Кеннет Ноланд, абстрактный экспрессионист читать ~4 мин.
Американский художник Кеннет Ноланд (Kenneth Noland, 1924–2010) вошёл в историю искусства как одна из ключевых фигур американской абстракции второй половины XX века. Его творчество связано с такими направлениями, как Вашингтонская школа цвета, абстрактный экспрессионизм, живопись цветового поля, живопись чётких контуров и минимализм. Ноланд стремился к исследованию взаимоотношений между цветом и структурой, отказавшись от жестикуляционной манеры письма.
Вдохновившись работами Хелен Франкенталер и Морриса Луиса, Ноланд в 1950-х годах начал экспериментировать с техникой «пропитывания». Он наносил сильно разведённую акриловую краску на негрунтованный холст, позволяя ей впитываться в волокна ткани. Этот метод устранял видимые мазки кисти, делая цвет неотъемлемой частью самого холста, а не просто слоем на его поверхности. Такой подход стал одним из определяющих для живописи цветового поля.
Со временем Ноланд ввёл в свои работы мотив концентрических колец, напоминающий мишень. Этот элемент служил средством для изучения точно выверенных отношений цвета. Данный подход развивал традиции Робера Делоне и орфизма, а также серии картин «Посвящение квадрату» Йозефа Альберса. Позднее серию «Мишени» сменили работы с мотивами шевронов и длинные узкие холсты с яркими горизонтальными полосами, что приблизило его стиль к конкретному искусству Пита Мондриана.
Ранние годы и образование
Ноланд родился в Ашвилле, штат Северная Каролина, в семье художника-любителя. После окончания школы в 1942 году он четыре года служил в Военно-воздушных силах США. Вернувшись, Ноланд поступил в знаменитый Блэк-Маунтин-колледж (1946–1948), бывший центром авангардного искусства. Изучив основы рисунка и масляной живописи, в 1948 году он уехал в Париж. Там он учился у скульптора русского происхождения Осипа Цадкина и познакомился с колористическими экспериментами Анри Матисса.
Проведя год в Париже, Ноланд вернулся в Америку и начал преподавательскую деятельность. Он преподавал живопись в Институте современного искусства в Вашингтоне (1949–1951) и в Католическом университете (1951–1960). В период с 1952 по 1956 год он также читал лекции в Вашингтонском центре искусств.
Живопись цветового поля
Во время учёбы в Блэк-Маунтин-колледже на Ноланда оказало влияние абстрактное искусство бывшего преподавателя Баухауса Йозефа Альберса и профессора Ильи Болотовского. В 1950-е годы он познакомился с критиком Клементом Гринбергом, скульптором-модернистом Дэвидом Смитом, а также с Хелен Франкенталер и Моррисом Луисом. Их творчество, особенно картина Франкенталер «Горы и море» (1952), определило его дальнейший путь.
Картины-мишени
К концу 1950-х Ноланд начал использовать в своих работах круговые мотивы. Сначала их края были мягкими и размытыми, но постепенно становились всё более резкими. К 1960 году мотивы приняли форму чётких концентрических кругов контрастных цветов на квадратных холстах. Эти «Мишени», иногда называемые «Кругами», стали визитной карточкой художника.
Жёсткий симметричный формат «Мишеней» позволил Ноланду полностью сосредоточиться на взаимодействии цветов. Он исследовал, как разные оттенки, тона и насыщенность влияют друг на друга без отвлекающих композиционных сложностей. Сам негрунтованный холст, видимый между цветными кольцами, становился активным элементом композиции, таким же важным, как и нанесённая краска.
Шевроны и полосы
В 1960-е и 1970-е годы на смену кругам пришёл ряд других геометрических мотивов, таких как шевроны. Позднее появились минималистичные композиции из полос на холстах ромбовидной и прямоугольной формы. Эти абстрактные картины были призваны исследовать эмоциональную реакцию человека на цветовые сочетания, не отвлекая его повествованием или сюжетом. Художник стремился создать на холсте ощущение движения и визуальной вибрации.
Постживописный абстракционизм
В 1964 году критик Клемент Гринберг организовал в Музее искусств округа Лос-Анджелес выставку, для которой отобрал работы современных художников. В их число вошли Ноланд, Джулиус Олицки, Элсуорт Келли, Хелен Франкенталер и Фрэнк Стелла. Гринберг дал выставке название «Постживописный абстракционизм». В том же году Ноланда выбрали для представления США на 32-й Венецианской биеннале вместе с такими художниками, как Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг.
Поздние годы
В 1977 году, в знак признания его статуса в современном американском искусстве, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке организовал выставку «Кеннет Ноланд: Ретроспектива». Из Нью-Йорка она отправилась в Музей Хиршхорна и Сад скульптур, Галерею Коркоран в Вашингтоне, а затем в Музей искусств Толедо в Огайо.
В 1970-е и 1980-е годы Ноланд ненадолго вернулся к мотивам шевронов, а также экспериментировал с «клетчатыми» узорами и фигурными холстами. В 1985 году он занял должность профессора искусств имени Милтона Эйвери в Бард-колледже. Одним из его последних проектов стало возвращение к симметричным «Мишеням». Этот цикл работ, визуально смелый и лишённый повествовательности, обобщил его творческие поиски по синтезу геометрии Мондриана и колоризма Альберса.
Картины XX века кисти Кеннета Ноланда сегодня можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира, включая Музей Соломона Гуггенхайма, Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке и Музей Хиршхорна в Вашингтоне.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?