистов. Он никогда не принимал это название и избегал пленэрной живописи. Как он сам говорил: “Ни одно искусство не было менее спонтанным, чем моё. То, что я делаю, — результат размышлений и изучения старых мастеров”. Несмотря на это, его тематика (сцены парижской жизни), композиция (часто асимметричная), эксперименты с ярким цветом и дружба с ключевыми фигурами движения, включая Мане, позволяют причислить его к школе импрессионизма (см. также: Характерные черты импрессионистической живописи). Он продолжал регулярно выставляться с импрессионистами до 1886 года, после чего продавал свои работы через верных ему дилеров, в частности Поля Дюран-Рюэля (1831–1922). См. также: Импрессионисты Ренуар, Сислей, Писсарро, Дега, Сезанн.
Новый реализм фотографии
Будучи импрессионистом или реалистом, Дега (как и Мане, а позднее и Тулуз-Лотрек) решительно отвергал увлечение сельскими пейзажами, а также догму импрессионистов писать на открытом воздухе. Хотя до 1870 года он посещал кафе Гербуа — излюбленное место встреч художников, а затем кафе «Новые Афины», где встречался с Мане, Золя и Сезанном, Дега никогда не интересовался натурализмом и изображением мимолётных состояний света. Вместо этого он был увлечён движением и стремился воплотить в живописи новый, необычный реализм, близкий к фотографическому взгляду.
Обратите внимание на его изысканные картины, посвящённые балету: «Репетиция балета на сцене» (1874, Музей Орсе), «Танцевальный класс» (1874, Музей Орсе), «Экзамен по танцу» (1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Звезда» (1876, Музей Орсе) и «Танцовщицы у станка» (1876, Метрополитен-музей). См. также: Разделение группы импрессионистов.
Поздние годы
С возрастом Дега часто оставлял большие участки своих картин незавершёнными. Он объяснял это ухудшающимся зрением, хотя современники отмечали, что человек со слабым зрением едва ли мог создавать столь выдающиеся полотна. При всём его творческом развитии некоторые привычки оставались неизменными. Например, он всегда предпочитал работать в студии, и изображение человеческой фигуры оставалось его главным интересом.
За свою жизнь он написал очень мало пейзажей. Дега был meticulous художником и всегда тщательно планировал свои работы с точной палитрой (см. также Цветовая палитра XIX века). Примерно после 1880 года он стал отдавать предпочтение пастели для изображения балерин и модисток, работая в основном по памяти. В то же время его портретное творчество практически прекратилось. В 1881 году он выставил свою знаменитую скульптуру «Маленькая танцовщица».
В конце жизни, когда зрение его подводило, он всё больше занимался скульптурой, создавая модели фигур и лошадей. За свою карьеру он стал довольно состоятельным человеком и собрал такую большую коллекцию произведений искусства, что подумывал о создании для неё частного музея. Однако после его смерти коллекция была продана с аукциона. Он умер в одиночестве в возрасте 83 лет, пережив большинство своих друзей.
Дега-художник
Искусство Дега создаёт необыкновенное ощущение мимолётности, но в то же время оно глубоко продумано, выстроено и стремится к совершенству. Прежде всего, Дега ценил линию; его быстрые и точные рисунки демонстрируют высочайшее мастерство и чувство движения, схваченного одним росчерком карандаша (в Лувре и Национальной библиотеке Франции в Париже хранятся несколько серий его этюдов).
Чтобы передать ощущение движения на холсте, он использовал асимметричные композиции, поднимал линию горизонта, искажал перспективу и применял кадрирование, при котором фигуры и предметы часто обрезались краем холста. Он также часто обращался к фотографии и сам ею занимался.
Дега любил использовать в своих композициях ослепительный искусственный свет, который подчёркивал формы (см. «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо» (1879), Национальная галерея, Лондон). В его масляной живописи и пастелях, которые стали преобладать после 1880 года, тона были блестящими: голубые, насыщенные красные и оранжевые, а монохромные плоскости оживали благодаря нескольким мазкам чистого цвета.
Дега был неутомимым исследователем, снова и снова изучая каждую позу и каждый сюжет. Он отвергал символизм, который считал формой эскапизма, и эстетизм модерна, который находил декадентским. Он был острым наблюдателем повседневной жизни. Его знаменитые танцовщицы — это, с одной стороны, бесплотные, детские создания, преображённые фосфоресцирующим светом рампы (см. «Репетиция балета на сцене» (1874), Лувр). С другой стороны, это маленькие «крысы» оперы, измученные монотонными репетициями, отдыхающие, потягивающиеся, поправляющие волосы или одежду неловкими движениями (см. «Танцовщицы в фойе» (1890–1895), Городская художественная галерея, Сент-Луис, Миссури).
На самом деле Дега не искал в балете соблазнительной грации. Его привлекали необычные позы и невероятные эквилибристические трюки. Его взгляд был ещё более беспристрастным, когда он изображал женщин во время туалета. Он наблюдал за ними в ванной, намыливающимися, моющими шею, ноги или торс (см. «Таз» (ок. 1890), Чикагский институт искусств). Он изображал их в непринуждённых, почти «подсмотренных» позах, занятыми интимными процедурами, без какой-либо идеализации. Многие из этих работ выполнены пастелью (см. «После ванны» (1885), MoMA, Нью-Йорк; или «Женщина, расчёсывающая волосы» (1887–1890), Лувр).
Взгляд Дега был не более снисходительным, когда он смотрел на женщин из рабочего класса или на мир кафе. Он писал сюжеты, которые одобрял Золя, но не в реалистической манере Курбе. Его «Гладильщицы» (1884, Лувр), прачки и швеи, молодая модистка, склонившаяся над столом за изготовлением шляпки, не содержат моральных или политических заявлений: они просто мастерски передают момент из жизни простых людей. Эти работы отличаются смелой композицией и агрессивным использованием цвета, примером чего могут служить три шляпы на картине «У модистки» (1881, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), выделяющиеся на фоне оранжевой стены. См. также: Развитие импрессионистической живописи.
В 1876 году Дега написал картину «В кафе» (также известную как «Абсент») — портрет гравёра Марселена Дебутена и актрисы Эллен Андре, неподвижно сидящих за столиком в кафе «Новые Афины». Это была одна из немногих «социальных» картин в его творчестве, и она подверглась резкой критике, когда выставлялась в Париже и Лондоне в 1893 году.
В картине «Вечер. Женщины на террасе кафе» (1877, Лувр) грубоватые лица женщин расположены на фоне мерцающих огней бульвара. Такое же использование ярких красок можно найти в картине «Кафе-концерт в ‘Амбассадер’» (1876–1877, Лионский музей изящных искусств), где певица выделяется в свете ламп. Дега также изображал цирк, волнения на бирже и даже публичные дома в серии мастерских монотипий, некоторые из которых исследуют свет и тень более полно, чем другие его работы.
Несколько привлекательных этюдов и нежный пейзаж «В Люксембургском саду» (1876–1880, Музей Монпелье) показывают, что этот парижанин из среднего класса также любил пейзажи. В этих работах он опускал детали, чтобы передать лишь поэтическое, медитативное спокойствие. В 1869 году он создал серию морских пейзажей пастелью, а затем, около 1890 года, ряд монотипий, написанных по памяти, с изображением долин и широких лугов.
Наследие
Искусство Дега, постоянно обновляемое и отличающееся новаторским реализмом, оказало сильное влияние на его современников. У него не было прямых учеников, но он повлиял на целое поколение художников, включая Жана-Луи Форена, Мэри Кассатт (одну из ведущих представительниц американского импрессионизма) и Уолтера Сикерта (одного из лидеров британского импрессионизма). Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901), которого Дега поддерживал в начале карьеры, унаследовал от него любовь к рисунку и острую наблюдательность к парижской жизни.
Французские и бельгийские академические реалисты переняли у него сюжеты, а иногда — как в случае со светским портретистом Джованни Болдини (1842–1931) — и яркий колорит. Но именно художники группы «Наби», включая Пьера Боннара (1867–1947) и Эдуара Вюйара (1868–1940), были наиболее созвучны камерному духу работ Дега с их суровыми тонами и перенесли его в свой, более гармоничный и красочный мир. См. также: Наследие импрессионизма Клода Моне.
Работы Эдгара Дега находятся в лучших художественных музеях мира, в частности в Музее Орсе и крупнейших американских галереях, таких как Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Значительную коллекцию его скульптур можно увидеть в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
- Импрессионизм
- Текучесть форм и мгновенное движение импрессионизма
- Репродукции картин известных живописцев: какие работы стоит иметь в своей гостиной
- Моё открытие изобразительного искусства XIX-XX веков
- Цветовая палитра, 17-18 век
- Мастер-класс «Портрет в монотипии»
- Мастер-класс в рамках выставки «СПЕЦПРОЕКТ или ГРАФИКА НЕ ГРАФИКА«(12+) Портрет в монотипии
- Выставка «Графика. Пространство вариантов» 0+
- Модернизм
- Постмодернизм
- «Полночь в Чернобыле: Нерассказанная история величайшей в мире ядерной катастрофы» Адама Хиггинботэма, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?