Грэм Сазерленд:
британский художник-неоромантик читать ~4 мин.
Английский художник-неоромантик Грэм Вивиан Сазерленд (Graham Vivian Sutherland; 1903–1980) получил известность благодаря своим гравюрам, живописи и гобеленам. На его творчество значительно повлияли опыт, полученный во время войны, и приверженность католицизму.
Биография
Сазерленд получил первоначальное признание за свои сюрреалистические пейзажи 1930-х годов. Позднее ещё большую славу ему принесли произведения христианского искусства, в частности картина «Распятие» (1946, церковь Святого Матфея, Нортгемптон) и гобелен «Христос во славе» (1954–1962) для собора в Ковентри. Сазерленд считается одним из выдающихся портретистов XX века, несмотря на скандальную известность его портрета Уинстона Черчилля (1954). Работа была уничтожена по приказу леди Черчилль, которая её ненавидела.
В разное время на творчество Сазерленда влияли Сэмюэл Палмер (1805–1881), Уильям Блейк (1757–1827), Пол Нэш (1889–1946) и Пабло Пикассо (1881–1973). Его работы имеют общие черты с произведениями современника, Фрэнсиса Бэкона (1909–1992), однако творчество Сазерленда отличает глубокая религиозность. Художник признан одним из величайших современных британских художников, хотя некоторые британские критики считают его стиль устаревшим, в то время как за рубежом его ценят выше.
Карьера и работа
Во время учёбы в Голдсмитс-колледже в Лондоне Сазерленд специализировался на печатной графике, в основном на офорте и гравюре. Эти дисциплины он преподавал в начале своей карьеры (1926–1940) в Школе искусств Челси. К масляной живописи он обратился только в 1935 году, спустя год после своей первой поездки в Пембрукшир. В 1936 году он участвовал в Лондонской международной выставке сюрреалистов, организованной историком искусства Гербертом Ридом (1893–1968). Это событие стало одним из ключевых в истории британского сюрреализма.
Вдохновлённый сюрреалистической теорией «objet trouvé» (найденных предметов), Сазерленд создал серию уэльских пейзажей. Эти работы определили его принадлежность к новой форме романтического искусства, близкой по духу Полу Нэшу и Джону Пайперу. Движение, известное как «неоромантизм», предлагало современную интерпретацию визионерских работ Уильяма Блейка и Сэмюэля Палмера. Мистические и пантеистические отношения Сазерленда с природой являются лейтмотивом его работ этого периода. Его поэтическая восприимчивость была характерна для художественного движения в Англии того времени (см. «Въезд на тропинку», 1939, Галерея Тейт).
В 1937 году Сазерленд поселился в Троттисклиффе, деревне в графстве Кент, однако с 1947 года он проводил по несколько месяцев в году на Французской Ривьере. Его поздние работы отличаются более яркой цветовой гаммой. В них конкретные объекты и абстрактные формы порой изолированы и приобретают почти человеческие очертания. Сазерленд также добился успеха в портретном искусстве (его ретроспектива прошла в Национальной портретной галерее в Лондоне в 1978 году). Первым его заказом стал портрет Сомерсета Моэма (1949, Галерея Тейт), который считается одной из величайших портретных картин XX века. Среди других знаменитых моделей Сазерленда были Уинстон Черчилль, Конрад Аденауэр, Эдвард Сэквилл-Уэст и Елена Рубинштейн. В свою очередь, портрет самого Сазерленда был создан известным британским фотографом Сесилом Битоном (1904–1980).
Сазерленд обратился в католицизм в 1926 году, и религиозная тема стала центральной в его творчестве. Его католическое искусство включает монументальное и мощное «Распятие» (1946) для церкви Святого Матфея в Нортгемптоне — работа, которая ставит его в один ряд с величайшими британскими художниками XX века. Среди других важных произведений — огромный гобелен «Христос во славе» (1954–1962), созданный для нового собора в Ковентри, и «Распятие» для церкви Святого Эйдана в Ист-Эктоне. Он также создавал керамику и эскизы для театральных декораций.
В 1960-е годы Сазерленд считался одним из самых выдающихся британских художников (в 1960 году он был награждён Орденом «За заслуги»), однако его поздние работы были встречены с меньшим энтузиазмом (см. также «Современная британская живопись», ок. 1960–2000). Ретроспективные выставки художника проходили по всей Европе и в США. В 1976 году он передал в дар нации коллекцию из 200 своих работ, включая картины маслом, акварели, литографии и эскизы. Они хранятся в Галерее Грэма Сазерленда в замке Пиктон (Пембрукшир, Уэльс).
Работы Сазерленда представлены в большинстве крупных британских галерей. В последние годы его ранние гравюры вновь стали пользоваться большим спросом, что отражает интерес 1970-х к фигуративному искусству с поэтическим и материалистическим содержанием. К числу современников Сазерленда относятся скульпторы Бен Николсон (1894–1982), Генри Мур (1898–1986) и Барбара Хепворт (1903–1975), а также художники Кери Ричардс (1903–1971) и Фрэнсис Бэкон (1909–1992).
Ещё статьи о британских художниках ХХ века
Camden Town Group (активна в 1911–1913 гг.)
Вортицизм (ок. 1914–1915)
Школа Сент-Айвс (с конца 1930-х годов)
Молодые британские художники
Биографии других британских художников см.: Известные художники.
Картины и гравюры Грэма Сазерленда можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ ХУДОЖНИКИ
Для списка лучших мастеров живописи и скульптуры см.: Лучшие художники всех времён.
- «Пророчество драконов» Туи Сазерленд, краткое содержание
- В Национальной галерее в Лондоне нашли ещё одну работу Тициана
- «Оранжевый - новый чёрный: Мой год в женской тюрьме» Пайпер Керман, краткое содержание
- «Герои Олимпа. Пропавший герой» Рика Риордана, краткое содержание
- Джозеф Патрик Хэверти, ирландский портретист, иллюстратор
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?