Исаак Левитан:
русский пейзажист, биография читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Исаак Левитан: Русский художник-пейзажист, биография Биография
Один из лучших художников-пейзажистов среди прогрессивной группы XIX века русских художников, известных как Передвижники (Вандерейнгеры), Исаак Левитан внес основной вклад в русское искусство благодаря разработке «атмосферного пейзажа», достигнутой посредством его непревзойденного мастерства в использовании цвета, света и тени. Хотя изображение света было решающим для его композиций, как и у Моне и Сислея, Левитан был реалистом, а не импрессионистом. Преданный натурализму и пленэру, он обладал даром изображать все времена года, разные часы дня и бесконечное разнообразие природных видов. Известные примеры его пейзажной живописи включают такие работы, как Уединенный монастырь (1890, Третьяковская галерея, Москва), и Владимирка (Дорога на Владимир) (1892, Третьяковская галерея), а также выразительные работы, такие как Золотая осень (1895, Третьяковская галерея), Весенний разлив (1897, Третьяковская галерея) и Березовая роща (1889, Третьяковская галерея), все приобретенные Павлом Третьяковым. Левитан был активным участником художественной жизни; он преподавал в Московской школе живописи, где сам проходил обучение, активно участвовал в Московском клубе литераторов и искусства, а также регулярно выставлялся с такими объединениями, как «Мир искусства» и Мюнхенский сецессион (1892). В настоящее время Левитан входит в число ведущих современных художников в жанре пейзажной живописи и считается одной из самых влиятельных фигур в русской живописи XIX века.
Обучение
Левитан происходил из бедной, но образованной еврейской семьи. В 1870 году семья переехала в Москву, где Исаак посещал занятия в Московской школе живописи и скульптуры с 1873 по 1883 год. В этот период умерли оба его родителя, оставив его без средств к существованию и зависимым от друзей и родственников для обеспечения жильем. К счастью, его художественный талант был очевиден, и благодаря своевременной стипендии и поддержке таких преподавателей, как Алексей Саврасов (1830–1897) - добродушный, терпеливый учитель, возглавлявший факультет пейзажной живописи в Московской школе, среди других учеников которого были импрессионист Константин Коровин (1861-1939) и символист Михаил Нестеров (1862-1942) - и его преемник Василий Поленов (1844-1927), страстный сторонник пленэра, Левитан быстро начал проявлять себя. Другими важными влияниями на его стиль живописи были русский педагог Василий Перов (1834–1882), работы французских художников школы барбизонской школы пейзажной живописи и поэтического классического реалиста Камиля Коро (1796-1875).
Вступает в Передвижники
В 1877 году Левитан выставил свои первые работы, получив благоприятные отзывы критиков. В 1880 году видный коллекционер произведений искусства Павел Михайлович Третьяков (1832-98) приобрел первую из многих работ Левитана - Осенний день, Сокольники - проникновенное изображение серого осеннего дня в московском парке. Примерно в это же время Левитан привлек внимание и поддержку другого великого русского покровителя искусств Саввы Мамонтова (1841-1918) и начал свою многолетнюю дружбу с драматургом Антоном Чеховым, чей брат Николай был сокурсником по искусству. Он работал вместе с братьями Чеховыми над журналом «Москва» и иллюстрировал издание М. Фабрициуса «Кремль». Позднее, вместе с Константином Коровиным, он оформлял декорации для спектаклей в частной опере Мамонтова. Тем временем в конце 1880-х годов Левитан присоединился к художникам, включая Илью Репина (1844-1930), Ивана Крамского (1837-87), Василия Сурикова (1848-1916), Василия Перова и других, помогая организовать Ассоциацию выставок художественных путешествий (известную также как Вандерейнгеры или Передвижники) на выставках по всей стране. Он проводил несколько лет, рисуя в Плёсе, небольшом городке рядом с Волгой. Позднее, в начале 1890-х годов, он делил свое время между городами Вышний Волочек, Владимир и Тверской областью.
Пейзажная живопись
Левитан редко или никогда не писал городские пейзажи, предпочитая более сельские виды лесов и лугов. Именно в таких условиях лучше всего могла быть выражена его интуитивная любовь к природе - свидетельствуя об глубоком понимании света, линейной перспективы и созвучных цветов в картинах, таких как Уединенный монастырь, Дорога на Владимир и Золотая осень соответственно. Левитану было не чуждо и внесение символизма в свои композиции: обратите внимание, например, на единственный покосившийся мост, «соединяющий» монастырь с внешним миром, или широкую прямую дорогу к Владимиру, ту же самую дорогу, по которой заключенных гнали на царские тюремные лагеря в Сибирь. Несмотря на этот случайный нарратив, Левитан прежде всего был натуралистом и «пейзажистом настроения» в традиции Коро. Он никогда не искал сложных сюжетов, но вполне довольствовался простыми сценами, типичными для его родной земли. Но он сохранил необыкновенную способность пробуждать глубокие человеческие чувства через свои пейзажи. Также см.: Лучшие импрессионистские картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?