Джорджия О’Киф:
американская художница-модернист читать ~5 мин.
Американская художница Джорджия О’Киф (Georgia Totto O’Keeffe; 1887–1986), супруга известного фотографа и арт-дилера Альфреда Стиглица, была одной из ведущих фигур модернизма в Америке первой половины XX века. Она наиболее известна своим абстрактным искусством, в частности полуабстрактными изображениями цветов, чувственные формы которых наполнены глубоким символизмом. Также художница создавала городские пейзажи, натюрморты и скульптуры.
Творчество О’Киф изначально было связано с прецизионизмом, однако её работы также несут в себе черты экспрессионизма и сюрреализма. Примеры её живописи маслом включают «Череп коровы: красный, белый и синий» (1931), «Чёрный ирис III» (1926) и «Чёрная абстракция» (1927). Наряду с Грантом Вудом, Томасом Хартом Бентоном и Эдвардом Хоппером, О’Киф считается одним из лучших американских художников начала XX века.
Художественное образование
Джорджия О’Киф родилась в Висконсине в 1887 году в семье молочных фермеров. С юных лет она проявляла интерес к искусству и брала уроки акварельной живописи. В 1905 году она поступила в Школу Художественного института Чикаго. Позднее О’Киф посещала летнюю школу в Университете Вирджинии, где познакомилась с новаторскими идеями Артура Уэсли Доу. Учение Доу призывало художников к самовыражению через гармонию форм, линий и цвета, что оказало на неё большое влияние.
В 1908 году за свою масляную картину «Мёртвый кролик и медный горшок» она получила стипендию Уильяма Мерритта Чейза. Награда предоставила ей место в летней школе Лиги студентов-художников Нью-Йорка. В этот период О’Киф посетила выставку акварелей Родена в галерее «291», принадлежавшей её будущему мужу, фотографу Альфреду Стиглицу. Там она познакомилась с новейшими течениями европейского авангарда.
В 1916 году Стиглиц, не спросив разрешения, выставил в своей галерее десять угольных рисунков О’Киф. Она потребовала их убрать, но фотограф убедил её оставить работы на экспозиции. Это событие положило начало их многолетнему творческому и личному союзу. Стиглиц стал её наставником и главным пропагандистом её искусства, а О’Киф — его музой, запечатлённой более чем на 300 фотографиях.
Анализ работ американских художников, таких как Джорджия О’Киф: Анализ современной живописи (1800-2000).
Прецизионизм
По настоянию Стиглица в 1918 году О’Киф переехала в Нью-Йорк, а в 1924 году они поженились. Их творческий союз оказался чрезвычайно плодотворным. В 1920-е годы её стиль стал более предметным. Вместе с художником Чарльзом Демутом и фотографом Чарльзом Шилером она стала одним из лидеров прецизионизма. Это направление запечатлевало индустриальные пейзажи в чётком, почти фотографическом стиле с элементами кубизма. Типичные работы этого периода — «Улица, Нью-Йорк I» (1926) и «Здание ‘Радиатор’, ночной Нью-Йорк» (1927).
Картины с цветами
Параллельно с городскими пейзажами О’Киф создавала упрощённые этюды природы, в основном пейзажи и цветы. Она писала целые серии картин, изображая отдельные цветки в сочных красках. Вскоре художница перешла к маслу и начала создавать крупномасштабные изображения цветов. Картины, написанные крупным планом, балансировали на грани предметности и абстракции.
Одна из таких работ, «Чёрный ирис III» (1926), вызвала споры из-за предполагаемой связи с женской анатомией. О’Киф отрицала подобные трактовки, однако это прочтение обеспечило ей статус иконы феминистского искусства. Благодаря усилиям Стиглица по продвижению, её картины продавались по высоким ценам. В 1928 году шесть её работ из серии «Каллы» были проданы за 25 000 долларов — рекордную сумму для ныне живущего американского художника.
Стиль О’Киф уникален своим синтезом абстракции и репрезентации. Она использовала кадрирование, увеличение и упрощение форм, чтобы превратить обыденные объекты — цветы, кости, раковины — в мощные абстрактные композиции. Её работы исследуют не столько сам предмет, сколько его сущностную форму, ритм и цвет, стирая границы между реалистичным изображением и чистой абстракцией.
Нью-Мексико
С 1929 года О’Киф начала регулярно проводить время в Нью-Мексико, ища вдохновение в его засушливых ландшафтах и ярких красках. Кости животных, местные здания и пустынные пейзажи стали доминирующими мотивами её творчества. Картина «Череп коровы: красный, белый и синий» (1931) стала одним из самых узнаваемых американских образов. В отличие от регионалистов, воспевавших плодородные земли, О’Киф представила дух Америки через суровые и вечные символы пустыни.
Осенью 1934 года она открыла для себя Ранчо Призраков (Ghost Ranch) — местность с драматическими цветными скалами, вдохновившую её на создание самых известных пейзажей, таких как «Чёрное место» (1943). Работы этого периода находятся в коллекциях Художественного института Чикаго и включают «Чёрный крест, Нью-Мексико» (1929) и «Череп коровы с ситцевыми розами» (1931).
Награды и ретроспективы
К 1940-м годам О’Киф стала признанным мастером. Она удостоилась нескольких крупных ретроспективных выставок, в том числе в Художественном институте Чикаго (1943) и в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1946). Последняя стала первой персональной выставкой женщины-художницы в этом музее. Музей американского искусства Уитни инициировал проект по созданию первого каталога-резоне её работ.
Поздние годы
После смерти Стиглица в 1946 году О’Киф окончательно переехала в Нью-Мексико. Её старый дом стал темой для многих картин, например «Чёрная дверь патио» (1955). В 1960-х, вдохновлённая авиаперелётами, она создала серию масштабных «пейзажей облаков». Размер этих полотен мог достигать девяти метров в ширину. В этих работах её мазок стал более свободным и близким к импрессионизму.
В 1972 году из-за ухудшения зрения она написала свою последнюю картину маслом без посторонней помощи. Тем не менее, она не оставила творчество. С помощью ассистентов О’Киф продолжала рисовать углём и акварелью, а также увлеклась скульптурой и керамикой, создавая работы на ощупь. Она умерла в Санта-Фе в 1986 году в возрасте 98 лет.
Наследие
В 1997 году в Санта-Фе открылся Музей Джорджии О’Киф, в коллекции которого находится более 3000 её работ. Хотя О’Киф была знаковой фигурой в американской живописи и одним из новаторских американских скульпторов, её творчество до сих пор вызывает дискуссии. Влиятельный критик Клемент Гринберг однажды назвал её живопись не более чем «художественной фотографией».
Поклонники её таланта часто разделяются в оценках: одни ценят её за прогрессивные абстракции, другие — за более традиционные фигуративные работы. Сама художница постоянно находилась в творческом поиске, переходя от одного стиля к другому. Сегодня картины Джорджии О’Киф хранятся в лучших художественных музеях мира, включая Музей изящных искусств в Хьюстоне и Смитсоновский музей американского искусства.
- «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Николая Гоголя, краткое содержание
- Фестиваль «Театральное будущее России» покажет в Ярославле дипломные спектакли выпускников вузов страны
- Волковский фестиваль открылся российской премьерой спектакля «Война»
- «Империя боли: тайная история династии Саклер» Патрика Раддена Кифа, краткое содержание
- $29 млн. за «Встречу Антония и Клеопатры» Альма-Тадемы
- Патрисия Росалес: дизайнер «со стажем»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?