Джордж Фредерик Уоттс:
портретист Викторианской эпохи, скульптор читать ~9 мин.
Джордж Фредерик Уоттс (George Frederic Watts; 1817–1904) — выдающийся художник и скульптор викторианской эпохи. С 1847 года он завоевал прочную репутацию в интеллектуальных кругах, однако широкую известность получил лишь в начале 1880-х годов. Этому способствовали его крупные персональные выставки в Манчестере (1880), Лондоне (1881) и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (1884). К концу жизни он стал одним из самых почитаемых художников Великобритании.
Уоттс находился под сильным влиянием Микеланджело и великих венецианских мастеров, таких как Тициан. Он наполнял свои произведения нравственным повествованием — как правило, сложными аллегорическими посланиями. Хотя они были очень популярны в своё время, сегодня их смысл может казаться несколько устаревшим. Гораздо лучше испытание временем выдержали его портреты великих современников: кардинала Мэннинга, философа Дж. С. Милля, поэта Теннисона и премьер-министра Уильяма Гладстона (все находятся в Национальной портретной галерее, Лондон).
Как скульптор он запомнился прежде всего своей конной статуей Physical Energy («Физическая энергия», 1904). После смерти художника его дом неподалёку от Гилфорда был превращён в Галерею Уоттса, где представлен широкий спектр его работ. В 1986 году его картина Hope («Надежда») была продана за 1,1 миллиона долларов.
Ранний период жизни
Дар Джорджа Фредерика Уоттса был сопоставим с талантом его викторианского современника Альфреда Стивенса, но Уоттсу недоставало той же целостности художественного замысла. Поэтому его наследие, хотя и прекрасное, выглядит менее гармоничным. Как и многие английские художники, он изучал рисунок и живопись в школах при Королевской академии. Затем он некоторое время работал в мастерской скульптора Уильяма Бенса (1795–1864), что, вероятно, оказало на формирование его стиля большое влияние, ведь именно там он получил практические знания в области скульптуры.
Однако главным источником его образования стало внимательное изучение мраморов Элгина. Величественное и спокойное достоинство лучших работ Уоттса, а также тип его идеализированных фигур и характерная трактовка драпировок, несомненно, происходят именно оттуда.
В 1843 году приз, полученный на конкурсе в Вестминстер-холле, позволил ему отправиться в Италию. Там он провёл четыре года, занимаясь живописью и изучая итальянских старых мастеров, особенно представителей венецианского Возрождения. Их влияние, в сочетании с влиянием мраморов Элгина, сформировало основные черты его зрелого стиля.
Ранние декоративные произведения
Уоттс вернулся в Англию в 1847 году и сразу же добился успеха, вновь выиграв конкурс в Вестминстер-холле с эскизом «Альфред, побуждающий саксов сопротивляться высадке датчан». Позднее эта композиция была выполнена в виде фрески в Верхнем вестибюле Вестминстерского дворца. Однако его стремления в области монументальной живописи не нашли широкой поддержки. Предложение бесплатно украсить зал на вокзале Юстон было отклонено. Впрочем, аналогичное предложение старейшинам Линкольнс-Инн было принято, и на северной стене зала он написал фреску «Справедливость: полукруг законодателей».
Эта фреска и роспись в Вестминстерском дворце остались практически единственными значимыми монументальными работами Уоттса. Тем не менее почти все его крупные картины, хоть и написанные на холсте и не предназначенные для конкретного места, обладают масштабом и величием стиля, характерными для настенной живописи.
Влияния и жизнь
Современные художественные течения мало повлияли на развитие стиля Уоттса. Хотя он испытал некоторое воздействие прерафаэлитов, а в его работах порой можно заметить отголоски вдохновения Тёрнером, он оставался достаточно обособленной фигурой. После юности Уоттс не испытывал финансовых трудностей и мог полностью посвятить себя искусству в уединении. Его репутация упрочилась задолго до избрания в Королевскую академию. В 1867 году он стал сначала ассоциированным членом, а затем, спустя несколько месяцев, и полным академиком.
Оставшийся период его жизни был менее богат событиями. Он до конца своих дней регулярно выставлялся в Академии, а также в галереях Гросвенор и Нью-Гэлери. Уоттс оказал значительное влияние на многих художников второй половины XIX века. Общество относилось к нему с почтением, редким для английских художников. Когда в 1902 году ему был пожалован Орден Заслуг, это стало точным отражением того общественного признания, которым он пользовался. К тому времени он уже трижды отказывался от титула баронета.
Впоследствии репутация Уоттса пострадала из-за общего неприятия викторианской эпохи, но, вероятно, его наследие переживёт этот период забвения, даже если никогда не достигнет той высоты признания, что была при его жизни.
Личная жизнь
В 1864 году Уоттс женился на юной актрисе Эллен Терри, которой на тот момент не было и семнадцати, в то время как ему самому было сорок семь. Брак оказался недолгим и распался менее чем через год. Второй раз художник женился в 1886 году на Мэри Фрейзер-Тайтлер, шотландской художнице и мастерице декоративно-прикладного искусства. Этот союз был счастливым и продлился до самой смерти Уоттса. Именно Мэри стала инициатором создания Галереи Уоттса, посвятив себя сохранению наследия мужа.
Искусство Джорджа Фредерика Уоттса
Творчество Уоттса условно делится на три категории: повествовательная живопись (включая аллегории, исторические и мифологические сюжеты), портреты и пейзажи. Сам художник, вероятно, считал их значимость именно в таком порядке, поскольку видел себя в первую очередь учителем, несущим определённое послание. Подобный подход к искусству сегодня встречается редко, но он был естественен для эпохи, когда умы людей занимали нравственные проблемы, а картина считалась носителем идей.
Аллегории, мифологическая и историческая живопись
Сегодня сторонники «чистого искусства» могут возражать против нравственного значения, которое Уоттс вкладывал в свои полотна. Иногда кажется, что вес этого смысла был слишком тяжёл для самих картин. Но если отбросить современные предубеждения против «идейной» живописи, нельзя не признать, что Уоттс облекал свои идеи в величественные и достойные формы. Эти формы сами по себе впечатляют и служат подходящей оболочкой для их нравственного содержания.
Аллегории, как известно, трудно писать, и часто они кажутся лишь надуманным предлогом для создания картины, но у Уоттса это было не так. В его лучших работах сюжет и форма обретают неразрывное единство. Такие полотна, как «Хаос» (Галерея Тейт), «Дух христианства» (Галерея Тейт) и «Любовь и Смерть» (Национальная галерея, Лондон), — прекрасные примеры этой стороны его искусства.
Символизм картины «Надежда»
Картина Hope («Надежда») является, пожалуй, самой известной аллегорией Уоттса. На ней изображена слепая женская фигура с повязкой на глазах, сидящая на земном шаре. Она играет на лире, у которой порваны все струны, кроме одной. Фигура напряжённо прислушивается к тихому звуку, который издаёт эта последняя струна. Картина символизирует стойкость человеческого духа, который продолжает надеяться даже в самых отчаянных обстоятельствах, когда, казалось бы, всё потеряно.
Портреты
Наиболее ярко качества Уоттса проявляются в его портретном искусстве. Эти работы не вызывают тех возражений, которые часто высказываются по поводу его аллегорий, хотя они выполнены с той же идеалистической настроенностью и серьёзностью цели. Немногие его портреты были заказными; он писал их как историческую летопись великих людей своего времени и хранил у себя, прежде чем передать нации. Он начал эту серию ещё в молодости в Италии, после знакомства с лордом Холландом, который стал его покровителем и представлял ему выдающихся моделей.
Портреты Уоттса написаны в героизирующем ключе, подчёркивая общественное величие моделей, а не их личные качества. При этом их нельзя назвать официальными. Скорее это символические портреты, в которых художник видит в физических чертах своих моделей проявление их внутреннего величия. В отличие от работ многих современников, его портреты не создают ощущения позирования.
Уоттс, подобно Джошуа Рейнольдсу, изолирует личность от случайной обстановки, устраняя всё мимолётное. Их цели в портрете близки, но персонажи дышат совершенно разным воздухом. Если в портретах Рейнольдса ощущается богатство и аристократический досуг, то в портретах Уоттса присутствует динамичная энергия духа и интеллекта. Несмотря на сдержанность мужского костюма той эпохи, цвет в его портретах отличается благородным богатством, соответствующим их серьёзной задаче.
Портрет кардинала Мэннинга
В Портрете кардинала Мэннинга облачение модели позволило распределить интерес по всему холсту. Эта работа выполнена в более крупном формате, чем большинство его мужских портретов, и является прекрасным образцом его таланта. Это, безусловно, один из лучших портретов, которые он когда-либо писал, и он особенно хорошо демонстрирует его сочувственный идеализм. Уоттс превращает изображение в живой символ того странного сочетания великолепия и аскетизма, светского величия и духовной силы, которое характерно для исторической Католической церкви.
Несмотря на пышность красного облачения и кружев, на картине доминирует худое, аскетичное лицо кардинала. Его горящие глаза говорят об энергии духовной силы, которую не может затмить великолепие одеяний. У Уоттса были и другие модели — например, Карлейль, Теннисон, Уильям Моррис, — к которым он, по-видимому, испытывал гораздо большую симпатию. Но даже их портреты не превосходят по силе сопереживания и символическому идеализму портрет Мэннинга.
Женщин художник писал реже, чем мужчин, и в целом менее удачно. Его понимание женской натуры было менее уверенным, а суровость манеры порой сменялась некоторой вялостью в попытках передать утончённость женской красоты. Тем не менее некоторые женские портреты, в особенности портрет миссис Нассау Сениор, обладают и красотой, и изяществом.
Среди коллег Уоттса по Королевской академии был и весьма популярный художник-анималист сэр Эдвин Ландсир (1802–1873), известный сентиментальными изображениями собак, а также портретами королевы Виктории и её семьи.
Пейзажи
В пейзажной живописи Уоттс не достиг тех же высот, что в других жанрах, хотя и здесь он превосходил многих своих современников-англичан. Ему недоставало той тесной и глубокой связи с природой, которая необходима великому пейзажисту. В результате он чаще видел мир глазами других художников. Дж. М. У. Тёрнер (1775–1851), Джон Кром (1768–1821) и Джон Констебл (1776–1837) в разные годы служили для него образцами. Но ему не хватало их прямого, непосредственного подхода, и он, казалось, пытался сделать пейзажи носителями идей, не совсем им свойственных.
Несмотря на все недостатки, вклад Уоттса в искусство был огромен. Высокие эстетические качества его работ и непоколебимая серьёзность цели, которая ими руководила, в конечном счёте обеспечивают ему место среди великих художников своего времени. Его произведения украшают залы лучших художественных музеев Великобритании.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?