Хиросигэ:
японский художник укиё-э, школа Утагава читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Хиросигэ: Японский художник укиё-э, школа Утагава Биография
Один из лучших художников пейзажа Японии XIX века, Утагава (Андо) Хиросигэ был вдохновлен на то, чтобы заняться искусством профессионально после знакомства с древними японскими гравюрами укиё-э своего старшего современника Хокусая (1760–1849), и стал еще более искусным в использовании цвета в своих картинах и гравюрах. Действительно, шедевр Хиросигэ Пятьдесят три станции Токайдо (ок. 1832–4, Национальный музей Токио) считается величайшим примером гравюры в истории японского искусства – это огромное достижение, учитывая изысканные Тридцать шесть видов Фудзи (1823–29, Британский музей, Лондон) и другие работы Хокусая. Другие известные работы Хиросигэ включают Шестьдесят девять станций Кисокайдё (1834–42, Музей изящных искусств, Сан-Франциско) и Сто видов Эдо (1856–58, Бруклинский музей, Нью-Йорк). Художник-пейзажист Хиросигэ сам находился под влиянием китайского искусства и оказал значительное влияние на современных художников в Европе, благодаря движению японизма 1860–70-х годов, особенно Винсента Ван Гога (1853–90), Пьера Боннара (1867–1947), Поля Гогена (1848–1903) и Тюльлё Лотрека (1864–1901). Художник-гравер Хиросигэ, не имевший ни богатства, ни значимости при своей смерти в возрасте 62 лет, приобрел посмертную репутацию одного из величайших художников периода Эдо в Японии.
Ранняя жизнь и ученичество
Хиросигэ родился в казармах Яёсу, недалеко от замка Эдо (современный Токио), в семье Андо Гэн’эмoна, члена пожарной службы замка. Хиросигэ усвоил основы рисования и, возможно, живописи у Окадзимы Ринсая, другого пожарного в казармах, который обучал его искусству, вдохновленному китайским стилем Кано. (См. также: Китайские живописцы.)
Естественный художественный талант Хиросигэ быстро проявился. К девяти годам он создавал исключительные пейзажи и изучал правила линейной перспективы по гравюрам, выполненным нидерландскими художниками-реалистами. Примерно в тринадцать лет он подал заявку на ученичество к известному живописцу Тоёкуни, но получил отказ. Затем он подал заявку в мастерскую мастера гравюр и печатей Тоёхиро, который принял его в качестве ученика-художника и гравера в 1811 году. (Примечание: Тоёхиро и Тококуни были учениками Тоёхару, основателя школы Утагава.) Под руководством Тоёхиро Хиросигэ изучал стили живописи Кано и Сидзё, быстро зарекомендовав себя в мастерской, но не проявил выдающегося гения, который должен был вскоре проявиться. Его первые оригинальные работы появились только в 1818 году, когда ему исполнилось двадцать один год. Возможно, этот относительно медленный старт был связан с тем, что он работал учителем в школе Тоёхиро, а также выполнял работу на заказ, украшая веера и другие изделия ручной работы. Стоит отметить, что с двенадцати лет он взял на себя обязанности пожарного после смерти отца (в 1809 году), поэтому его художественная деятельность не была основной.
В любом случае, во время своего пребывания у Тоёхиро, после первоначального периода, посвященного иллюстрациям для книг, он в основном занимался традиционными темами укиё-э, включая изображения красивых женщин (бёдзинга) и актеров кабуки (якуса-э), выполненными в классическом стиле школы Утагава. Только после смерти Тоёхиро в 1830 году Хиросигэ изменил свой стиль искусства, создав серию пейзажей Знаменитые виды Восточной столицы.
Пейзажи: Пятьдесят три станции Токайдо
Хиросигэ впервые привлек внимание общественности в середине 30-х годов с публикацией его Знаменитые виды Восточной столицы (Тото Мэйсё) (1831), серии гравюр на дереве, которые получили высокую оценку за композицию и цвет. Они обычно называются Итиёюсай Гакки (по подписи, которую он использовал, Итиёюсай Хиросигэ), чтобы отличить их от его многочисленных других наборов гравюр Эдо.
Этот набор гравюр был выпущен примерно в то время, когда он решил стать профессиональным художником укиё-э, предположительно после того, как увидел гравюры своего современника Хокусая. Как раз в 1832 году Хокусай выпустил некоторые из своих величайших картин, включая Тридцать шесть видов Фудзи и Большая волна у побережья Канагавы.
Совпадение, что 1832 год был также годом, когда Хиросигэ сделал себе имя, после того как его пригласили вместе с другими чиновниками сёгуната в поездку к Императорскому двору через дорогу Токайдо. Эта дорога шла вдоль побережья, затем пересекала хребет заснеженных гор, прежде чем спускаться до Киото. Тщательные наблюдения Хиросигэ за 490-километровым путешествием легли в основу его серии великолепных гравюр на дереве под названием: Пятьдесят три станции Токайдо (1832–4, Национальный музей Токио). После публикации эти гравюры имели мгновенный успех: его репутация была закрепена. Действительно, серия оказалась настолько популярной, что он возвращался к той же теме не менее 20 раз, как это видно по таким сериям, как Гёсё Токайдо (по названию курсивного стиля калиграфии, используемого в тексте названия), Рэйсё Токайдо (по стилю письма писцов) и Вертикальный Токайдо (по своему вертикальному расположению).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?