Эмиль Нольде, немецкий экспрессионист читать ~7 мин.
Эмиль Но́льде (нем. Emil Nolde; урождённый Эмиль Хансен, нем. Emil Hansen; 7 августа 1867–13 апреля 1956) — немецкий живописец и график, один из ведущих представителей экспрессионизма. Хотя он недолго состоял в экспрессионистской группе «Die Brücke», он оставался довольно изолированной фигурой. Этому способствовали как его темперамент, так и личные обстоятельства: его жена стала инвалидом. Его уникальный вклад в немецкий экспрессионизм — это напряжённая эмоциональность радикально упрощённых, порой гротескных рисунков и яркие, насыщенные краски. Он также был одним из величайших акварелистов, писавших цветы.
Будучи важным участником современного искусства, он создал множество знаменитых работ. К числу его наиболее известных экспрессионистских картин относятся «Юноши из Папуа» (1913–1914, Государственные музеи, Берлин), «Красные маки» (1920, частная коллекция), «Тайная вечеря» (1909, Государственный музей искусств, Копенгаген) и «Море и светлые облака» (1935, частная коллекция). Его самой известной гравюрой на дереве является «Пророк» (1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Ранний период
Эмиль Хансен родился в 1867 году в Нольде, Шлезвиг-Гольштейн. Позже он взял псевдоним по названию своего родного города. Выросший на ферме в крестьянской семье, Нольде изначально обучался на резчика по дереву и работал на мебельной фабрике. В 1889 году он поступил в Школу прикладных искусств в Карлсруэ, а затем преподавал ремёсла и рисунок в Санкт-Галлене, Швейцария.
Попытка поступить в Мюнхенскую академию изящных искусств в 1898 году оказалась неудачной, после чего он продолжил обучение живописи в частном порядке у Адольфа Хёльцеля. В 1899–1900 годах Нольде учился в «Академии Жюлиана» в Париже, где познакомился с работами импрессионистов и постимпрессионистов. Только около 1900 года, в возрасте тридцати с небольшим лет, он решил стать профессиональным художником, а серьёзное признание пришло к нему лишь после сорока лет.
Группа «Мост» (Die Brücke) и экспрессионизм
В 1906 году Нольде присоединился к Берлинскому сецессиону — художественному объединению, основанному в 1898 году в противовес консервативному Союзу берлинских художников. Среди других заметных членов группы были Макс Бекманн, Макс Слефогт и Ловис Коринт, а также скульптор Эрнст Барлах. В том же году Нольде вошёл в группу «Мост» («Die Brücke»), основанную в Дрездене в 1905 году.
Ключевыми участниками группы были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуф, Макс Пехштейн, Эрих Хеккель и Отто Мюллер. Группа, часто сопоставляемая с фовизмом, разделяла интерес к примитивному искусству и выражению сильных эмоций через чистый, часто неестественный цвет. Однако художники «Моста» изображали городские сцены с большим психологическим напряжением, на фоне которых работы фовистов казались более сдержанными.
В 1907 году, пробыв в группе «Мост» всего полтора года, Нольде покинул её из-за творческих разногласий. Тем не менее его репутация в экспрессионистском движении продолжала расти. Яркая палитра и энергичные мазки Нольде оказали влияние на его коллег, а они, в свою очередь, познакомили его с техниками ксилографии и литографии.
Конфликт с Берлинским сецессионом
В 1909 году Нольде создал первую из серии религиозных картин, среди которых «Тайная вечеря» и триптих «Житие святой Марии Египетской» (1912). Его работа «Сошествие Святого Духа» (1909) была отклонена президентом Берлинского сецессиона Максом Либерманом для участия в выставке 1910 года. В ответ Нольде опубликовал резкое письмо в адрес Либермана, что привело к его исключению из объединения. Некоторые критики сочли его высказывания националистическими и антисемитскими.
Это событие прояснило его творческие цели: он стремился создать самобытное северогерманское искусство, близкое народу и ориентированное на творчество Рембрандта. В 1910 году Нольде стал одним из основателей Нового сецессиона, который стал центром немецкого авангарда. В 1912 году он выставлялся вместе с группой «Синий всадник», а в 1913 году принял участие в экспедиции в Новую Гвинею. Этот опыт обогатил его живопись примитивными мотивами, как в картине «Южноморский островитянин» (1914). Он писал: “Всё первобытное и стихийное захватывает моё воображение”.
Гравюра «Пророк»
В Музее современного искусства в Нью-Йорке хранится знаменитая гравюра Нольде на дереве «Пророк» (1912). Измождённое лицо пророка с запавшими глазами выражает глубокую скорбь и духовную силу. За три года до создания этого оттиска художник перенёс тяжёлую болезнь, которая привела его к религиозному озарению. Именно после этого он начал создавать произведения на библейские сюжеты.
В 1890-е годы Поль Гоген и Эдвард Мунк уже работали с экспрессивной ксилографией, и на Нольде повлияло их творчество. Дерево стало для него идеальным материалом для создания выразительных графических работ, поскольку ему нравилась грубая фактура древесных волокон. Особую силу гравюра «Пророк» приобретает на оттисках, выполненных на редкой японской бумаге.
Отношения с нацистским режимом
Биография Нольде содержит парадоксальный и трагический аспект, связанный с его политическими взглядами. Он был убеждённым националистом, антисемитом и с ранних лет поддерживал нацистскую партию, членом которой стал в 1934 году. Нольде верил, что экспрессионизм является уникальным германским стилем, и надеялся, что его искусство станет официальным искусством Третьего рейха. Однако его надежды не оправдались: Гитлер лично отверг экспрессионизм как чуждое и упадническое явление.
«Дегенеративное искусство» и «Ненаписанные картины»
В 1937 году нацисты объявили творчество Нольде «дегенеративным». Более тысячи его работ были изъяты из немецких музеев. Произведения художника, наряду с работами Марка Шагала, Эрнста Барлаха, Анри Матисса, Пабло Пикассо и Винсента ван Гога, были включены в печально известную выставку «Дегенеративное искусство». В 1941 году ему официально запретили заниматься живописью.
Несмотря на запрет, Нольде тайно продолжал работать, создавая небольшие акварели, которые он называл Ungemalte Bilder («Ненаписанные картины»). Он выбирал малый формат и акварель, чтобы иметь возможность быстро спрятать работы в случае обыска. В этих произведениях преобладают фантастические и пейзажные мотивы, выполненные с невероятной яркостью и свободой. После войны многие из этих акварелей послужили эскизами для полномасштабных картин маслом.
После войны Нольде был реабилитирован и удостоен немецкого ордена «За заслуги». Его основными сюжетами вновь стали пейзажи, портреты и цветочные композиции. Он продолжал работать с огромной энергией до самой смерти. Нольде скончался в 1956 году в возрасте 88 лет. Перед смертью он основал Фонд Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле (Seebüll), где хранятся его архивы и обширная коллекция работ.
Для более детального ознакомления с вкладом Эмиля Нольде в развитие европейского экспрессионизма см. Историю экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930).
Избранные картины
Знаменитые работы Эмиля Нольде включают следующее:
«Пшеничное поле» (1900, частная коллекция)
«Читающая молодая женщина» (1906, Кунстхалле, Киль)
«Сад с цветами» (1908, частная коллекция)
«Сад Анны Вид» (1907, частная коллекция)
«Сошествие Святого Духа» (1909, Государственные музеи, Берлин)
«Тайная вечеря» (1909, Государственный музей искусств, Копенгаген)
«Танец вокруг золотого тельца» (1910, Галерея современного искусства, Мюнхен)
«Пророк» (1912, гравюра на дереве, Музей современного искусства, Нью-Йорк)
«Портрет молодой девушки» (1913–1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
«Тропическое солнце» (1914, Фонд Ады и Эмиля Нольде)
«Натюрморт с танцорами» (1914, Национальный музей современного искусства, Париж)
«Молодые чёрные лошади» (1916, Музей ам Оствалль, Дортмунд)
«Красные маки» (1920, Галереи Леонарда Хаттона, Нью-Йорк)
«Танцоры» (1920, Государственная галерея, Штутгарт)
«Орхидеи» (1925, частная коллекция)
«Портрет мужчины» (ок. 1926, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
«Поднимающиеся облака» (1927, Музей Карла-Эрнста-Остхауса, Хаген)
«Большие подсолнухи» (1928, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
«Художник и его жена» (1932, Детройтский институт искусств)
«Цветы и облака» (1933, Музей Шпренгеля, Ганновер)
«Подсолнухи в бурю» (1943, Художественный музей Колумбуса, Огайо)
Коллекции картин Эмиля Нольде можно увидеть в Музее «Моста» в Берлине, в музее Кунстпаласт в Дюссельдорфе, а также во многих ведущих художественных музеях мира.
- Круглая дата — повод для перемен. Безупречная акустика и новый коллектив в Новосибирской филармонии
- Впервые в столице «Сатирикон» представил пьесу Арнольда Уаскера «Кухня»
- «Такой же храбрый, как ты» Джейсона Рейнольдса, краткое содержание
- Почему ранние картины Рейнольдса такие бледные?
- «Мальчик в чёрном костюме» Джейсона Рейнольдса, краткое содержание
- «Каменный лис» Джона Рейнольдса Гардинера, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?