Габриэле Мюнтер:
немецкая экспрессионистка читать ~4 мин.
Габриэле Мюнтер (нем. Gabriele Münter; 1877–1962) — одна из ключевых фигур немецкого экспрессионизма. В 1901 году она приехала в Мюнхен для изучения искусства, а в 1902 году стала ученицей Василия Кандинского (1866–1944). С 1903 года их связывали близкие отношения, и следующие тринадцать лет они были практически неразлучны.
Летом 1908 года, проведённым в Мурнау с Кандинским, Алексеем фон Явленским (1864–1941) и его спутницей Марианной фон Верёвкиной (1860–1938), Мюнтер обрела свой индивидуальный стиль. Это была форма экспрессионизма, сочетавшая баварское народное искусство, технику витража и сияющие цветовые блоки. На неё также повлияли работы Ван Гога и самого Явленского, которого называли «русским Матиссом». Результатом стали яркие пейзажи, образные работы и натюрморты, в которых сливаются меланхолия и сновидения.

В 1909 году Мюнтер стала соучредителем «Нового мюнхенского художественного объединения», была участницей группы Der Blaue Reiter («Синий всадник») и до 1914 года принимала участие во всех крупных выставках авангардного искусства в Германии. Подробнее о вкладе Мюнтер в развитие экспрессионизма см.: История экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930).
Ранняя жизнь и обучение
Габриэле Мюнтер родилась в Берлине. Первоначальное художественное образование она получила в женской художественной школе (Damen-Kunstschule) в Дюссельдорфе, после чего на два года уехала в Америку к родственникам. В 1901 году она вернулась в Германию и возобновила занятия искусством в Мюнхене.
Поскольку Мюнхенская академия изящных искусств не принимала женщин, Мюнтер поступила в частную школу «Фаланга» (Phalanx), основанную Василием Кандинским. В 1904 году Кандинский расстался с женой, и они с Мюнтер начали жить вместе — это был крайне смелый поступок для того времени. В 1905 году Кандинский написал её портрет — свою единственную известную работу в жанре портретного искусства.
С 1904 по 1908 год пара много путешествовала по Европе и Северной Африке. Они провели больше года во Франции, где познакомились с Анри Руссо, Анри Матиссом и другими художниками École de Paris. В 1909 году Мюнтер приобрела дом в Мурнау, где они с Кандинским проводили летние месяцы. В их круг общения входили Алексей фон Явленский, Франц Марк, Пауль Клее и Август Макке.
Мурнау и «Синий всадник»
В 1909 году Мюнтер и Кандинский основали «Новое мюнхенское художественное объединение» (Neue Künstlervereinigung München) — одну из ранних организаций в рамках экспрессионистского движения. Она стала альтернативой консервативному Мюнхенскому сецессиону. В 1911 году из-за творческих разногласий они покинули объединение и вместе с Францем Марком создали альманах и группу Der Blaue Reiter («Синий всадник»).
Эта группа стала вторым крупным объединением немецких экспрессионистов. Первой была группа «Мост» (Die Brücke), базировавшаяся в Дрездене, а затем в Берлине. В неё входили Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф. С обеими группами был связан и Эмиль Нольде, основатель Нового сецессиона.
Художественный стиль
Несмотря на влияние Кандинского, Мюнтер с самого начала развивала собственный стиль живописи. Пройдя через увлечение импрессионизмом и фовизмом, она выработала свою версию экспрессионизма. Ключевым моментом стало освоение в Мурнау техники традиционной баварской живописи на оборотной стороне стекла (Hinterglasmalerei), которая помогла ей сформировать свой зрелый стиль.
Её работам свойственны сияющие, плоские цветовые поля, разделённые тёмными контурами. Эта манера напоминает клуазонизм — технику, где цветовые зоны чётко очерчены, подобно перегородкам в витражах. В её творчестве модернистские формы сочетаются с принципами народного искусства, что отчасти сближает её с Натальей Гончаровой.
Разрыв с Кандинским
С началом Первой мировой войны в 1914 году Мюнтер и Кандинский переехали в Швейцарию. Однако их отношения становились всё более сложными. В 1915 году они встретились в Стокгольме в последний раз и больше никогда не виделись. Весной 1917 года Мюнтер узнала, что 51-летний Кандинский женился на 24-летней Нине Андреевской. Это известие стало для неё тяжёлым ударом и почти на десять лет заставило оставить живопись.
Поздние годы и наследие
Перестав писать, Мюнтер много путешествовала. В 1927 году она познакомилась с искусствоведом Иоганнесом Эйхнером, который стал её спутником на всю оставшуюся жизнь. Они поселились в Мурнау, где художница снова начала работать. Несмотря на то, что нацисты причислили её творчество к «дегенеративному искусству» (Entartete Kunst) и в 1937 году закрыли её выставку в Мюнхенском художественном обществе (Münchner Kunstverein), она продолжала создавать портреты, жанровые сцены и натюрморты.
Во время нацистского режима Габриэле Мюнтер сохранила огромное количество работ Кандинского и других художников из круга «Синего всадника», спрятав их в подвале своего дома в Мурнау. В 1957 году, на своё 80-летие, она передала в дар Городской галерее в доме Ленбаха в Мюнхене более 80 картин Кандинского и 60 собственных работ, а также множество произведений других экспрессионистов. Этот дар лёг в основу всемирно известной коллекции музея.
Работы Габриэле Мюнтер сегодня можно увидеть в ведущих музеях мира, но самое значительное их собрание по-прежнему находится в мюнхенской галерее Ленбаххаус.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?