Джон Селл Котман:
акварельный пейзажист Норвичской школы читать ~5 мин.
Акварелист-пейзажист Джон Селл Котман (John Sell Cotman) был одним из важнейших деятелей в развитии английской акварельной живописи XIX века. Он родился в Норвиче и наряду с Джоном Кромом (1768–1821) был ведущим представителем Норвичской школы пейзажистов. Эта группа художников из Восточной Англии испытала сильное влияние голландских реалистов XVII века. О начале его творческого пути известно немного: он побывал в Лондоне, создавал наброски и акварели в Уэльсе и Йоркшире, а в 1806 году вернулся в Норвич.
Стиль Котмана был весьма оригинальным. Его пейзажная живопись строилась на чётко очерченных участках цвета, организованных в почти абстрактные узоры и формы. Самые известные его работы созданы во время поездки в Йоркшир между 1803 и 1805 годами, например «Акведук Чирк» (1804, Музей Виктории и Альберта, Лондон) и «Мост Грета» (1805, Британский музей, Лондон). Он также написал несколько морских пейзажей, в том числе «Устье Яра» (Sphinx Fine Art, Лондон). С 1810 по 1821 год он выпускал серии гравюр, посвящённых древностям Нормандии и Норфолка, которые были тепло встречены. Его дело продолжили сыновья, Джон Джозеф Котман (ок. 1812–1878) и Майлс Эдмунд Котман (1811–1858), также художники и участники Норвичской школы.
Ранняя художественная карьера
Котман родился в Норвиче в 1782 году в семье торговца шёлком. Он с юности проявлял талант к рисунку. Отец хотел, чтобы сын продолжил семейное дело, но Котман решил стать художником. В 1798 году он переехал в Лондон, где получил работу у издателя Рудольфа Аккермана в его «Хранилище искусств» на Стрэнде. Он вошёл в круг столичных художников, а в 1800 году познакомился с коллекционером сэром Джорджем Бомонтом и попал под покровительство доктора Томаса Монро.
Дом Монро был местом встреч известных художников того времени, включая Дж. М. У. Тёрнера (1775–1851), акварелиста Томаса Гёртина (1775–1802) и пейзажиста Питера де Винта (1784–1849). Котман присоединился к кружку рисовальщиков, который возглавлял Гёртин, и участвовал в поездках на этюды в Суррей и Уэльс. В 1800 году, в возрасте 18 лет, его первая работа была принята Королевской академией искусств в Лондоне, а «Общество искусств» наградило его почётной палитрой. Он продолжал выставляться в Академии до 1806 года, после чего вернулся в Норвич.
Норвичская школа
Вернувшись в Норвич, Котман женился и посвятил себя преподаванию и живописи. Он присоединился к «Норвичскому обществу художников» — клубу, основанному в 1803 году Джоном Кромом и Робертом Лэдбруком. Участники общества, в основном пейзажисты, собирались для обсуждения искусства. Их вдохновляли голландские мастера XVII века — Мейндерт Хоббема (1638–1709), Якоб ван Рёйсдал (1628–1682) и Ян Вейнантс (ок. 1625–1684), а также творчество Тёрнера.
Художники Норвичской школы изображали местные пейзажи и побережье, используя новаторский для того времени метод пленэрной живописи. Их стиль знаменовал отход от изящества рококо Томаса Гейнсборо (1727–1788) и аркадского (идиллического) классического пейзажа, который предпочитал Клод Лоррен (1602–1682). В число членов школы входили Джеймс Старк (1794–1859), Джордж Винсент (1796–1831), Джозеф Стэннард (1797–1830), Альфред Стэннард (1806–1889), Джон Тертл (1777–1839) и Томас Лаунд (1802–1861).
Котман вступил в Норвичское общество в 1807 году и уже в 1811 году был избран его президентом. Школа остаётся важным явлением в истории английской пейзажной живописи. Для группы художников, в значительной мере самоучек, посвятивших себя изображению родных мест, они достигли выдающихся художественных результатов. Возможно, их известность была бы шире, если бы не тот факт, что промышленник и меценат Джеремайя Джеймс Колман (известный производством горчицы Colman’s) приобрёл многие их работы. Эти произведения, долгое время скрытые от столичной публики, с 1880-х годов составляют основу постоянной экспозиции в Музее Норвичского замка.
Личные трудности и серия офортов
Несмотря на художественный талант, Котман на протяжении всей жизни сталкивался с финансовыми трудностями и приступами депрессии. Основным источником дохода для него были преподавание и коммерческая работа, например создание архитектурных офортов. Эта деятельность часто отвлекала его от новаторской акварельной живописи. Именно жизненные невзгоды во многом определили его переезды в Норвич, Грейт-Ярмут и, наконец, в Лондон на преподавательскую должность.
Между 1817 и 1820 годами Котман совершил три поездки в Нормандию. Результатом стала серия из ста офортов, опубликованная в двухтомном издании «Архитектурные древности Нормандии» (1822). Эти работы демонстрируют его мастерство как рисовальщика и гравёра. Они отличаются точностью в передаче архитектурных деталей и драматической игрой света и тени, что принесло ему признание как знатоку старины.
Стиль живописи
В ранних работах Котмана широкие, плоские заливки акварелью предвосхитили некоторые приёмы французского импрессионизма. Особенно известна композиция «Акведук Чирк» (1804). Другое знаменитое полотно, «Мост Грета», созданное летом 1805 года, выполнено в схожей манере. Картина состоит из отдельных участков сдержанных цветов, объединённых точным геометрическим рисунком, почти предвосхищая открытия Поля Сезанна (1839–1906). Подход Котмана находит параллели в творчестве другого новатора пленэрной живописи, Ричарда Паркса Бонингтона.
Зрелый стиль и поздние годы
Зрелый стиль Котмана стал колористически богаче и ярче. Он приблизился к эстетике викторианской эпохи, что отличает эти работы от более сдержанных по цвету ранних произведений, высоко ценимых современной аудиторией. В период между 1812 и 1823 годами он провёл много времени на побережье в Грейт-Ярмуте, где создал ряд морских пейзажей, включая «Устье Яра». Эта гармоничная композиция направляет взгляд зрителя к группе затенённых фигур рыбаков в лодке на фоне большого судна.
В 1834 году по рекомендации своего друга Тёрнера Котман был назначен профессором рисования в школе Кингс-колледжа в Лондоне. Среди его учеников был Данте Габриэль Россетти (1828–1882), будущий лидер Братства прерафаэлитов. Котман умер в 1842 году. Его работы можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира, включая Британский музей и галерею Тейт в Лондоне, Йельский центр британского искусства в Нью-Хейвене, а также Музей и галереи Норвичского замка.
- «Скромное предложение» Джонатана Свифта, краткое содержание
- «Ничего, кроме правды», краткое содержание
- «Гонки на мокром асфальте» Гарта Стайна, краткое содержание
- Эволюция мобильных игр на платформе Android
- Архитектура Византии – отблеск божественной красоты
- «Эмпайр Фоллз» Ричарда Руссо, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?