Хокусай, Кацусика:
японский художник укиё-э, художник читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Хокусаи, Кацусика: Японский художник Укиё-э, живописец Биография
Наиболее известный деятель японского искусства периода Токугава (Эдо), Кацусика Хокусаи был мастером живописи, а также дереворитных оттисков укиё-э, преуспев в портретной живописи, пейзажах, жанровых сценах и иллюстрациях к книгам. Большинство его величайших картин и укиё-дереворитных оттисков были созданы между 1820 и 1840 годами. Считаясь одним из лучших пейзажных художников Японии, искусство Хокусаи распространилось в Европу в конце XIX века благодаря увлечению японизмом, оказав значительное влияние на французскую живопись, особенно на школы импрессионизма (1870-е/1880-е годы) и постимпрессионизма (1880-е/1890-е годы). Его оттиски собирали, в частности, Уислeр, Клод Моне, Эдгар Дега и Тулуз-Лотрек. Среди наиболее известных шедевров Хокусаи: 15 томов рисунков и картин, известных как Hokusai Manga (1814–1834); три серии деревянных оттисков под названием - Пятьдесят три станции Токайдо (ок. 1803-6, Коллекция искусства UCL, Лондон), Тридцать шесть видов Фудзи (1823–1829, Британский музей и др.) и Сто видов Фудзи (1834); а также отдельные деревянные оттиски - Фудзи в ясную погоду (ок. 1829, Британский музей, Лондон) и Большая волна у побережья Канагавы (1830-2, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк). Последнее изображение является одним из самых известных в мире примеров постерного искусства. Главным соперником Хокусаи был его младший современник Хиросигэ (1797–1858), последний из великих художников укиё-э.
Обучение искусству
Родившийся в семье мастера по изготовлению зеркал Накадзима Исе в районе Кацусика Эдо (ныне Токио) в 10-м году эпохи Токугава, он начал рисовать в возрасте шести лет, изучая искусство у своего отца, чьи работы включали роспись декоративных узоров на зеркалах и их рамах. С 1774 по 1778 год он был учеником мастера резьбы по дереву, после чего поступил в мастерскую Кацукавы Шунсо, специалиста по дереворитной печати укиё-э - новому и популярному виду красочной деревянной гравюры - и лидера так называемой школы Кацукава. В этот период укиё-э, практикуемое такими художниками, как Шунсо и молодой Хокусаи, концентрировалось на изображениях сцен из театра Кабуки, а также куртизанок, гейш и других популярных фигур городской жизни.
Около 1795 года Хокусаи покинул школу Кацукава и начал изучать другие стили живописи, включая нидерландский барокко и композиции французских барочных художников, с которыми он познакомился в форме медных гравюр. В то же время он изменил тематику своих картин, перейдя от изображений куртизанок и актеров Кабуки к пейзажной живописи и жанровой живописи. Около 1795–1800 годов он начал сотрудничать со школой Тавара, создавая многочисленные акварельные рисунки (суримоно), а также различные типы иллюстраций для книг стихов (кёка эхон) и календарей. Он также начал создавать серию изображений элегантных красивых женщин (бэйдзинга). В 1798 году, в возрасте 38 лет, Хокусаи решил начать самостоятельную карьеру художника и гравера, освободившись от каких-либо связей со школой, и вскоре принял имя, которым он известен сегодня, Кацусика Хокусаи.
Независимый художник и мастер укиё-э (1800–20)
В течение следующих 20 лет Хокусаи зарекомендовал себя как один из самых инновационных художников Японии, обогатив свой стиль укиё-э эклектичными элементами китайского искусства, а также западной живописи. Он также провел тщательное изучение работ классических японских и китайских художников. В 1800 году он создал две примечательные коллекции пейзажей: Знаменитые виды Восточной столицы и Восемь видов Эдо. Он также проявил себя как умелый саморекламист, получив аудиенцию при дворе сёгуна, где продемонстрировал свое мастерство живописи с большим успехом. В 1811 году он приступил к работе над Hokusai Manga. Эта работа в конечном итоге состояла из 15 томов рисунков, картин и иллюстраций, характеризующихся тонкой энергичной манерой письма, изображающих фантастические сцены из традиционных историй и легенд, а также птиц, животных, религиозных фигур и сцен из обычной городской жизни. Он также опубликовал различные художественные руководства (этехон), такие как Быстрые уроки упрощенного рисования (1812).
Пик карьеры (1820–40)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?