Хелен Франкенталер:
изобретательница техники цветового пятна читать ~4 мин.
Хелен Франкенталер (Helen Frankenthaler; 1928–2011) — влиятельная фигура в американском искусстве конца 1950-х и начала 1960-х годов, ведущая художница абстрактного экспрессионизма, скульптор и график. Впечатлённая техникой живописи действия, доведённой до совершенства Джексоном Поллоком, она разработала собственный метод в картине «Горы и море» (1952, Национальная галерея, Вашингтон). Это произведение считается ключевым для живописи цветового пятна. Франкенталер начала выставлять крупноформатные работы ещё в 1950-е годы и была включена в знаковую выставку 1964 года «Постживописная абстракция», куратором которой выступил Клемент Гринберг.
Инновационные техники нанесения пятен Франкенталер изменили подход других художников к использованию цвета. Её творчество стало связующим звеном между первым и вторым поколениями абстрактных экспрессионистов. (Сравните, например, картины Марка Ротко.) С 1958 по 1971 год она была замужем за художником Робертом Мазервеллом. Крупная ретроспектива её работ прошла в Музее современного искусства в 1989 году, и её наследие продолжает оказывать влияние на современное искусство.
Обучение и ранняя карьера
Франкенталер родилась в 1928 году в Нью-Йорке. Её родители поощряли художественные способности дочери и отдали её в прогрессивные школы. В 15 лет она поступила в школу Далтона, где занималась искусством под руководством мексиканского художника-монументалиста Руфино Тамайо. Позже она училась в колледже Беннингтона в Вермонте у Пола Фили, который сыграл важную роль в превращении колледжа в центр авангардного искусства. Фили регулярно организовывал выставки абстрактного экспрессионизма.
В 1948 году Франкенталер вернулась в Нью-Йорк. В 1950 году она познакомилась с влиятельным искусствоведом Клементом Гринбергом, который ввёл её в круг ведущих абстрактных художников, включая Джексона Поллока, Ли Краснер, Франца Клайна и Виллема де Кунинга. По совету Гринберга она также недолго училась у Ханса Хоффмана. Однако наибольшее влияние на неё оказал Поллок, чью технику капельной живописи она развила, начав выливать сильно разбавленную краску на холст для создания эффекта, схожего с акварелью.
Формирование стиля
Поворотным для Франкенталер стал 1952 год. После поездки в Новую Шотландию она создала картину «Горы и море», впервые применив свою новаторскую технику. Художница расстилала большой холст на полу, разбавляла масляные краски скипидаром и выливала их прямо на негрунтованное полотно. Краска впитывалась в ткань, создавая эффект, похожий на акварель, и иногда оставляя вокруг цветовых зон светящиеся ореолы. Эта техника, получившая название «пропитывающее пятно» (soak-stain), стала её визитной карточкой.
Метод Франкенталер произвёл сильное впечатление на художников Кеннета Ноланда и Морриса Луиса во время их визита в её студию в 1953 году. Это событие дало толчок развитию второго поколения художников живописи цветового поля. Первопроходцами этого направления в 1940–1950-х годах были Марк Ротко и Барнетт Ньюман. Техника «пропитывающего пятна» создала трудности для сохранности работ: масло из краски, контактируя с холстом, со временем приводит к его разрушению.
На протяжении всей карьеры Франкенталер дистанцировалась от политических и социальных движений, включая феминистское искусство конца 1960-х годов. Она не хотела, чтобы её творчество рассматривали через призму её пола, и настаивала на оценке её работ исключительно по художественным достоинствам. В одном из интервью она говорила: “Для меня важны только три вещи: быть человеком, быть художником и быть женщиной, именно в таком порядке”. Этот подход подчёркивал её стремление к универсальности в искусстве, где главным является сам акт творения.
Постживописная абстракция
В 1962 году Франкенталер перешла с масляных красок на акриловые, что позволило ей использовать более яркие и насыщенные цвета, которые словно парили на холсте. Она продолжала работать с крупными форматами, которые особенно хорошо подходили для её абстрактных пейзажей. В 1964 году Гринберг включил её работы в свою выставку «Постживописная абстракция», где также были представлены Кеннет Ноланд, Фрэнк Стелла, Сэм Фрэнсис и другие.
Этот термин, введённый Гринбергом, описывал новое поколение абстракционистов, отошедших от экспрессивной и драматичной живописи первого поколения. Для постживописной абстракции были характерны открытость композиции, чистота цвета и более отстранённая, безличная манера исполнения. Направление включало в себя такие течения, как лирическая абстракция и различные формы минимализма, например, живопись с жёстким краем.
Признание и позднее творчество
Первое крупное признание пришло к Франкенталер в 1959 году, когда она получила первую премию на «Парижской биеннале». В 1966 году художница представляла США на «Венецианской биеннале» и на выставке Экспо-67 в Монреале. В этот период она начала экспериментировать с новыми материалами и техниками, создавая гравюры на дереве, литографии, акватинты, а также работая с керамикой. В 1972 году она создала свою первую скульптуру.
В 1980-е годы живопись Франкенталер стала более сдержанной и спокойной по колориту и настроению. За свой вклад в искусство она была удостоена множества наград, включая Национальную медаль искусств в 2001 году и медаль Скоухигана за живопись в 2003 году. Она также являлась членом Национального института искусств и литературы.
Коллекции
Работы Хелен Франкенталер находятся во многих ведущих художественных музеях мира и в ключевых собраниях абстрактной живописи. Среди них — Музей Соломона Гуггенхайма и МоМА в Нью-Йорке, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Художественный институт Чикаго, Музей искусств Карнеги, Смитсоновский музей американского искусства и Художественная галерея Коркоран в Вашингтоне.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?