Джек Веттриано:
шотландский художник-жанрист читать ~5 мин.
Джек Веттриано (Jack Vettriano), шотландский художник-самоучка, является одним из самых известных и коммерчески успешных современных художников Шотландии. Его характерный стиль жанровой живописи легко узнаваем благодаря ностальгической атмосфере и эротическому подтексту. Картины Веттриано невероятно популярны у широкой публики, а тиражи их репродукций превосходят даже копии «Подсолнухов» Ван Гога и «Водяных лилий» Моне.
Несмотря на огромную популярность, Веттриано остаётся противоречивой фигурой в современном британском искусстве. Арт-критики и кураторы часто упрекают его в банальности, сентиментальности и отсутствии глубины, называя его работы «искусством для шоколадных коробок». В то же время его поклонники ценят повествовательность, кинематографичность и доступность его картин. Этот разрыв между мнением экспертов и любовью зрителей делает его феномен предметом постоянных дискуссий в мире искусства.
В 2004 году одна из самых узнаваемых картин Веттриано XX века, «Поющий дворецкий» (1992), была продана на аукционе за £744 800, что стало рекордом для шотландской живописи. Подобно Дэмиену Хёрсту, Веттриано ещё не получил полного признания от ведущих художественных музеев, несмотря на свой коммерческий успех. Однако, в отличие от Хёрста или Трейси Эмин, трудно представить, что Веттриано мог бы выиграть Премию Тёрнера.
Ранние годы и влияния
Джек Веттриано (урождённый Джек Хогган, Jack Hoggan) родился в 1951 году в промышленном регионе Файф, Шотландия. Он вырос в семье шахтёра. “Все дороги ведут обратно туда, где я вырос”, — как-то сказал Веттриано. Хотя местные города были унылыми, в них находились два танцевальных зала. Их гламур, а также женщины на высоких каблуках, с алыми губами и причёсками в стиле «пчелиный улей» очаровали юного Веттриано. Эти воспоминания об интерьерах в духе ар-деко, запахе сигарет и мужчинах в смокингах позже стали основой его художественного стиля.
Начало творческого пути
Веттриано с юных лет любил рисовать, но в 15 лет пошёл по стопам отца и начал работать в шахте. Вскоре он ушёл оттуда и несколько лет провёл в поисках себя. Переломный момент наступил в 22 года, когда девушка подарила ему набор красок. Веттриано начал самостоятельно изучать живопись, копируя работы из книг по искусству. Его первой картиной стала копия «Макового поля» Моне, затем он перешёл к работам Пикассо и Сальвадора Дали. В 1979 году он провёл первую персональную выставку в Бахрейне, но не продал ни одной картины.
Обретение собственного стиля
Примерно в середине 1980-х у Веттриано наступил момент прозрения. Он понял, что его главными темами должны стать женщины и ностальгия по ушедшей эпохе: танцзалам, вокзалам и пляжам. Его первые важные картины, «Портрет Гейл» и «Субботний вечер», были представлены в Королевской Шотландской академии в 1988 году и проданы в первые же минуты. Вскоре после этого успеха его брак распался. Художник переехал в маленькую студию и впервые смог посвятить всё своё время живописи. Именно тогда он сменил фамилию Хогган на девичью фамилию матери — Веттриано.
Первые выставки
В 1992 году Веттриано провёл свою первую персональную выставку «Сказки о любви и другие истории» в Эдинбурге. Одной из популярных работ стала картина «Своего рода любовь», на которой мужчина обнимает манекены. Художник так описал свой замысел: “Вот человек, настолько погружённый в свой собственный мир, что у него нет времени на отношения… Но он любит разглядывать женские формы, поэтому он хранит эти платья у себя дома, которые время от времени достаёт, чтобы полюбоваться на них”.
Жанровые картины (1987–1993)
Ранние примеры ностальгического репрезентативного искусства Веттриано включают картины «Королева Фан-Тан», «Вечерние гонки», «Кафе Звезда» и «Очень опасный пляж». Эти работы утвердили Веттриано в качестве одного из самых популярных художников-реалистов Великобритании. Том Хьюлетт из Portland Gallery отмечал повествовательный реализм его живописи, который позволяет зрителю мысленно достроить сюжет. Характерной чертой работ Веттриано является игра света и тени, вдохновлённая техникой кьяроскуро Рембрандта.
«Поющий дворецкий» и споры
В 2004 году картина «Поющий дворецкий» стала самой дорогой шотландской картиной, проданной на аукционе. На полотне изображены дворецкий и горничная, держащие зонты над танцующей на пляже парой. Позже выяснилось, что фигуры персонажей были скопированы из пособия для иллюстраторов. Веттриано признал, что в начале карьеры использовал подобные источники, так как не мог позволить себе нанимать моделей.
Это открытие вызвало новую волну критики и обвинений в плагиате. Исследования показали, что фигуры из «Справочника иллюстратора по изображению фигур» были использованы и в других известных работах художника. Сам Веттриано и его защитники утверждали, что использование референсов — обычная практика в искусстве. Тем не менее этот скандал ещё больше усугубил его непростые отношения с официальным арт-сообществом.
Зрелые работы
В 1999 году Веттриано впервые выставился в Нью-Йорке, где все его 21 картина были проданы в вечер открытия. В поздних работах художника заметно влияние кинематографа, в частности жанра нуар. Название картины «Билли Бойз», изображающей четырёх мужчин на пляже, является отсылкой к фильму Квентина Тарантино «Бешеные псы» (Reservoir Dogs). В этот период действие его картин часто разворачивается в интерьерах: «Взаимопонимание», «Ловушка», «Распорядитель бала».
Постеры и коммерческий успех
Хотя оригиналы картин Веттриано стоят сотни тысяч фунтов, считается, что основной доход ему приносят арт-постеры и лимитированные тиражи репродукций. Постеры с изображением «Поющего дворецкого» являются самыми продаваемыми в Великобритании. В 2009 году художник основал собственную издательскую компанию «Heartbreak Publishing». В 2008 году он создал триптих «Напряжение, Расчёт, Триумф — Монако 1971» в сотрудничестве с легендой Формулы-1 сэром Джеки Стюартом.
В 2004 году Веттриано был награждён орденом Британской империи. Художник продолжает работать, проводя время между Эдинбургом и Францией. Его повествовательный стиль по-прежнему вызывает сравнения с работами Уолтера Сикерта и Эдварда Хоппера, демонстрируя влияние самобытных колористических традиций Шотландии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?