Эрих Хекель:
немецкий экспрессионист читать ~7 мин.
Эрих Хеккель (Erich Heckel; 1883–1970) — один из ведущих деятелей немецкого экспрессионизма, художник, скульптор и график. Вместе с Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880–1938), Фрицем Блейлем (1880–1966) и Карлом Шмидтом-Роттлуффом (1884–1976) он основал в Дрездене группу «Die Brücke» («Мост»).
В своих картинах Хеккель восхищался Ван Гогом, прежде всего его способностью передавать внутреннюю тревогу. Он также находился под впечатлением от того, как представители футуризма изображали fragmented свет. В то же время его резьба по дереву испытывала сильное влияние африканской скульптуры. Подобно коллегам по группе, он осваивал печатную графику — ксилографию, офорт и литографию — как способ создания доступного искусства.
Наиболее яркие экспрессионистские работы Хеккеля относятся к раннему периоду его творчества. Он часто писал фигуры в пейзажах и интерьерах, используя резкие цвета и плотные мазки. В 1937 году нацисты объявили его работы «дегенеративным искусством». После войны художник преподавал в Академии в Карлсруэ до 1955 года. Сегодня он признан одним из важнейших пионеров экспрессионизма в Германии, а его наследие составляют в первую очередь изображения женской натуры, пейзажи и ксилографии с их упрощёнными формами.
Ранние годы
Эрих Хеккель родился в Дёбельне, Саксония. Он учился в гимназии в Хемнице, где подружился с Карлом Шмидтом-Роттлуффом. О его раннем художественном образовании известно немного. В 1904 году Хеккель поступил на архитектурный факультет Технического университета в Дрездене, где к нему вскоре присоединился Шмидт-Роттлуфф. Там же они познакомились с Блейлем и Кирхнером. Вчетвером они основали группу «Die Brücke», решив полностью посвятить себя живописи.
Экспрессионистская группа «Die Brücke»
Название «Die Brücke» («Мост») символизировало стремление художников перекинуть мост от искусства прошлого к настоящему и выстроить новый художественный язык. Они черпали вдохновение у старых мастеров немецкого Возрождения, таких как Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд и Лукас Кранах Старший, а также в современных им течениях — примитивизме и стиле ар-нуво. Группа активно исследовала традиционные техники, в частности ксилографию, и даже изобрела линогравюру.
Живопись участников объединения была эмоциональной и напряжённой, часто с резкими формами и ярким колоритом. Хеккель, с его почти фанатичным отношением к дружбе и творческому партнёрству, стал связующим звеном, а также менеджером и организатором группы. В 1906 году к ним присоединились швейцарец Куно Амьет (1868–1961), а также немецкие экспрессионисты Макс Пехштейн (1881–1955) и Эмиль Нольде (1867–1956). Группу объединяло скорее неприятие академического искусства, нежели общая художественная программа.
Под влиянием английского движения «Искусства и ремёсла» и немецкого югендштиля Хеккель обустроил в Дрездене мастерскую. Там участники группы писали, занимались резьбой по дереву и печатной графикой, стремясь к более тесной связи между искусством, дизайном и повседневной жизнью. Хеккель и Кирхнер вместе создавали мебель, скульптуры и фрески.
Студийная жизнь художников была свободной от буржуазных условностей и носила общинный характер. Они часто работали вместе, писали одних и тех же натурщиц, что привело к формированию общего «стиля группы» в ранние годы. Эта богемная атмосфера и отказ от общепринятых норм стали неотъемлемой частью их творческой философии, направленной на поиск более подлинного и прямого художественного выражения.
В тот период экспрессионизм Хеккеля и других участников группы находился под влиянием океанического и африканского искусства, образцы которого были представлены в Этнографическом музее Дрездена. Примерами могут служить его ксилография «Спящая негритянка» (1908) и скульптура «Девушка на корточках» (1912). Художник также восхищался подлинностью экспрессии в работах Ван Гога и в синтетизме Поля Гогена. Группа была знакома и с парижским фовизмом. Прошедшая в Берлине выставка работ Матисса (1869–1954) только укрепила их интерес к этому направлению.
Развитие как художника
Хеккель быстро понял, что инстинктивная живопись сама по себе не может привести к созданию завершённой формы. Летом 1907 года он вместе со Шмидтом-Роттлуффом отправился в Дангаст на Северном море. Общение с первозданной природой в сочетании с интеллектуальной дисциплиной к 1908 году способствовало развитию у него более монументального стиля.
Весной 1909 года художник посетил Италию, лето провёл с Кирхнером у Морицбургских озёр, а осенью вновь поехал в Дангаст. Поездка в Италию помогла ему упорядочить формы. Особенно его впечатлило этрусское искусство, которое укрепило его стремление к строгости, упрощению и усилению духовного начала в работах.
К 1910 году Хеккель усовершенствовал свой «плоскостной» стиль, в котором цветовые области, очерченные острыми контурами, переплетались, образуя единую композиционную структуру. Его живопись оставалась сдержанной, строгой и удивительно резкой. Он создал множество пейзажей, видов Морицбургских озёр и Дангаста, а также городских сцен, изображений обнажённой натуры и сцен из варьете. В 1911 году Хеккель работал в Прерове на Балтике вместе с сооснователем объединения «Синий всадник», художником-эмигрантом из России Алексеем фон Явленским.
Берлин
Осенью 1911 года Хеккель переехал в Берлин, куда уже перебрались другие участники группы, и делил мастерскую с коллегой по «Мосту» Отто Мюллером (1874–1930). Этот переезд не изменил его творческих интересов; в отличие от Кирхнера, его не привлекал динамизм большого города. Художника по-прежнему интересовали вечные темы. Он сосредоточился на изображении пейзажей в разные времена года и на передаче человеческих переживаний — стремлений, радостей и страданий.
Его живопись стремилась выразить человеческое сострадание с помощью сильных, насыщенных цветов. Особенно примечателен шедевр «Парусники в гавани» (1911, Вестфальский земельный музей, Мюнстер), где тёмно-оранжевые паруса контрастируют с насыщенной зеленью земли и розовым оттенком пляжа. Переезд в Берлин, однако, свёл его с другими выдающимися современниками, включая Франца Марка (1880–1916), Августа Макке (1887–1914) и Лайонела Фейнингера (1871–1956).
В следующем году Хеккель вместе с Кирхнером работал над фресками для часовни на выставке «Зондербунд» в Кёльне. Затем, в 1913 году, группа «Мост» распалась, и Хеккель провёл свою первую персональную выставку в Берлине. Он начал выстраивать предметы на своих картинах в строгом равновесии. В этот период он трансформировал уроки кубизма в угловатую, гранёную структуру, которая позволяла ему по-особому изображать свет. Он передавал световые рефлексы в виде кристаллических форм, благодаря чему небо, земля, вода и человек сливались в единое стилистическое целое. Примером служит картина «Женщины у озера» (1913, Музей Вильгельма Лембрука, Дуйсбург).
Первая мировая война
В 1914 году Хеккель добровольцем поступил на военную службу и в 1915 году был направлен во Фландрию санитаром. Там он познакомился с Максом Бекманом (1884–1950) и подружился с бельгийским художником-символистом Джеймсом Энсором (1860–1949). Хеккель и Бекман находились под началом историка искусств Вальтера Касбаха. Он составил для них такое расписание, что каждый второй день у художников оставался свободным для творчества. В 1918 году Хеккель вернулся в Берлин. Его искусство стало более меланхоличным, но в то же время более привлекательным для широкой публики; пастельные тона пришли на смену ярким краскам его ранних работ. Подробнее о его вкладе в экспрессионизм смотрите: История экспрессионистской живописи.
Дегенеративное искусство
В 1937 году, как и работы многих других экспрессионистов, его творчество было отнесено нацистским режимом к «дегенеративному искусству». Было конфисковано более 700 его произведений. Во время воздушных налётов на Берлин в ходе Второй мировой войны Хеккель потерял все свои доски для ксилографии и печатные формы. В 1944 году его мастерская была полностью уничтожена. После этого он переехал в Хемменхофен на Боденском озере.
В 1949 году Хеккель получил должность профессора в Академии изобразительных искусств в Карлсруэ, которую занимал до выхода на пенсию в 1955 году. В этот период он всё больше внимания уделял натюрмортам, а общий стиль его живописи стал более спокойным и лиричным.
К семидесятилетию художника в 1953 году и к восьмидесятилетию в 1963 году были организованы многочисленные выставки и ретроспективы его работ. Хеккель также был удостоен нескольких наград. Он продолжал работать до самой смерти, последовавшей в 1970 году в Радольфцелле. Крупная ретроспектива «Эрих Хеккель — его творчество 1920-х годов» прошла в Музее «Моста» в Берлине с октября 2004 по февраль 2005 года.
Коллекции
Работы Хеккеля представлены во многих ведущих художественных музеях мира, в том числе в лучших художественных музеях. Среди них Музей современного искусства в Нью-Йорке, Кунстхалле и Музей Шпренгеля в Ганновере, Вестфальский земельный музей в Мюнстере, Музеумсберг во Фленсбурге (Шлезвиг-Гольштейн) и Пинакотека современности в Мюнхене.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?