Джон Кром:
пейзажист, Норвичская школа читать ~6 мин.
Английский художник-пейзажист Джон Кром (John Crome) был основателем Норвичской школы живописи. Его часто называют «Старый Кром», чтобы отличать от сына, также художника, Джона Берни Крома (1794–1842).
До 1790 года он обучался ремеслу каретного мастера. Стремление Крома стать пейзажистом поддержал местный коллекционер Томас Харви, предоставив ему доступ к своей обширной коллекции произведений британской и голландской живописи. Благодаря этому Кром усвоил натуралистическую манеру таких мастеров, как Мейндерт Хоббема (1638–1709), Якоб ван Рёйсдал (1628–1682) и Ян Вейнантс (около 1625–1684), а также Томас Гейнсборо (1727–1788).
К концу XVIII — началу XIX века у него сформировался собственный стиль пейзажной живописи, неизменно основанный на сельских ландшафтах Восточной Англии. В 1803 году Кром стал одним из основателей Норвичского общества художников, в которое входил и акварелист Джон Селл Котман (1782–1842).
Кром писал маслом и акварелью. Среди его известных картин — «Маусхолд-Хит, Норидж» (около 1818–1820, Галерея Тейт, Лондон) и «Поринглендский дуб» (около 1818–1820, Галерея Тейт, Лондон). Его работы хранятся во многих британских галереях, включая Тейт и коллекции Королевской академии художеств.
Раннее обучение
Кром родился в Норидже в 1768 году в семье ткача. В возрасте двенадцати лет он поступил в ученики к каретному мастеру и художнику вывесок Фрэнсису Уислеру, где освоил работу с палитрой и кистями, а также основы смешения красок. В это время он подружился с учеником печатника Робертом Лэдбруком (1769–1842), который тоже стал пейзажистом. Вместе они отправлялись в поля делать зарисовки и продавали некоторые работы местному печатнику.
Именно тогда Кром познакомился с коллекционером Томасом Харви, обладавшим большой коллекцией работ Гейнсборо и Хоббемы. Изучая их картины и выполняя бесчисленные этюды, Кром самостоятельно осваивал мастерство. Харви вспоминал: “Я смог дать ему некоторые наставления в той области искусства, которой он увлёкся. Он заходил очень часто и всё свободное время проводил в моей мастерской… Он развивался так быстро, что радовал и удивлял меня”.
Наставления Крому давали и известные мастера, такие как портретист и исторический живописец Джон Опи (1761–1807) и портретист сэр Уильям Бичи (1753–1839). На него также оказал влияние валлийский художник Ричард Уилсон (1714–1782), один из основателей Королевской академии. Уилсон был одним из первых британских художников, ценивших эстетику сельского пейзажа, и его считают отцом британского ландшафтного искусства. В каталогах выставок Кром иногда подписывал свои работы «в стиле Гейнсборо» или «подражание Уилсону».
Ранние пейзажи Крома отличались детальностью. Он одним из первых в своём поколении стал изображать конкретные виды деревьев, а не обобщённые формы. Одним из его ранних шедевров считается «Восход луны на реке Яр» (около 1811–1816, Галерея Тейт), где эффект достигается не цветом, а светом, что демонстрирует возможности ограниченной палитры из коричневых и серых оттенков.
Норвичская школа искусств
В 1803 году Кром вместе с Лэдбруком основал Норвичское общество художников, члены которого и составили Норвичскую школу. Это было первое в Британии провинциальное художественное движение, внёсшее значительный вклад в традицию английской пейзажной живописи. Художники Норвичской школы, как любители, так и профессионалы, черпали вдохновение в равнинном ландшафте Восточной Англии с его болотами и реками, изображая его с помощью пленэрной живописи. Их также вдохновляли голландские реалистичные пейзажи, например работы Хоббемы и Якоба ван Рёйсдала.
Изначально общество было кружком в местной таверне, где художники встречались для обсуждения идей и техник. Через два года они переехали в собственное помещение для совместной работы и выставок. Первая выставка состоялась в 1805 году и оказалась настолько успешной, что стала ежегодной в течение двадцати лет. В 1828 году общество переехало и было преобразовано в «Институт содействия изящным искусствам Норфолка и Суффолка», продолжая выставки до 1833 года.
Важными членами Норвичской школы, помимо Крома, Лэдбрука и Котмана, были Джеймс Старк (1794–1859), Джозеф Станнард (1797–1830), Джордж Винсент (1796–1831), Альфред Станнард (1806–1889), Джон Тёртл (1777–1839) и Генри Нинхэм (1793–1874).
Художественная техника и влияния
Кром редко покидал родное графство, поэтому мало контактировал с известными художниками своего времени. Его дебют в Королевской академии художеств в Лондоне состоялся в 1806 году, но и после этого он выставлялся там нерегулярно. За редкими исключениями, темой его работ оставались местные пейзажи.
Один из критиков писал, что Кром изображал «участок болота, лодку и медленно текущую воду на равнине, деревья — особенно одинокое дерево в детальном исследовании, группу деревьев и то, как рост одного влияет на рост другого». Другой критик добавлял: «Ни один другой художник, кроме Жана-Франсуа Милле, так хорошо не передал дружелюбную силу земли и то, что из неё вырастает».
Художественная техника Крома отличалась смелостью и выразительностью. Он часто использовал густые, пастозные мазки, чтобы передать текстуру коры деревьев или облаков. Его палитра была сдержанной, состоящей из землистых тонов, что не мешало ему создавать сложные эффекты света и атмосферы. Особенно мастерски он владел светотенью, что видно в его ночных сценах и видах на закате, где свет становится главным эмоциональным элементом картины.
Кром был мастером зарисовок и экспертом в изображении английского дуба, в то время как любимым деревом Констебла считался ясень. Пример тому — «Поринглендский дуб», работа, относящаяся к позднему периоду его творчества. В ней впечатляют детали ветвей, листьев и острых очертаний облаков. Это также исследование света садящегося солнца, почти предвосхищающее импрессионизм. В его работах, таких как «Маусхолд-Хит, Норидж», заметно влияние голландских мастеров, в частности Альберта Кейпа (1620–1691).
Гравюры
Кром был также талантливым гравёром. Большую часть своих офортов он создал между 1809 и 1813 годами. Он экспериментировал с этой техникой, стремясь передать те же эффекты света и текстуры, что и в живописи. Однако при его жизни эти работы не публиковались. Лишь после его смерти сын художника издал их серией под названием «Живописные пейзажи Норфолка». Эти гравюры, как и его картины, демонстрируют глубокое понимание природы и мастерское владение композицией.
Репутация и наследие
При жизни репутация Крома не выходила за пределы Норфолка. Он зарабатывал не только продажей картин, но и работая торговцем произведениями искусства и реставратором. Удивительно, что художник со столь скромным образованием смог основать школу живописи в городе, где искусство, помимо портретов, было почти неизвестно. Единственная его поездка за пределы Британии состоялась в 1814 году в Париж, куда после падения Наполеона англичане устремились, чтобы увидеть сокровища Лувра.
Наследие Джона Крома заключается в его роли одного из основоположников натуралистической пейзажной живописи в Англии. Вместе с Джоном Констеблом он отошёл от идеализированных классических пейзажей, доминировавших в XVIII веке. Кром и художники Норвичской школы обратились к непосредственному изображению родной природы, её скромной и неприукрашенной красоты. Этот фокус на местном ландшафте и правдивости изображения стал важным вкладом в развитие британского искусства.
Вернувшись в Норфолк, Кром вновь сосредоточился на окружающей его природе, заявив, что пишет «ради воздуха и простора». Художник умер в 1821 году. Его последними словами были: “Хоббема! Мой дорогой Хоббема, как я тебя любил!”. Картины Джона Крома можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев Англии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?