Константин Савицкий:
русский жанрист, критический реализм читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Константин Савицкий: Русский жанрово-пейзажный живописец, художник критического реализма Активный член Товарищества передвижных художественных выставок или Передвижников, фигуративный живописец Константин Савицкий был убежден, что русское искусство должно отражать реальность жизни людей. Одна из его выдающихся жанровых картин – Ремонт железной дороги (1874, масло на холсте, Третьяковская галерея, Москва). Хотя Савицкий менее известен, чем другие выпускники Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, такие как портретист Иван Крамской (1837–87), великий жанрово-пейзажный живописец Илья Репин (1844–1930), художник-символист Михаил Врубель (1856–1910) и художник-импрессионист Валентин Серов (1865–1911), он представляет важную группу прогрессивных русских художников, чей стиль критического реализма стремился изображать суровую реальность жизни XIX века под царским режимом, а не продолжать следовать более традиционной академической традиции. В настоящее время он считается одним из лучших жанрово-пейзажных живописцев позднего XIX века, периода Российской империи.
Ранняя жизнь и образование
Константин Аполлонович Савицкий родился и провел большую часть своей юности в Таганроге, городе и порте в Ростовской губернии, Юго-Западная Россия. Как ни странно, Таганрог также является родиной знаменитого русского драматурга Антона Чехова, который был близким другом еврейского пейзажиста Исаака Левитана (1860–1900). Семья Савицкого проживала в здании Таганрогской мужской гимназии, где его отец работал врачом. В детстве Савицкий проявил естественную склонность к живописи и рисованию, постоянно зарисовывая прибрежные и сельские пейзажи. Трагически, когда ему было всего 16 лет, умерли и мать, и отец, и он поехал жить к дяде в Латвию. После двух лет обучения в местном пансионате он был принят для поступления в Императорскую академию художеств в российской столице Санкт-Петербурге.
Усердный работник, Савицкий вскоре стал одним из лучших учеников Академии. Он получил несколько серебряных медалей за свою масляную живопись, а его композиция Каин и Авель (1871, Третьяковская галерея) была удостоена золотой медали. Он также наладил хорошие отношения с такими однокурсниками, как разносторонний Илья Репин, мастер пейзажа Иван Шишкин, исторический живописец Виктор Васнецов (1848–1926), а также Николай Михайлович Каразин и Марк Антокольски.
Выпускник После окончания Санкт-Петербургской академии в 1866 году Савицкий провел два года, путешествуя по Европе. По возвращении домой вместе с другими молодыми художниками, такими как Крамской, Суриков и Василий Перов, Савицкий помог основать Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники или Итнерры) - прогрессивную организацию, целью которой было проведение художественных выставок по всей стране работ, запечатлевших жизнь обычных трудящихся. См. также: Русская живопись (XIX век).
Ремонт железной дороги
Одной из первых картин, посвященных этой теме, стала шедевр Савицкого Ремонт железной дороги (1870). Картина среднего размера является панорамным исследованием рабочих, послушно управляющих тачками с камнями и землей рядом с железной дорогой под присмотром одинокого охранника. Работа никогда не прекращается. После этого Савицкий начал преподавать и более 20 лет работал в художественных школах в Санкт-Петербурге, Москве и Пензе.
Среди других заметных работ Савицкого жанровая картина На военную службу (1888, Русский музей, Санкт-Петербург), огромное полотно, запечатлевающее болезненное расставание солдата и жены на железнодорожной станции. Кроме того, Савицкий участвовал в красивом пейзаже Ивана Шишкина Утро в сосновом лесу (1886, Третьяковская галерея), изображающем группу бурых медведей, играющих на упавшем бревне. Хотя всегда было известно, что Савицкий рисовал медведей, кураторы позже обнаружили, что предварительный эскиз также был совместной работой двух художников. Однако впоследствии Савицкий отказался от каких-либо претензий к работе, и теперь она приписывается исключительно Шишкину.
Позиция художника
Савицкий был одним из растущего числа живописцев, тяготеющих к изображению обыденных жанровых сцен. В состав этой группы входили сельский живописец Василий Максимов (1844–1911), городской художник Владимир Маковский (1846–1920) и другие, такие как Илларион Прянишников (1840–94) и более старший Григорий Мясоедов (1834–1911). Забавно, что, подобно Савицкому, большинство этих жанрово-пейзажных живописцев XIX века в первую очередь стремились изображать (или героизировать) людей массово, а не отдельных личностей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?