Франц Клайн, художник-абстракционист читать ~4 мин.
Франц Клайн (Franz Kline, 1910–1962) — один из самых самобытных представителей абстрактного экспрессионизма. Художник наиболее известен своими крупноформатными чёрно-белыми абстрактными картинами, которые порой напоминают увеличенные фрагменты каллиграфии. Начав как художник-реалист, он обратился к абстракции в конце 1940-х годов, отчасти под влиянием живописца-жестуриста Виллема де Кунинга (1904–1997). Лаконичные и очень личные работы Клайна сделали его знаковой фигурой Нью-йоркской школы современного искусства. Вместе с де Кунингом он формировал визуальный язык абстрактного экспрессионизма.
Позднее Клайн начал использовать цвет в своей живописи, однако большая часть его наследия остаётся монохромной. К наиболее известным работам относятся Chief (1950, Музей современного искусства, Нью-Йорк), White Forms (1955, MoMA), Mahoning (1956, Музей американского искусства Уитни), Black Reflections (1959, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и Orange and Black Wall (1959, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид). Искусствоведы ставят его в один ряд с крупнейшими художниками-жестуристами 1950-х годов, такими как Роберт Мазервелл (1915–1991), Джексон Поллок (1912–1956) и Адольф Готлиб (1903–1974).
Учёба и ранние годы
Клайн родился в Уилкс-Барре, штат Пенсильвания. С 1931 по 1935 год он изучал искусство в Бостонском университете. В 1937 году художник переехал в Англию, где воссоединился со своей будущей женой, и до 1938 года посещал Школу изящных искусств Хезерли в Лондоне. Вернувшись в Америку в 1938 году, он окончательно обосновался в Нью-Йорке. Ранние работы Клайна были выполнены преимущественно в стиле реализма. Он создавал городские пейзажи, виды угольных шахт Пенсильвании, настенные росписи и портреты. В этот период он получил заказы от коллекционеров Теодора Дж. Эдлиха-младшего и И. Дэвида Орра, а также был удостоен нескольких наград Национальной академии дизайна за свои фигуративные произведения.
Переход к абстракции
Знакомство с Виллемом де Кунингом в 1943 году оказало значительное влияние на переход Клайна к абстрактному искусству. Поворотным моментом стал 1949 год, когда де Кунинг предложил Клайну спроецировать его небольшие чернильные наброски на стену с помощью проектора Bell-Opticon. Увидев, как его детальные эскизы превращаются в монументальные, мощные формы, художник был потрясён. Этот опыт помог ему осознать выразительный потенциал линии в крупном масштабе, что и определило его дальнейший творческий путь.
Вскоре Клайн выработал свой фирменный стиль абстрактной экспрессионистской живописи. Он характеризовался энергичными жестовыми мазками чёрной и белой эмали, которые художник наносил широкими малярными кистями. Этот метод, известный как живопись действия, позволял передавать творческие импульсы напрямую, делая сам процесс создания работы не менее важным, чем её результат. В 1950 году Клайн провёл свою первую персональную выставку в галерее Чарльза Игана в Нью-Йорке и быстро получил признание как одна из центральных фигур формировавшейся Нью-йоркской школы.
Спонтанность и замысел
Работы Клайна могут показаться инстинктивными из-за драматичных, спонтанных мазков. Однако на самом деле они были тщательно продуманы. Широкие мазки и быстрая работа кистью — как густой краской, так и разведённой — являлись результатом долгих размышлений. Подобно многим современным художникам, прославившимся своей спонтанностью, Клайн часто основывал свои масштабные полотна на многочисленных подготовительных эскизах. Он использовал идеи и мотивы из небольших этюдов, перенося их в крупные композиции, и мог возвращаться к отдельным элементам спустя годы. (Для сравнения с другим стилем жестуризма см.: картины Джексона Поллока 1940–1956).
Несмотря на абстрактный характер, в работах Клайна часто видят отсылки к индустриальным пейзажам его юности в Пенсильвании. Чёрные решётчатые структуры на его полотнах напоминают мосты, железнодорожные пути, тоннели и оборудование угольных шахт. Сам художник обычно уклонялся от прямых интерпретаций, призывая зрителя к эмоциональному восприятию форм. Тем не менее названия некоторых картин, например Mahoning (река в угольном регионе), косвенно подтверждают связь его творчества с образами промышленного мира.
Цвет и последние годы
Хотя известность Клайну принесли именно чёрно-белые работы, примерно с 1956 года он начал активно вводить в свои картины цвет. Яркие, насыщенные краски вступали в динамичное противостояние с его характерными чёрными линиями, создавая новое напряжение на холсте. В 1950-х годах художник участвовал в нескольких крупных международных выставках, включая биеннале в Венеции (1956, 1960) и Сан-Паулу (1957). Он скончался в Нью-Йорке в 1962 году от сердечной недостаточности в возрасте 51 года. В том же году Галерея современного искусства в Вашингтоне организовала посмертную ретроспективную выставку его работ.
Работы Франца Клайна хранятся в коллекциях многих ведущих художественных музеев Америки и мира, включая Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
- «Второму игроку приготовиться» Эрнеста Клайна, краткое содержание
- «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна, краткое содержание
- Christie’s и Sotheby’s провели самые успешные аукционы в своей истории
- «Изгнанники» Кристины Бейкер Клайн, краткое содержание
- «Поезд сирот» Кристины Бейкер Клайн, краткое содержание
- Андрей Иванцов и его творения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?