Василий Кандинский: русский художник-экспрессионист читать ~15 мин.
Один из величайших русских художников XX века и ведущий представитель экспрессионизма, Василий Кандинский был одновременно художником и теоретиком искусства. Вместе с рядом других мюнхенских художников он основал художественное движение Der Blaue Reiter, одну из самых влиятельных групп немецкого экспрессионизма.
Известный как выдающийся колорист XX века, он обладал сильной физической чувствительностью к определённым цветам, которые он мог не только «слышать», но и «видеть»: это состояние называется синестезией. Ему также приписывают создание первых абстрактных произведений XX века. Среди его наиболее заметных работ – «Синий всадник» (1903, частная коллекция), «Чёрная рамка» (1922, Национальный музей современного искусства, Париж) и «Несколько кругов» (1926, Музей Гуггенхайма). Он считается одним из ведущих художников-экспрессионистов и, возможно, величайшим из ранних художников-абстракционистов. Многие картины Кандинского сегодня доступны в Интернете в виде принтов плакатов.
Ранняя жизнь
Кандинский родился в Москве, сын богатого торговца чаем, но большую часть своего детства провёл в Одессе. В детстве он научился играть на нескольких инструментах; музыка оказала огромное влияние на его картины, вплоть до их названий «композиции» и «импровизации».
В 1886 году он поступил в Московский университет, чтобы изучать право и экономику. После успешной сдачи экзаменов ему предложили должность профессора права, которую он принял. В 1889 году он был направлен в правительственную командировку в Вологду, где, как свидетельствует его дневник, он заинтересовался искусством, архитектурой и фольклором крестьян, а также изучением местных законов, что было официальной причиной его поездки. Во время этой поездки его первый вход в исбу (крестьянский дом) остался в его памяти: при виде народных изображений с яркими, примитивными красками, украшавших стены, у него возникло ощущение, что он «входит в картину».
В 1895 году он посетил выставку импрессионизма, проходившую в Москве, и довольно скоро после этого решил оставить работу и переехать в Мюнхен, чтобы изучать рисование. В то время ему было 30 лет. Он всегда был очарован цветом, даже в детстве. Однажды он сказал, что его детские воспоминания о Москве – это воспоминания о том, как солнце тает «в едином цветовом пятне: фисташково-зелёные, огненно-красные дома, церкви – каждый цвет как песня в своём роде». Эти «пятна» то и дело появляются в его работах.
Анализ работ художников-экспрессионистов, таких как Кандинский, см: Анализ современной живописи (1800-2000).
Мюнхенская художественная академия
Приехав в Мюнхен в конце 1896 года, Кандинский поступил в художественную школу Азбе, которой руководил Антон Азбе (1861-1905). Здесь он познакомился с Алексеем фон Явленским (1864-1941) и Марианной фон Верефкин (1870-1938). Однако уроки рисования в школе его не заинтересовали, и некоторое время он работал один, в частности, над этюдами пейзажей.
В 1900 году он посещал занятия в Мюнхенской академии у Франца фон Штука (1863-1928), который не одобрял его «экстравагантные цвета», и познакомился с Паулем Клее (1879-1940), который стал его близким другом. Отец Кандинского обеспечивал сына щедрым ежемесячным пособием, и он вместе с женой поселился в Швабинге, богемном пригороде Мюнхена.
В 1901 году он стал одним из основателей выставочного общества «Фаланга»; для его первой выставки он разработал плакат в стиле, похожем на модерн, который в то время был доминирующим стилем в Мюнхене. В следующем году он преподавал в художественной школе, которой руководила группа. Габриэле Мюнтер (1877-1962), одна из его учениц, стала его партнёром, пока они не расстались во время Великой войны.
Путешествие с Габриэле Мюнтер
Тем временем в 1903 году, разочарованный непоколебимым консерватизмом мюнхенских художественных кругов, Кандинский покидает Мюнхен вместе с Габриэле и отправляется в Венецию, затем в Одессу и Москву (1903), Тунис (1904), Дрезден, ещё раз Одессу, затем Италию (1905), после чего на год поселяется в Севре, недалеко от Парижа. В этот период Кандинский экспериментировал с различными методами и техниками. Родной город Москва часто служил ему источником вдохновения, как в картинах, написанных по памяти, так и в этюдах или набросках с натуры. Последние, выполненные в старом мюнхенском районе Швабинг, где интенсивность света напомнила Кандинскому цвета Москвы, разочаровали его, так как показались ему «бесплодной попыткой уловить силу природы». На него также оказали влияние русское народное искусство и движение символизма.
Лучшие из его ранних картин этого периода включают: Променад (1901, Коллекция Гольдберга, Цюрих); Старый город (1903, Штадтише галери, Мюнхен); Старый город II, 1903 (Национальный музей современного искусства, Париж); Золотой парус (1903, Штадише галери, Мюнхен); Синий всадник (1903, частная коллекция) и Певица, (1903, Штадише галери, Мюнхен) Паника (1907, Штадише галери). По стилю они одновременно средневековые и русские – влияние, которое снова прослеживается в его ксилографиях и гравюрах (146 между 1902 и 1912 гг.). Как и его «Стихи без слов» (двенадцать ксилографий, 1904, Москва) и «Ксилографии» (пять ксилографий, 1906, Париж), они похожи на его картины в отношении «сюжета», но обнаруживают больший интерес к цвету ради него самого.
Картина «Синий всадник»
Одна из самых важных экспрессионистских картин Кандинского этой эпохи – «Синий всадник», на которой изображена маленькая фигурка в плаще, мчащаяся на лошади по каменистому лугу. Плащ всадника – синий, а его тени – темно-синие. У лошади неестественная походка, и неясно, несёт ли всадник на руках ребёнка. Кандинский хотел вовлечь зрителя в картину и обозначить движение с помощью серии цветов, а не рисовать конкретные детали. Это было раннее указание на то, в каком направлении будет развиваться его живопись в течение следующих нескольких лет.
Ранние примеры портретного искусства Кандинского включают Картину Мюнтера в Калльмунце (1903) и Габриэле Мюнтер (1905) – обе в Штадтише Галери, Мюнхен; другие примеры его пейзажной живописи включают: В лесу (1904), Пляжные корзины в Голландии (1904), Пара верхом (1906) – все в Штадтише Галери, Мюнхен – и Волжская песня (1906, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция).
На Кандинского оказали сильное влияние труды противоречивой русской спиритуалистки и мыслительницы Елены Блаватской (1831-1891), соучредительницы Теософского общества, пропагандировавшей теософию – философско-религиозную систему, которая утверждает (среди прочего), что все творение – это геометрическая прогрессия, начинающаяся в одной точке. Она также утверждает, что творческий аспект формы выражается серией кругов, треугольников и квадратов. Сам Кандинский написал несколько книг, основанных на этой теории.
Мурнау
После возвращения в Мюнхен в 1908 году Кандинский поселился в Мурнау вместе с Габриэле Мюнтер. Именно здесь он совершил свой «прыжок в абстракцию». Вернувшись однажды вечером в свою студию, он увидел в полумраке «картину неописуемой красоты, пронизанную внутренним пламенем». Увидев сначала «только формы и цвета, смысл которых был непонятен», он вскоре узнал одну из своих собственных картин, стоящую на боку. Это открытие заставило его понять, что сюжеты вредят его картинам, и в поисках средств выражения он начал постепенно просто заполнять «субъективные» формы цветом, придавая цвету надлежащую выразительную функцию: (Улица в Мурнау с женщинами, 1908, Коллекция Нины Кандинской, Париж; Пейзаж с колокольней, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж).
Ещё одна важная работа – «Голубая гора» (1908, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк). На этой картине синяя гора окружена двумя цветными деревьями – красным и жёлтым. Несколько всадников пробираются через нижнюю часть сцены, их тело и одежда обозначены лишь цветовым пятном. Цвет почти живёт своей собственной жизнью, до такой степени, что объекты на картине в конечном итоге не играют никакой роли. Он шёл к тому, что в конечном итоге оставались лишь оттенки и формы, которые больше не напоминали о реальности. Среди других картин этого времени – Кладбище и викарий в Кохеле, 1909 и Грюнгассе в Мурнау, 1909 (обе – Stadtische Galerie, Мюнхен).
Примерно в это время он принял участие в выставке графики, организованной в Дрездене группой экспрессионистов Die Brucke (1909). Среди членов Die Brucke были Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938), Карл Шмидт-Ротлуфф (1884-1976), Эрих Геккель (1883-1970), а также Эмиль Нольде (1867-1956), Макс Пехштейн (1881-1955), Отто Мюллер (1874-1930) и голландец Кес ван Донген (1877-1968). В том же году Кандинский вместе со своим другом Явленским основал общество Neue Kunstlervereinigung. Но после принципиальных разногласий по поводу самого значения искусства, которые завершились тем, что одна из его картин была отвергнута обществом, он покинул группу и создал конкурирующую организацию Der Blaue Reiter (Синий всадник), альманах которой он подготовил в сотрудничестве с Францем Марком (1880-1916).
Кроме того, в 1910 году Кандинский участвовал в выставке европейского и русского авангардного искусства, организованной группой «Бубновый нос» в Москве. Однако он не участвовал в выставке, организованной более замкнутым обществом русских художников под названием «Ослиный хвост» в марте 1912 года.
Группа «Синий всадник» (1911-14)
Пять основных членов группы «Синий всадник» – Кандинский и Марк, а также Пауль Клее (1879-1940), Август Макке (1887-1914) и «русский Матисс» – Алексей фон Явленский (1864-1941). Среди других художников, участвовавших в выставках Blaue Reiter, были голландский художник Генрих Кампендонк (1889-1957), фовисты Андре Дерен и Морис де Вламинк, немецкий график Лионель Файнингер (1871-1956), русские авангардисты Давид Бурлюк (1882-1967), Наталья Гончарова (1881-1962) и Михаил Ларионов (1881-1964), а также партнёр Кандинского Габриэле Мюнтер (1887-1914). Название движения произошло от картины Кандинского 1903 года, но также было связано с любовью Марка к лошадям и Кандинского к синему цвету. Центрального манифеста не было, и цели группы были разными. Однако их объединяло стремление к символическому использованию цвета и спонтанному, интуитивному подходу к живописи. На них повлиял примитивизм, который был популярен в Европе в то время.
Первая выставка Der Blaue Reiter открылась в Мюнхене в галерее Таннхаузера в декабре 1911 года. В марте 1912 года она отправилась в Берлин (где открыла галерею Штурм – влиятельную галерею, основанную Гервартом Вальденом), а затем в Кёльн и Франкфурт. Вторая выставка состоялась в феврале 1912 года в галерее Ганса Гольца в Мюнхене. Больше «официальных» выставок группы не было, но все пять основных членов были представлены на большой выставке Зондербунда в Кёльне в 1912 году и на знаменитой Первой немецкой выставке Salon d’Automne в галерее Sturm в Берлине в 1913 году.
В 1912 году ретроспектива Кандинского была организована берлинской галереей Der Sturm, ключевой площадкой экспрессионистского движения в Германии. В 1913 году он был представлен на Armory Show в Нью-Йорке, написал автобиографию, Ruckblicke (Воспоминания), и сборник стихов, иллюстрированный шестью гравюрами на дереве, Klange (Звуки).
Абстрактное искусство
В период 1910-1914 годов Кандинский всё чаще обращается к абстрактному искусству, поскольку его экспрессионизм слился с фовизмом (фл. 1905-7), кубизмом (фл. 1907-14) и орфизмом (фл. 1910-13), что привело его к отказу от фигуративных элементов. Цветные поверхности, отличные от субъективных форм и окантованные чёрным, стали «знаками» (Импровизация III, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж; Эскизная композиция II, 1909, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк).
Затем, отказавшись от традиции пространственной иллюзии, он утвердил двухмерный характер холста и одновременно произвольность его пространства. Постепенно чёрные контуры стали автономными графическими элементами, причём во все большем количестве, а цвета начали переливаться через края «предмета» (Церковь, 1910, Штадише галери, Мюнхен; Композиция IV, 1911, Kunstzammlung Nordrhein-Westfallen, Дюссельдорф; Чёрная арка, 1912, Musee National d’Art Moderne, Париж; Импровизация, 1912, Guggenheim Museum, Нью-Йорк).
Его первая абстрактная акварельная картина (Musee National d’Art Moderne, Paris) датируется примерно 1910 годом и оказалась для него идеальным экспериментальным средством. Однако прошёл ещё год, прежде чем ему удалось полностью отделить предмет от масляной живописи. С этого момента, если его Впечатления всё ещё оставались выразительными изображениями природы, то Импровизации, и в ещё большей степени Композиции, постепенно превращались в чистые творения форм и цвета. К другим работам этого периода относятся: Чёрные штрихи I (1913, Музей Гуггенхайма); Импровизация в ущелье (1914, Штадише галери, Мюнхен) и Фуга, 1914 (частная коллекция).
Группа «Синий всадник» была распущена в 1914 году, с началом Первой мировой войны. Два её члена, Франц Марк и Август Макке, погибли в бою во время войны. Кандинский и Явленский, как иностранные граждане, были вынуждены вернуться в Россию.
Подробнее о вкладе Василия Кандинского в экспрессионизм см: История экспрессионистской живописи (ок. 1880-1930).
Возвращение в Россию
В 1914-1921 годах Кандинский преподавал теорию искусства в Институте художественной культуры в Москве – новом контролёре русского искусства. В 1918 году он стал членом художественной секции Комиссариата интеллектуального прогресса, преподавал в Академии художеств, а в следующем году основал Музей культуры в Москве. Но, основав в 1921 году Академию художественных наук и увидев, как первоначальный энтузиазм в отношении современного искусства постепенно исчезает (коммунистическое правительство запретило все абстрактное искусство), он покинул Москву вместе с Ниной де Андреенки, на которой женился в 1917 году, и вернулся в Германию.
Школа дизайна Баухауз
В 1922 году он был назначен преподавателем в Школу дизайна Баухауз, где уже работал Клее. Хотя объём работ Кандинского в период его пребывания в России был невелик (не хватало материалов), он использовал это время для точной разработки своей теории науки об искусстве, которую он развивал в Веймаре.
Поступление Кандинского в Баухауз ознаменовало новый этап в его творчестве, характеризующийся тем, что он сам называл «лирическим геометризмом». Он вёл занятия для начинающих по дизайну и продвинутый курс по теории искусства. Теперь он считал, что каждая форма, каждый цвет, а также их расположение в пространстве имеют чёткую функцию. Он учил своих учеников «точно наблюдать и точно представлять не внешний облик объекта, а элементы его композиции». Некоторые из этих размышлений он опубликовал в книге Punkt and Linie zu Flache (Точка, линия и поверхность) в 1926 году, а также в различных теоретических исследованиях.
Время его работы в Баухаузе было временем интенсивной деятельности, во время которой его гений был наиболее оценен. Круги, прямые линии, кривые и другие геометрические элементы занимали все более важное место в его картинах. Он разработал новую ассоциацию между тремя основными формами – кругом, треугольником и квадратом – и кодом цветов, в котором каждая линия представляла напряжение, а цвет подтверждал её динамизм (Композиция VIII, 1923, Гуггенхайм Нью-Йорк; Жёлто-красно-синий (1925, Национальный музей современного искусства, Париж); и Акцент на розовом, 1926, Национальный музей современного искусства, Париж). В частности, в картине «Жёлто-красно-синий» тщательное расположение кругов, арок и линий создаёт удивительную гармонию. В этот момент он использовал краску прямо из тюбика, иногда смешивая песок с краской, чтобы придать холсту зернистую текстуру.
В 1923 году вместе с Клее, Явленским и Лионелем Файнингером он создал группу «Голубая четвёрка». Они читали лекции и выставлялись вместе в Америке в 1924 году.
В Дессау, куда Баухауз переехал в 1925 году, Кандинский отпраздновал своё 60-летие. В его работах стали появляться новые цветовые нюансы. В то время как геометрия его форм либо становилась более выраженной (Квадрат [Квадрат] 1927, Париж, коллекция Maeght и Тёмная точка, 1930, коллекция A Bloc, Париж), либо, наоборот, исчезала, чтобы пространство можно было заполнить более гибкими, более «органичными» формами (Плетёнка, 1927, Париж, коллекция Нины Кандинской; Заострённый чёрный 1931, коллекция М. Хагенба, Базель).
Продолжая двигаться в направлении «синтеза искусств», Кандинский создал декорации и костюмы для сценической версии «Картинок с выставки» Мусоргского (1928) и выполнил различные большие фрески и керамические панно для Музыкального зала, спроектированного Мисом ван дер Роэ (1886-1969) на Международной архитектурной выставке в Берлине (1931). В 1933 году Баухауз, переехавший в Берлин в предыдущем году, был закрыт нацистами. Живопись Кандинского была названа дегенеративным искусством (entartete kunst).
Одним из самых плодовитых коллекционеров работ Кандинского был американский филантроп Соломон Гуггенхайм (1861-1949).
Последние годы жизни: Нейи-сюр-Сен
В 1933 году, когда Баухауз был вынужден закрыть свои двери, Кандинский переехал в Париж, где и оставался до конца своих дней. Переезд в Нейи-сюр-Сен вместе с женой стал началом «третьего периода», который часто рассматривается как стремление вернуться к символическому стилю. Формы, как правило, становятся меньше, а холсты делятся на части, чтобы сблизить различные фигуры идеограммы (Sweet Nothings, 1937; Thirty 1937; обе Париж, коллекция Нины Кандинской).
Не чуждый спорам, его поздние работы оставались противоречивыми, но вызывали восхищение у более молодых современных художников, таких как Жоан Миро (1893-1983) и Альберто Магнелли (1888-1971). Его репутация прочно укрепилась, когда он был представлен Соломону Гуггенхайму, который стал одним из его лучших сторонников. Между 1936 и 1939 годами он написал две свои последние крупные композиции: Композиция IX, 1936 (Национальный музей современного искусства, Париж) и Композиция X, 1939 (Кунстзаммлунг Нордрайн-Вестфаллен, Дюссельдорф).
В его последних полотнах текучие формы делят пространство с окончательно упрощёнными геометрическими элементами («Радость» , 1939; «Умеренный импульс», 1944; оба – Париж, коллекция Нины Кандинской). Он продолжал работать вплоть до своей смерти в 1944 году. Неустанный поиск новых форм привёл его к крайностям геометрического абстрактного искусства. Это, а также его вклад в теорию и практику цвета в живописи, делает Кандинского одной из важнейших фигур в истории искусства начала XX века.
Как бы ни был велик авторитет Кандинского при его жизни, его истинное значение было оценено только после войны. Его влияние стало широко ощущаться в движении «Новая абстракция», для которого он открыл путь.
Коллекции
Картины Кандинского XX века можно увидеть в лучших художественных музеях по всему миру, в частности в Национальном музее современного искусства в Центре Помпиду в Париже и в Музее Сэмюэля Гуггенхайма в Нью-Йорке. Период до 1914 года хорошо представлен в Stadtische Galerie im Lenbachhaus, Мюнхен, Германия, в основном благодаря завещанию Габриэле Мюнтер.
- Долгожданный перевод на русский автобиографии Александра Гранаха
- Размышления Джулиана Барнса о живописи с открытыми глазами
- Нужен ли английский язык в другой стране?
- Подлинная биография великого французского художника Сезанна
- На «Фестиваль фестивалей» за качественным и неизвестным кино
- «Как разбогатеть в восходящей Азии» Мохсина Хамида, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?