Франц Марк:
немецкий экспрессионист читать ~7 мин.
Один из великих представителей экспрессионизма, немецкий художник Франц Марк (нем. Franz Marc) был, наряду с Василием Кандинским, одним из основателей мюнхенского художественного объединения «Der Blaue Reiter» («Синий всадник») — ключевого направления в немецком экспрессионизме. Ранние поездки в Париж в 1903 и 1907 годах познакомили его с импрессионизмом и постимпрессионизмом, однако наиболее сильное влияние на него оказало творчество Винсента Ван Гога (1853–1890), под воздействием которого его живописный стиль сместился в сторону экспрессионизма.
Художник трагически погиб под Верденом в возрасте 36 лет. Его картина «Leaping Horses» («Springende Pferde», 1910, частная коллекция) была продана на аукционе Christie’s в 2009 году почти за 5 миллионов долларов. Сегодня Марк входит в число ведущих художников-модернистов и считается одним из величайших живописцев-экспрессионистов. К числу его наиболее известных работ относятся «Тигр» (1912, Городская галерея в доме Ленбаха), «Большие синие лошади» (1911, Центр искусств Уокера, Миннеаполис) и «Красные лошади» (1911, частная коллекция). Для более подробной информации о вкладе Марка в экспрессионизм смотрите статью: История экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930).
Анализ работ немецких экспрессионистов, таких как Франц Марк: Анализ современных картин (1800–2000).
Ранние годы и образование
Франц Марк родился в Мюнхене в 1880 году в семье художника-пейзажиста. В 1900 году он поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался живописи, рисунку и гравюре у Габриэля фон Хакля (1843–1926) и Вильгельма фон Дица (1839–1907). В 1903–1907 годах Марк провёл время в Париже, посещая городские художественные галереи и копируя работы старых мастеров. Он познакомился с творчеством многих прогрессивных художников того времени, включая Поля Гогена и Винсента Ван Гога, а также Пабло Пикассо и Жоржа Брака. В этот период его личная жизнь была отмечена двумя браками.
«Синий всадник» и немецкий экспрессионизм
В 1910 году Марк установил крепкую дружбу с Августом Макке (1887–1914), Василием Кандинским (1866–1944) и его спутницей Габриэле Мюнтер (1877–1962). Все четверо разделяли схожие взгляды на развитие искусства. В 1911 году они основали объединение «Der Blaue Reiter». И Марк, и Кандинский ранее состояли в «Новом мюнхенском художественном объединении» (Neue Künstlervereinigung), но покинули его, чтобы основать собственное движение.
Оба художника считали, что искусство должно иметь духовное измерение. Это убеждение Кандинский изложил в своём эссе «О духовном в искусстве» в 1911 году. Название группы восходит к картине Кандинского 1903 года, хотя некоторые полагают, что оно могло возникнуть из-за любви Марка к лошадям и привязанности Кандинского к синему цвету. Кандинский считал синий цвет наиболее духовным, пробуждающим стремление к вечному. Позднейшие исследования психологии цвета в живописи подтвердили эту точку зрения.
Деятельность объединения
Группа «Синий всадник» организовала свою первую выставку в 1911–1912 годах в мюнхенской галерее Таннхаузер, после чего их работы отправились в турне по городам Германии. Круг участников расширился, включив в себя Марианну фон Верёвкину, Габриэле Мюнтер, Пауля Клее, Альберта Блоха, Лионеля Фейнингера, Альфреда Кубина и Алексея Явленского. По приглашению Марка к выставкам присоединялись и другие художники, чьё творчество он считал подлинным искусством, среди них — Анри Руссо (1844–1910), Пабло Пикассо (1881–1973) и Робер Делоне (1885–1941).
В 1912 году был опубликован Альманах «Der Blaue Reiter» тиражом 1100 экземпляров. Том, отредактированный Марком и Кандинским, содержал репродукции 140 картин и 14 крупных теоретических статей об искусстве. Несмотря на стилистические различия, художников группы объединяло общее стремление выразить духовные начала в своём искусстве. Они верили в развитие современного искусства, связь между изобразительным искусством и музыкой, а также в символическое значение цвета. Начало Первой мировой войны положило конец деятельности «Синего всадника».
Примечание: другая важная экспрессионистская группа, возникшая в Дрездене в начале века, была известна как «Die Brücke» («Мост»). В её состав входили Карл Шмидт-Ротлуф (1884–1976), Эрнст Людвиг Кирхнер (1880–1938), Эрих Хеккель (1883–1970), а позже — Эмиль Нольде (1867–1956), Макс Пехштейн (1881–1955), голландский художник Кес ван Донген (1877–1968) и Отто Мюллер (1874–1930).
Символизм цвета и пантеизм
Центральное место в творчестве Марка занимала его теория цвета. Он разработал собственную символическую систему: синий цвет олицетворял мужское начало, духовность и строгость; жёлтый — женское, мягкость и радость; красный — материю, жестокость и тяжесть. Смешивая эти цвета, художник стремился передать сложные эмоциональные и духовные состояния, создавая гармонию или драматическое напряжение на полотне.
Интерес Марка к животному миру был продиктован его пантеистическими взглядами. Он считал природу и животных более чистыми и одухотворёнными, чем погрязшее в материализме человечество. В животных художник видел не просто объекты изображения, а носителей первозданной чистоты и гармонии. Через их образы он пытался постичь и передать внутреннюю жизнь природы, её ритмы и законы, недоступные поверхностному человеческому взгляду.
Влияние кубизма и орфизма
В 1912 году, после знакомства с Робером Делоне, личный стиль Марка претерпел изменения. Использование цвета и интерес Делоне к футуризму вдохновили художника. Стиль Марка всё больше фокусировался на животных на фоне пейзажа — их невинность, по его словам, открывала доступ к истинам, недоступным человечеству. В их судьбе он видел символ апокалиптического исхода, угрожающего человеку. В работе «Сражающиеся формы» (1914, Новая пинакотека, Мюнхен) его стиль приблизился к абстракции, словно предвидя войну, на которой он погибнет.
Марк стремился запечатлеть мистическую «внутреннюю конструкцию» животных в своих картинах, сравнивая свои цели с задачами, которые ставили перед собой Эль Греко и Поль Сезанн. Геометрические формы в его поздних работах также демонстрируют влияние кубизма, футуризма и орфизма.
Образ лошади в творчестве
Марк создал более 60 гравюр на дереве и литографий, а также множество работ гуашью. Его произведения отличаются яркими основными цветами, простотой форм и почти кубистским изображением животных. Лошадь была для него мощным символом благородства, энергии и силы природы. Он стремился разделить элементы изображения — форму, ритм, скрытое движение и цвет — и объединить их в гармонию, соответствующую духу и природе своего объекта.
Картина «Прыгающие лошади» уникальна среди его работ о лошадях попыткой применить пуантилизм. Марк объединял животных и ландшафт, цвет и форму на пороге абстракции. Подобно работе «Полёт ласточек» футуриста Джакомо Балла, Марк стремился выявить скрытые абстрактные узоры и ритмы природы. В конечном счёте он обратился к абстрактному искусству для выражения всеобщего синтеза, который, по его убеждению, существовал в природе. Его творчество также оказало влияние на русских художников, в частности на лучизм (1912–1914) — стиль, разработанный Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, а также на Давида Бурлюка (1882–1967).
Гибель и наследие
Трагически жизнь Марка оборвалась в возрасте 36 лет в битве под Верденом — сражении, в котором за один день погибло около 7000 лошадей. Его творчество не осталось незамеченным и во времена нацистского режима: оно было осуждено в рамках кампании «дегенеративного искусства», и 130 его работ были изъяты из немецких музеев. Франц Марк остаётся одной из важнейших фигур экспрессионистского движения в довоенной Германии.
Избранные картины
Знаменитые экспрессионистские картины Франца Марка включают:
«Прыгающие лошади» (Springende Pferde, 1910, частная коллекция)
«Собака, лежащая на снегу» (Dog Lying in the Snow, 1910–11, Штеделевский художественный институт, Франкфурт)
«Красные лошади» (Red Horses, 1911, частная коллекция)
«Жёлтая корова» (The Yellow Cow, 1911, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк)
«Большие синие лошади» (The Large Blue Horses, 1911, Центр искусств Уокера, Миннеаполис)
«Олень в лесу II» (Deer in the Woods II, 1912, Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен)
«Тигр» (Tiger, 1912, Городская галерея в доме Ленбаха)
«Маленькая синяя лошадь» (Little Blue Horse, 1912, Саарский музей, Саарбрюккен)
«Судьба животных» (The Fate of the Animals, 1913, Художественный музей, Базель)
«Лисы» (Foxes, 1913, Художественный музей, Дюссельдорф)
«Агнец» (The Lamb, 1913–14, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам)
«Сражающиеся формы» (Fighting Forms, 1914, Новая пинакотека, Мюнхен)
Музейные коллекции
Музей Франца Марка в Кохель-ам-Зе, Германия, обладает крупнейшей коллекцией произведений художника. Кроме того, его работы можно увидеть во многих ведущих художественных музеях Америки, включая:
Музеи изящных искусств Сан-Франциско
Музей изящных искусств, Хьюстон
Музей изящных искусств, Бостон
Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Музей Нортона Саймона, Пасадена
Музей современного искусства Сан-Франциско
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?