Эд Рушей:
американский поп-арт художник, фотограф читать ~5 мин.
Эд Рушей (Edward Joseph Ruscha IV) — выдающийся и побуждающий к размышлениям представитель американского искусства. Он считается важной фигурой в поп-арте и оказал значительное влияние на развитие художественной фотографии и концептуализма. Его творчество охватывает коллаж, графику, живопись и скульптуру. Рушей также является одним из ведущих современных арт-фотографов. Широкую известность ему принесли его бесстрастные фотоснимки американской жизни 1960-х годов, например, книга «Двадцать шесть бензоколонок» (1963).
Его текстовые, плоскостные картины в энергичной и дерзкой манере изображают рекламные вывески. Они часто содержат слова и надписи на ярком фоне, как в работе «Большая торговая марка с восемью прожекторами» (1962, Музей американского искусства Уитни). Экспериментальный характер его современного искусства проявляется в использовании нетрадиционных материалов. Для рисунков он применял порох, для живописи — солидол, а для графических работ — кровь, апельсиновый сок, шоколадный сироп, кофе, икру и сырые яйца. Безусловно, он один из самых новаторских художников XX века. (О более поздних представителях см.: Ведущие современные художники.)
Художественное образование и ранняя карьера
Эд Рушей родился в Омахе, штат Небраска, и вырос в Оклахома-Сити. Позже его семья переехала в Лос-Анджелес. Подобно своему коллеге, поп-артисту Джеймсу Розенквисту, Рушей с детства увлекался рисунком и набросками при поддержке матери. Его особенно интересовала карикатура.
С 1956 по 1960 год он обучался в Художественном институте Шуинар (ныне Калифорнийский институт искусств). Его наставниками были художник-инсталлятор Роберт Ирвин (р. 1928) и абстрактный экспрессионист Эмерсон Вёльффер (1914–2003). В студенческие годы Рушей привлёк внимание своими фотографиями и коллажами, близкими по духу работам неодадаистов Джаспера Джонса (р. 1930) и Роберта Раушенберга (1925–2008).
По окончании учёбы Рушей работал художником-оформителем в рекламном агентстве Carson-Roberts. С 1965 по 1969 год он занимался дизайном для журнала «Artforum» под псевдонимом «Eddie Russia». В 1969 году он преподавал графику и рисунок в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в качестве приглашённого профессора.
На раннее творчество Рушея повлиял сюрреализм, что заметно в картинах «Зол, потому что это гипс, а не молоко» (1965) и «Странный улов для пресноводной рыбы» (1965). Другим источником вдохновения стала жанровая картина «Бензоколонка» (1940, Музей современного искусства) Эдварда Хоппера (1882–1967). Её влияние прослеживается в работе Рушея «Стандартная станция, Амарилло, Техас» (1963).
Поп-арт
В своей живописи Рушей совершенствовал коллажные техники, по-новому изолируя и комбинируя текст и изображения. Он использовал образы массовой культуры и приёмы коммерческого искусства. В 1962 году его работы были представлены на знаковой выставке поп-арта «Новая живопись обычных объектов» в Художественном музее Пасадены. Его подход к языку и мастерство в фотографии сделали его важной переходной фигурой к концептуальному искусству 1970-х и пионером постмодернизма.
Примечание: к движению поп-арт также относят таких современных художников, как Рой Лихтенштейн (1923–1997), Алекс Кац (р. 1927), Энди Уорхол (1928–1987), Роберт Индиана (1928–2018), Клас Ольденбург (1929–2022), Том Вессельман (1931–2004), Джим Дайн (р. 1935) и Джеймс Розенквист (р. 1933). См. также: Поп-арт Энди Уорхола (ок. 1959–1973).
Фотография играла важную роль в карьере Рушея, начиная с самых ранних снимков, сделанных во время поездки в Европу в 1961 году. Его фото отличаются бесстрастностью и фиксируют банальные сюжеты, обычно не связанные с изящным искусством. Например, в серии «Продукты» Рушей изображает коробки с изюмом Sunmaid, стиральным порошком Oxydol и банку скипидара Sherwin Williams в стилистике формального натюрморта.
Особое место в творчестве Рушея занимают его фотографические книги. Такие издания, как «Некоторые квартиры Лос-Анджелеса» (1965) и «Тридцать четыре парковки в Лос-Анджелесе» (1967), представляют собой серии нарочито объективных, лишённых художественности снимков. Эти книги, изданные массовым тиражом, были задуманы как самостоятельные произведения искусства, доступные широкой публике. Такой подход предвосхитил многие идеи концептуализма, где замысел художника важнее его материального воплощения.
Лос-Анджелес, с его автомобильной культурой, растянутыми горизонталями и кинематографическим мифом, стал центральной темой для Рушея. Многие его картины, такие как «Стандартная станция» (1963) и «Большая торговая марка с восемью прожекторами» (1962), используют резкие диагональные композиции. Они создают ощущение взгляда из окна движущегося автомобиля. Его знаменитые изображения надписи «Hollywood» также отражают интерес художника к иконам и символам американского ландшафта.
Картины со словами
Главной темой его картин стал интерес к словам и типографике. С 1964 года Рушей постоянно экспериментировал с различными словами и фразами. С 1966 по 1969 год он создавал свои «жидкие слова» — картины, на которых надписи выглядели так, будто их сформировала пролитая жидкость. Примеры включают: «Adios» (1967), «Steel» (1967–69) и «Desire» (1969). В другой работе слово «WATER» было написано в технике тромплей (trompe l’oeil), имитируя капли воды. В рисунках порохом и графитом отдельные слова изображались так, будто они сложены из бумажных лент. В литографии он также экспериментировал с рифмующимися словесными играми, как в работе «News, Mews, Pews, Brews, Stews & Dues» (1970).
В 1970-х годах Рушей начал включать в свои работы целые фразы, вступая в фазу пост-поп-арта. Его пастельные рисунки, например, содержали короткие фразы на фоне однотонного цветового поля. В некоторых картинах начала 80-х он размещал слова на фоне закатов, ночного неба или пшеничных полей.
Рекорды аукционных продаж
Многие картины XX века кисти Рушея были проданы на аукционах за суммы, превышающие миллион долларов. Аукционный рекорд стоимости его работ неоднократно обновлялся. В ноябре 2019 года картина «Hurting the Word Radio #2» (1964) была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 52,5 миллиона долларов, установив новый ценовой максимум для произведений художника. См. также: Самые дорогие картины: Топ-10.
Награды
В 2001 году Рушей был избран членом Американской академии искусств и литературы. В 2004 году он стал Почётным академиком Королевской академии искусств в Лондоне. В 2006 году он был награждён культурной премией Немецкого фотографического общества (DGPh, Deutsche Gesellschaft für Photographie) за его фотографические серии, документирующие американский быт. В 2014 году издание Artnet назвало Эда Рушея самым дорогим из ныне живущих художников Западного побережья США.
Картины и фотографии Эда Рушея можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев Америки.
- Рашель Рюйш: Голландская художница цветов и натюрмортов
- Произведения суздальского художника-графика Александра Ерашова на выставке «Летопись»
- Масляная живопись - главная изюминка любого интерьера
- Особенности организации скупки золотых изделий
- Бизнес-туризм - маленькое путешествие с большими возможностями
- Народные традиции и природные средства для поддержки суставов
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?