Жорж Руо, французский экспрессионист читать ~6 мин.
Жорж Руо (фр. Georges Rouault; 1871–1958) — французский живописец и график, один из крупнейших представителей экспрессионизма. Его творчество стало значимым явлением во французском искусстве XX века. В начале своего пути Руо экспериментировал с фовизмом, но впоследствии выработал собственный уникальный стиль.
Руо начинал как ученик мастера по созданию витражей. Позднее он поступил в парижскую Школу изящных искусств, где его наставником стал Гюстав Моро. Под влиянием этого художника-символиста Руо сосредоточился на библейских сюжетах, мрачных пейзажах и натюрмортах с цветами.
Опыт работы с витражами оказал глубокое влияние на живописную манеру Руо. Его зрелые работы отличаются тяжёлыми чёрными контурами, которые напоминают свинцовые переплёты в витражном искусстве. Внутри этих контуров художник наносил краску густыми, пастозными мазками, создавая эффект внутреннего свечения. Эта техника, близкая к клуазонизму, придавала его полотнам особую монументальность и духовную выразительность.
На протяжении большей части своей карьеры художник использовал сдержанную, тёмную палитру. Однако его полотна выделяются глубокими, словно светящимися изнутри красками. Кроме масляной живописи, Руо много работал в техниках акварели и гуаши, создавал гравюры, литографии и эскизы для витражей.
К числу наиболее значительных произведений Руо относят серию гравюр «Miserere et Guerre» (1916–1948), полотна «Автопортрет» (1911), «Клоун» (1912), «Три судьи» (1913) и «Старый король» (1937). Творчество художника также связывают с Парижской школой.
Ранние годы и обучение
Руо родился в Париже в 1871 году в небогатой, но тяготевшей к искусству семье. Его отец был столяром-краснодеревщиком, а дед собирал литографии Оноре Домье. Позднее художник шутил, что “первым моим учителем был Домье”.
В 1885 году, в возрасте четырнадцати лет, Руо поступил в ученики к художнику-витражисту. Этот опыт нашёл отражение в его зрелой живописи, где фигуры часто обведены чёткими чёрными линиями, напоминающими контуры витражных стёкол.
В 1891 году Руо поступил в Школу изящных искусств, где его наставником стал Гюстав Моро (1826–1898). Моро, видный представитель символизма, оказал большое влияние на ученика. После смерти учителя в 1898 году Руо был назначен хранителем Музея Гюстава Моро в Париже.
Период фовизма
В начале 1900-х годов Руо сблизился с фовистами — группой художников, которые ставили выразительность цвета выше реалистичности изображения. Их вдохновителем был Гюстав Моро, который призывал своих учеников, в том числе Анри Матисса и Альбера Марке, смелее использовать цвет.
Руо участвовал в знаменитой выставке фовистов в Осеннем салоне 1905 года, где критик Луи Воксель и дал движению его название. Несмотря на участие, художник остался в стороне от яркой палитры фовистов. Он стремился развивать собственный, более сдержанный и драматичный стиль, предпочитая мрачные, но глубокие и светящиеся тона.
Экспрессионистский период
С 1907 года Руо начал создавать серии работ, посвящённые клоунам, проституткам и судьям. Эти картины стали формой социальной критики, проникнутой духовными исканиями, которые художник разделял со своим другом, философом Жаком Маритеном. Работы этого периода, такие как «Головы двух клоунов», были впервые показаны в парижской галерее Дрюэ.
Примерно с 1912 года манера Руо становится всё более экспрессионистской. Это направление, зародившееся в Германии, противопоставляло себя импрессионизму. Экспрессионисты, такие как участники групп «Мост» (Die Brücke) и «Синий всадник» (Der Blaue Reiter), стремились передать не внешний облик, а внутреннюю сущность и эмоциональное состояние.
Хотя Руо формально не принадлежал ни к одной из немецких экспрессионистских групп, его творчество было близко им по духу. Мощная эмоциональная выразительность и деформация формы в его работах оказали заметное влияние на развитие экспрессионизма в Европе.
Религиозное искусство и «Miserere»
Будучи глубоко верующим католиком, с 1917 года Руо посвятил себя преимущественно религиозной живописи, часто обращаясь к теме Страстей Христовых. Сам художник говорил: “Всё моё творчество — религиозное для тех, кто умеет смотреть”. Сегодня он признан одним из величайших христианских художников XX века.
Важную роль в духовном развитии Руо сыграла его дружба с философом-неотомистом Жаком Маритеном. Художник стал частью движения «католического возрождения» во Франции. Его искусство, пронизанное состраданием к обездоленным и грешникам, отражало поиск божественного в человеческой трагедии. Персонажи Руо — не просто социальные типы, а символы страдания и надежды на искупление.
Одно из самых знаменитых его творений — серия из 58 офортов «Miserere» (полное название «Miserere et Guerre» — «Милосердие и Война»). Работа над ней была вдохновлена трагедией Первой мировой войны. Изначально гравюры предназначались для иллюстрирования двух книг, которые так и не были изданы. Руо работал над пластинами с 1916 по 1927 год, совершенствуя технику печати и добиваясь исключительной глубины тона.
Серия «Miserere» изображает сцены страданий, где рядом с Христом появляются клоуны, короли и проститутки. Она стала выражением глубокого сострадания художника к униженным и обездоленным. Эти гравюры являются выдающимся достижением в религиозном искусстве и сохраняют свою силу по сей день.
Сотрудничество с Амбруазом Волларом
В 1917 году Руо заключил контракт со знаменитым арт-дилером Амбруазом Волларом. Это соглашение обеспечило художнику финансовую стабильность, но имело и обратную сторону. Воллар забирал все созданные мастером работы в обмен на жалование и мастерскую. Он неохотно выставлял и продавал новые произведения, из-за чего публика долгое время судила о Руо лишь по его ранним картинам.
Из-за этого серия «Miserere et Guerre», завершённая в основном к 1927 году, была опубликована лишь в 1948 году. Только после смерти Воллара в автомобильной катастрофе в 1939 году Руо смог освободиться от условий контракта. В 1947 году он выиграл судебный процесс против наследников дилера и вернул себе около 800 своих работ.
Поздние годы и признание
В 1930-е и 1940-е годы состоялось несколько ретроспективных выставок Руо в крупнейших музеях мира, в том числе в Вашингтоне и Бостоне. После Второй мировой войны его глубокое, порой мрачное искусство совпало с настроениями времени. В 1945 году прошла его большая ретроспектива в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке.
Год спустя его работы выставлялись вместе с произведениями Жоржа Брака в лондонской галерее Тейт. В 1948 году художник участвовал в Венецианской биеннале. К восьмидесятилетию Руо в 1951 году в Париже были организованы большие торжества, а правительство Франции присвоило ему звание командора ордена Почётного легиона.
После смерти художника в 1958 году ему были устроены государственные похороны. Подобно Рембрандту, Руо обладал исключительным даром к изображению библейских сюжетов и остался в истории как один из великих представителей современного христианского искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?