Иван Шишкин, русский пейзажист, пленэр читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Иван Шишкин, русский художник-пейзажист, мастер пленэрной живописи Выпускник, получивший золотую медаль, и впоследствии профессор Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, Иван Шишкин внес уникальный вклад в русское искусство посредством пейзажной живописи, воспевавшей природу во всей ее чистой и не приукрашенной красоте. Его техническое мастерство и исключительный натурализм привели к тому, что современники прозвали его Царем леса. Среди наиболее известных пейзажных картин Шишкина: Зима (1890, Русский музей, Санкт-Петербург), Рожь (1878, Третьяковская галерея, Москва), Дубовый гай (1887, Музей русского искусства, Киев), Утро в сосновом лесу (1889, Третьяковская галерея) и Лесной пейзаж графини М.А.Мордвиновой в Петергофе (1891, Третьяковская галерея). Шишкин, известный своим выдающимся владением рисунком и тщательными натуралистическими исследованиями, также был талантливым гравером. Другие русские художники, работавшие в жанре пейзажа в тот же период, включают Фёдора Васильева (1850–1873), Алексея Саврасова (1830–1897), Архипа Куинджи (1842-1910), Василия Поленова (1844-1927), Николая Дубова (1859-1918) и Исаака Левитана (1860-1900).
Ранние годы
Иван Иванович Шишкин родился в семье среднего класса. Несмотря на раннее проявление исключительного таланта к искусству, его семья неохотно согласилась позволить ему стать художником. После окончания гимназии он провел четыре года, изучая живопись, скульптуру и архитектуру в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, после чего поступил на еще четырехлетний курс в Императорскую академию художеств (1856–1860). За время обучения в Академии он получил ряд наград и, по окончании, удостоился золотой медали (за работу Вид Валаамского острова, Кукко. 1860, Русский музей, Санкт-Петербург) и стипендии для трехлетней учебы за границей.
В соответствии с этим в 1862 году он отправился в Европу, где изучал рисунок, живопись, литографию и офорт, преимущественно в Германии и Швейцарии. В 1865 году он написал Вид близ Дюссельдорфа (1865, Русский музей, Санкт-Петербург), что принесло ему звание полного члена Императорской академии художеств и позволило выставить картину на Всемирной выставке в Париже (1867).
Карьера
По возвращении в Россию он стал одним из основателей прогрессивного объединения художников, известного как Товарищество передвижных художественных выставок (также известное как Передвижники). Он также присоединился к Обществу русских акварелистов и участвовал в выставках в Академии художеств, Всероссийской выставке в Москве (1882) и Нижнем Новгороде (1896), а также на Всемирных выставках в Париже (1867 и 1878) и Вене (1873). В 1873 году он стал профессором живописи Императорской академии, занимая эту должность до 1898 года.
Шишкин создал сотни пейзажных картин – многие из которых были приобретены русским коллекционером Павлом Третьяковым – несколько тысяч этюдов и рисунков, а также большое количество гравюр. К сожалению, успех, которого он добился в карьере художника, не отразился на его личной жизни. Он дважды женился, но оба раза его жена и дети умерли. Несмотря на это, он продолжал писать до самой смерти. Его последней завершенной работой была Роса (1898, Русский музей). Он скончался в Санкт-Петербурге в возрасте 66 лет.
Несмотря на то, что Шишкин писал относительно узкий круг пейзажных сюжетов, он сохранил свою репутацию одного из величайших русских пейзажистов XIX века. Не стремясь к повествовательности, романтизму или интерпретации, Шишкин стремился просто воспроизвести красоту природы. Его кропотливое внимание к деталям, подкрепленное бесчисленными аналитическими исследованиями природных сцен и объектов (см.: Дубы - Вечер, выше), обеспечило ему большой авторитет среди современников в русской живописи XIX века.
Основные работы
Пейзажные полотна Шишкина находятся во всех лучших художественных музеях России и Украины. Кроме уже упомянутых, приводится небольшой перечень наиболее известных его работ:
- Лесной пейзаж в Швейцарии (1863, Русский музей, Санкт-Петербург - Тютингский лес (1865, РМ, СПб) - Прогул в лесу (1869, РМ, СПб) - Полдень в окрестностях Москвы (1869, Третьяковская галерея, Москва) - Лесной пейзаж с цаплями (1870, РМ, СПб) - Осиновые рощи, освещенные солнцем (1870-е гг., РМ, СПб) - Сбор грибов (1870, РМ, СПб) - Сосновый лес в Вятской губернии (1872, ТГ) - Хвойный лес (1873, Белорусский государственный музей художественного искусства, Минск) - Сумерки. После заката (1874, Музей русского искусства, Киев) - Лесной ручей (1874, Музей русского искусства, Киев) - Поваленное дерево (1875, Музей русского искусства, Киев) - Тропинка в лесу (1880, РМ, СПб) - Ручей у подножия лесного склона (1880, Музей русского искусства, Киев) - Заросли (1881, ТГ) - Грянувший шторм (1884, РМ, СПб) - Утренний туман (1885, Горьковская областная картинная галерея) - Святой источник под Елабугой (1886, Музей русского искусства, Киев) - Поваленные деревья (1888, Музей русского искусства, Киев) - Осень (1892, РМ, СПб) - Кама под Елабугой (1895, Горьковская областная картинная галерея) - Хвойный лес в солнечный день (1895, РМ, СПб)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?