Василий Кандинский:
русский художник-экспрессионист читать ~10 мин.
Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) — один из величайших русских художников XX века и ведущий представитель экспрессионизма, который был одновременно живописцем и теоретиком искусства. Вместе с другими мюнхенскими художниками он основал творческое объединение «Синий всадник» (Der Blaue Reiter), одну из самых влиятельных групп немецкого экспрессионизма.
Кандинский известен как выдающийся колорист XX века. Он обладал синестезией — редкой способностью, которая позволяла ему не только видеть, но и воспринимать цвета как звуки. Ему также приписывают создание первых абстрактных произведений в искусстве XX века. Среди его наиболее известных работ — Синий всадник (1903), Чёрная рамка (1922, Национальный музей современного искусства, Париж) и Несколько кругов (1926, Музей Гуггенхайма). Он признан одним из ключевых художников-экспрессионистов и одним из величайших ранних художников-абстракционистов.
Ранняя жизнь
Кандинский родился в Москве в семье богатого торговца чаем, но большую часть детства провёл в Одессе. С юных лет он учился играть на нескольких музыкальных инструментах. Музыка оказала огромное влияние на его живопись, что отразилось даже в названиях его работ: «композиции» и «импровизации».
В 1886 году он поступил в Московский университет для изучения права и экономики. После успешного окончания ему предложили должность профессора права в Дерптском университете, но он отказался от неё, решив посвятить себя искусству. В 1889 году во время этнографической экспедиции в Вологду он глубоко заинтересовался искусством и фольклором. Посещение традиционной избы, украшенной яркой народной росписью, произвело на него неизгладимое впечатление — по его словам, у него возникло ощущение, будто он “входит в картину”.
В 1895 году сильное воздействие на него оказала московская выставка импрессионизма, где он увидел картину Клода Моне Стог сена. Вскоре после этого, в возрасте 30 лет, Кандинский принял окончательное решение оставить научную карьеру и переехать в Мюнхен, чтобы изучать живопись. Он всегда был очарован цветом и вспоминал Москву своего детства как “единое цветовое пятно”, где каждый оттенок звучал, “как песня в своём роде”.
Анализ работ художников-экспрессионистов, таких как Кандинский, см: Анализ современной живописи (1800-2000).
Мюнхенская художественная академия
Приехав в Мюнхен в конце 1896 года, Кандинский поступил в частную школу Антона Ажбе. Здесь он познакомился с Алексеем фон Явленским и Марианной фон Верёвкиной. Однако уроки рисования не увлекали его, и некоторое время он работал самостоятельно, создавая в основном пейзажные этюды.
В 1900 году он начал посещать занятия в Мюнхенской академии художеств у Франца фон Штука, который не одобрял его “экстравагантные цвета”. В академии Кандинский познакомился с Паулем Клее, ставшим его близким другом. Благодаря щедрой финансовой поддержке отца художник вместе со своей первой женой Анной Чемякиной поселился в богемном пригороде Мюнхена — Швабинге.
В 1901 году он стал сооснователем выставочного общества «Фаланга». Для первой выставки группы он создал плакат в стиле модерн, который доминировал в Мюнхене в то время. В следующем году он начал преподавать в художественной школе при обществе. Одной из его учениц была Габриэле Мюнтер, которая стала его спутницей жизни до их расставания во время Первой мировой войны.
Путешествия с Габриэле Мюнтер
В 1903 году, разочарованный консерватизмом мюнхенских художественных кругов, Кандинский вместе с Габриэле покинул город. Они путешествовали по Европе, посетив Венецию, Одессу, Тунис, Дрезден и другие города, а также провели год в Севре под Парижем. В этот период художник экспериментировал с различными техниками, часто черпая вдохновение в образах родной Москвы. На него также оказали влияние русское народное искусство и символизм.
Лучшие из его ранних картин этого периода: Променад (1901), Старый город II (1903, Национальный музей современного искусства, Париж), Золотой парус (1903), Синий всадник (1903) и Певица (1903). По стилю они сочетают в себе средневековые и русские мотивы, которые также прослеживаются в его ксилографиях и гравюрах. Эти работы демонстрируют растущий интерес художника к цвету как самостоятельному выразительному средству.
Картина Синий всадник
Одна из самых важных экспрессионистских картин Кандинского этой эпохи — Синий всадник (1903). На ней изображена небольшая фигура в синем плаще, мчащаяся на лошади по лугу. Художник намеренно избегает чётких деталей, стремясь передать ощущение движения через сочетание цветов, а не через прорисовку форм. Эта работа стала ранним предвестником того направления, в котором его живопись будет развиваться в последующие годы.
К этому периоду также относятся его портреты, например, Габриэле Мюнтер за мольбертом в Калльмюнце (1903), и пейзажи, такие как Пляжные корзины в Голландии (1904) и Пара на лошади (1906). На творчество Кандинского оказали сильное влияние труды Елены Блаватской, соосновательницы Теософского общества. Её идеи о геометрической основе творения и символизме форм нашли отражение в теоретических работах и живописи художника.
Мурнау
Вернувшись в Баварию в 1908 году, Кандинский вместе с Габриэле Мюнтер поселился в Мурнау. Именно здесь он совершил свой «скачок в абстракцию». Однажды вечером, войдя в студию, он увидел в полумраке “картину неописуемой красоты, пронизанную внутренним пламенем”. Сначала он различил лишь “формы и цвета, смысл которых был непонятен”, но вскоре узнал одну из своих работ, стоявшую на боку. Этот случай убедил его, что предметность вредит его живописи. В поисках новых средств выражения он начал постепенно отказываться от изображения объектов, позволяя цвету выполнять главную выразительную функцию.
Важная работа этого периода — Голубая гора (1908, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк). На ней синяя гора окружена жёлтым и красным деревьями, а фигуры всадников внизу едва намечены цветовыми пятнами. Здесь цвет почти полностью независим от формы, что стало решительным шагом к беспредметности. Другие значимые картины того времени — Кладбище и дом священника в Кохеле (1909) и Дом на Грюнгассе в Мурнау (1909).
Примерно в это же время он принял участие в выставке группы экспрессионистов «Мост» (Die Brücke). Вместе с Явленским он основал «Новое мюнхенское художественное объединение». Однако из-за разногласий по поводу сущности искусства он покинул группу и в сотрудничестве с Францем Марком создал альманах и конкурирующее объединение «Синий всадник» (Der Blaue Reiter).
В 1910 году Кандинский участвовал в московской выставке авангардного искусства, организованной группой «Бубновый валет». При этом он не выставлялся с более замкнутым обществом русских художников «Ослиный хвост» в марте 1912 года.
Группа «Синий всадник» (1911–1914)
Пять основных членов группы «Синий всадник» — это Кандинский, Франц Марк, Пауль Клее, Август Макке и Алексей фон Явленский. В выставках объединения также участвовали другие авангардисты, включая фовистов и русских художников. Название группы произошло от одноимённой картины Кандинского 1903 года и отражало любовь Марка к лошадям и пристрастие Кандинского к синему цвету. Участников объединяло стремление к символическому использованию цвета и интуитивному подходу к живописи.
Первая выставка «Синего всадника» состоялась в Мюнхене в декабре 1911 года. Позже она была показана в Берлине, где стала частью программы галереи «Штурм» (Der Sturm), основанной Гервартом Вальденом. В 1912 году галерея «Штурм» организовала ретроспективу работ Кандинского. В 1913 году его картины были представлены на знаменитой Арсенальной выставке в Нью-Йорке. В том же году он опубликовал автобиографию Rückblicke («Ступени») и сборник стихов Klänge («Звуки»).
Абстрактное искусство
В 1910–1914 годах Кандинский всё больше обращался к абстракции. В его творчестве слились влияния фовизма, кубизма и орфизма, что привело к полному отказу от фигуративности. Чёрные контуры на его полотнах постепенно стали самостоятельными графическими элементами, а цвет начал существовать независимо от формы (Композиция IV, 1911; Чёрная арка, 1912).
Его первая абстрактная акварель, датируемая примерно 1910 годом, стала для него идеальным средством для экспериментов. С этого момента его Впечатления всё ещё сохраняли связь с природой, тогда как Импровизации и особенно Композиции превращались в чистые творения форм и цвета. К работам этого периода относятся Чёрные штрихи I (1913) и Фуга (1914).
Группа «Синий всадник» распалась в 1914 году с началом Первой мировой войны. Франц Марк и Август Макке погибли на фронте. Кандинский как иностранный гражданин был вынужден вернуться в Россию.
Подробнее о вкладе Василия Кандинского в экспрессионизм см: История экспрессионистской живописи (ок. 1880-1930).
Возвращение в Россию
С 1914 по 1921 год Кандинский занимался преподаванием и организационной деятельностью в Москве. Он преподавал в Институте художественной культуры и Академии художеств, а также основал Музей живописной культуры. Однако, когда первоначальный энтузиазм по поводу современного искусства сменился идеологическим давлением и неприятием абстракционизма, он покинул Москву. В 1921 году вместе со своей второй женой Ниной Андреевской он вернулся в Германию.
Школа дизайна «Баухаус»
В 1922 году Кандинский получил приглашение стать преподавателем в школе «Баухаус» в Веймаре, где уже работал Пауль Клее. Поступление в «Баухаус» ознаменовало новый этап в его творчестве, который он сам называл “лирическим геометризмом”. Он вёл курс по теории искусства, обучая студентов “точно наблюдать и точно представлять не внешний облик объекта, а элементы его композиции”. Свои размышления он изложил в книге Punkt und Linie zu Fläche («Точка и линия на плоскости»), опубликованной в 1926 году.
В этот период круги, линии и другие геометрические элементы стали играть центральную роль в его живописи. Он разработал систему ассоциаций между основными формами (круг, треугольник, квадрат) и цветами. Яркими примерами являются Композиция VIII (1923, Музей Гуггенхайма) и Жёлтое-красное-синее (1925, Национальный музей современного искусства, Париж).
В 1923 году вместе с Клее, Явленским и Лионелем Файнингером он создал группу «Синяя четвёрка» (Die Blauen Vier). Они вместе читали лекции и выставлялись в Америке. В 1928 году Кандинский создал декорации для постановки «Картинок с выставки» Мусоргского. В 1933 году «Баухаус» был закрыт нацистами, а живопись Кандинского была объявлена «дегенеративным искусством» (entartete Kunst).
Последние годы жизни: Нёйи-сюр-Сен
В 1933 году Кандинский переехал в Париж и поселился в пригороде Нёйи-сюр-Сен, где провёл остаток жизни. Этот период часто называют «парижским», или «биоморфным». На его холстах геометрические элементы соседствовали с плавными, органическими формами, напоминающими простейшие организмы. Между 1936 и 1939 годами он написал две свои последние крупные работы: Композиция IX и Композиция X.
Его позднее творчество вызывало восхищение у молодых художников, таких как Жоан Миро. Художник продолжал работать до последних дней. Василий Кандинский скончался 13 декабря 1944 года от инсульта. Его неустанный поиск новых форм и вклад в теорию цвета сделали его одной из ключевых фигур в истории искусства XX века.
Хотя авторитет Кандинского был велик ещё при жизни, его истинное значение было в полной мере оценено только после войны. Его влияние широко ощущалось в художественных течениях второй половины XX века, для которых он открыл путь.
Коллекции
Одним из самых известных коллекционеров работ Кандинского был американский филантроп Соломон Гуггенхайм (1861-1949). Картины Кандинского можно увидеть в лучших художественных музеях мира. Крупнейшие коллекции хранятся в Национальном музее современного искусства в Центре Помпиду в Париже и в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Работы мюнхенского периода (до 1914 года) широко представлены в Городской галерее в доме Ленбаха в Мюнхене, во многом благодаря наследию Габриэле Мюнтер.
- Долгожданный перевод на русский автобиографии Александра Гранаха
- Размышления Джулиана Барнса о живописи с открытыми глазами
- Нужен ли английский язык в другой стране?
- Подлинная биография великого французского художника Сезанна
- На «Фестиваль фестивалей» за качественным и неизвестным кино
- «Как разбогатеть в восходящей Азии» Мохсина Хамида, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?