Гилберт Стюарт:
американский портретист Джорджа Вашингтона читать ~5 мин.
Гилберт Стюарт (Gilbert Stuart; 1755–1828) — ведущий деятель американского колониального искусства и один из величайших портретистов Америки XVIII века. Наряду с Джоном Синглтоном Копли (1738–1815) он считается создателем уникального американского стиля в портретной живописи. Именно его изображение Джорджа Вашингтона легло в основу дизайна однодолларовой банкноты США.
За свою карьеру Стюарт создал более тысячи портретов, в том числе изображения первых шести американских президентов. Он не только запечатлел образы отцов-основателей, но и задал направление для развития американского искусства. Его лучшие работы хранятся в ведущих художественных музеях США, включая Национальную галерею искусств в Вашингтоне, коллекцию Фрика и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, а также бостонский Музей изящных искусств.
Ранние годы и обучение
Гилберт Стюарт родился в Род-Айленде и в возрасте шести лет переехал с семьёй в Ньюпорт, где впервые проявился его художественный талант. Его наставником стал шотландский живописец Космо Александер. Уже в 12 лет Стюарт написал известный портрет «Спаниели доктора Хантера» (Dr. Hunter’s Spaniels), который и сегодня украшает особняк Хантер-хаус в Ньюпорте. К четырнадцати годам юноша уже регулярно получал заказы на портреты.
В 1771 году Стюарт вместе с Александером отправился в Шотландию для продолжения учёбы. Однако год спустя его наставник скончался, оставив молодого художника без поддержки в чужой стране. Проведя некоторое время в попытках заработать на жизнь живописью, в 1773 году Стюарт был вынужден вернуться в Ньюпорт.
Лондонский период
Начало Американской войны за независимость и неопределённость в колониях побудили Стюарта, подобно Копли, искать возможности в Великобритании. В 1775 году он прибыл в Лондон и после периода финансовых трудностей стал учеником своего соотечественника, художника Бенджамина Уэста. Уэст высоко ценил талант Стюарта и, как известно, говорил, что тот умеет “пригвоздить лицо к холсту”.
Под наставничеством Уэста мастерство Стюарта быстро росло, и уже в 1777 году он начал выставлять свои работы в Королевской академии искусств. Одним из его первых шедевров стал портрет «Конькобежец» (The Skater, 1782), который принёс ему широкое признание. Эта работа, хранящаяся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, отличается холодной цветовой палитрой и виртуозным исполнением.
Признание и долговые проблемы
К началу 1780-х годов Стюарт добился большого успеха. Женившись на Шарлотте Коутс, дочери состоятельного врача, он открыл собственную студию. Современники ставили его в один ряд с ведущими английскими портретистами — Джошуа Рейнольдсом и Томасом Гейнсборо. Высокие гонорары подтверждали его репутацию, однако художник вёл расточительный образ жизни, и его расходы постоянно превышали доходы.
В 1787 году, спасаясь от кредиторов, Стюарт бежал в Дублин. В Ирландии он продолжал успешно работать как портретист, создавая образы представителей местной аристократии, но его финансовые проблемы сохранялись из-за склонности к большим тратам.
Возвращение в Америку и портреты президентов
В 1793 году, по-прежнему преследуемый долгами, Стюарт вернулся в Соединённые Штаты. Его главной целью было написать портрет Джорджа Вашингтона, что, по его расчётам, могло обеспечить его заказами на всю оставшуюся жизнь. После недолгого пребывания в Нью-Йорке художник открыл студию в Филадельфии, которая в то время была временной столицей страны. Здесь он быстро утвердился как ведущий портретист, запечатлев образы самых влиятельных американцев.
Джордж Вашингтон позировал Стюарту в 1795–1796 годах. На основе этих сеансов художник создал три основных типа портрета, с которых в дальнейшем было сделано множество копий. Самый знаменитый из них — «Атенеумский портрет» (Athenaeum Portrait), незаконченный оригинал 1796 года. Именно это изображение используется на однодолларовой банкноте. Стюарт намеренно не завершил его, чтобы оставлять у себя и использовать как образец для копий. Сегодня он хранится в Национальной портретной галерее в Вашингтоне и бостонском Музее изящных искусств.
Второй известный тип — «Портрет Лэнсдауна» (Lansdowne Portrait, 1796), изображающий президента в полный рост. Его копия украшает Восточную комнату Белого дома. Третий тип — «Портрет Воана» (Vaughan Portrait, 1795), погрудное изображение, находящееся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Кроме Вашингтона, Стюарт также написал портреты следующих пяти президентов: Джона Адамса, Томаса Джефферсона, Джеймса Мэдисона, Джеймса Монро и Джона Куинси Адамса.
Художественный стиль и метод
Стиль масляной живописи Стюарта отличался живостью и свободной манерой письма. В отличие от многих современников, он не стремился подражать Старым мастерам, а доверял собственному видению. Художник был известен своей способностью вовлекать натурщиков в оживлённую беседу, что помогало ему уловить и передать на холсте их индивидуальность и характер, а не просто внешнее сходство.
Его техника была нетрадиционной. Стюарт работал без предварительных набросков, нанося краску прямо на холст. Он обладал исключительным талантом в изображении человеческой кожи, используя богатую палитру и накладывая краски тонкими, почти прозрачными слоями. Он не смешивал пигменты на палитре, а позволял цветам просвечивать друг через друга, создавая эффект свечения и жизненности. Эта лёгкая, быстрая манера мазка придавала его работам свежесть и непосредственность.
Своим подходом Стюарт заложил основы нового, истинно американского портретного стиля. Он отошёл от европейской традиции парадного аристократического портрета, создавая более интимные и психологически точные образы. Его работы отражали дух молодой республики, ценящей индивидуальность и личные достижения, а не сословное положение. Этот стиль оказал значительное влияние на последующие поколения американских художников-портретистов.
Поздние годы
В 1803 году Стюарт открыл студию в Вашингтоне, чтобы быть ближе к политической элите страны. В 1805 году он переехал в Бостон, где провёл остаток жизни. Художник продолжал пользоваться огромной популярностью и получать многочисленные заказы, что приносило ему значительный доход. Тем не менее финансовые проблемы преследовали его до конца из-за хронической неспособности управлять своими средствами.
В 1824 году Стюарт перенёс инсульт, который оставил его частично парализованным. Несмотря на это, он продолжал писать картины вплоть до своей смерти в Бостоне в 1828 году. Из-за долгов его семья не смогла позволить себе отдельную могилу, и место его захоронения осталось неизвестным. В 1930 году дом, где родился художник, в Саундерстауне (Род-Айленд) был преобразован в Музей-усадьбу Гилберта Стюарта.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?