Эль Лисицкий:
русский художник-абстракционист и дизайнер читать ~6 мин.
Эль Лисицкий (идиш אליעזר ליסיצקי), активная фигура в российском авангардном искусстве, был разносторонним художником, дизайнером и теоретиком. Он исследовал ряд абстрактных направлений, прежде чем сосредоточиться на дизайне и архитектуре. Его техническое образование объясняет постоянный интерес к «целенаправленной конструкции». Лисицкий был убеждён, что роль художника — содействовать формированию нового мира. Он был связан с такими стилями конкретного искусства, как супрематизм и конструктивизм. Наиболее известен своей серией работ «Пруны», в которой исследовал связь между двухмерной живописью и трёхмерной архитектурой.
После революции, в ходе перестройки русского искусства, Лисицкий стал профессором в Витебске под руководством Марка Шагала (1887–1985). В 1920-х годах он много времени провёл в Европе, где общался с абстрактными художниками из движения «Де Стейл», с Ласло Мохоли-Надем (1895–1946) из школы Баухаус и абстрактными скульпторами, такими как Наум Габо (1890–1977). В 1928 году он вернулся в СССР, отказался от живописи и сосредоточился на дизайне, типографике и плакатном искусстве, разрабатывая выставочные экспозиции и пропагандистские работы. Лисицкий стал одним из пионеров художественной фотографии и фотомонтажа, и его влияние ощущается в графическом дизайне XX века.
Образование и ранние годы
Лазарь Маркович Лисицкий родился в Починке, недалеко от Смоленска, и вырос в Витебске. С ранних лет он проявил талант к рисованию и брал уроки у местного еврейского художника Иегуды Пэна. Из-за процентной нормы для евреев его не приняли в Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1909 по 1914 год он изучал архитектуру в Высшей технической школе (Technische Hochschule) в Дармштадте, Германия.
Летом 1912 года он совершил пешее путешествие по Европе, посетив Париж и города Италии. Там он изучал изобразительное искусство и делал наброски зданий и пейзажей. В Париже Лисицкий заинтересовался древней еврейской культурой и обсуждал её с художниками, включая друга детства Осипа Цадкина (1890–1967) и Марка Шагала. В это же время его ранние работы впервые были показаны на выставке Союза художников в Санкт-Петербурге. Он оставался в Германии до начала Первой мировой войны, после чего вернулся в Россию вместе с другими художниками-эмигрантами, такими как Василий Кандинский (1866–1944) и Шагал.
Примечание: Первая мировая война заставила многих художников, родившихся в России, покинуть свои дома. В то время как Лисицкий, Кандинский и Шагал вернулись на родину, Хаим Сутин эмигрировал в Париж, а за ним последовали Михаил Ларионов и Наталья Гончарова (1881–1962). Алексей фон Явленский бежал в Швейцарию, а Наум Габо нашёл убежище в Норвегии.
Вернувшись в Москву, Лисицкий поступил в Рижский политехнический институт, эвакуированный в Москву из-за войны. В 1916 году он получил диплом инженера-архитектора. Он работал в архитектурных бюро, одновременно погружаясь в еврейское искусство. Вместе с Шагалом он иллюстрировал книги на идише и практиковал литографию. Этот опыт в книжном дизайне стал важной основой для его будущей карьеры.
Супрематизм в Витебске
В мае 1919 года по приглашению Шагала, назначенного комиссаром по делам искусств, Лисицкий вернулся в Витебск. Он преподавал гравюру, архитектуру и графику в новой Народной художественной школе. Туда же был приглашён Казимир Малевич, основатель супрематизма, чьи абстрактные картины оказали огромное влияние на Лисицкого. Супрематизм отвергал подражание природе и фокусировался на беспредметном искусстве, основанном на геометрических формах. Шагал считал такой модернизм слишком радикальным и вскоре покинул школу, в то время как Лисицкий полностью принял идеи Малевича. Свои коммунистические убеждения он ярко выразил в знаменитом пропагандистском плакате 1920 года «Клином красным бей белых».
Серия «Пруны»
В 1919 году Лисицкий создал свой первый «Прун» (акроним от «Проект утверждения нового»). Эта работа стала началом серии абстрактных геометрических произведений, исследующих взаимосвязь между живописью и архитектурой. Каждая работа задумывалась как самостоятельная эстетическая единица, которую можно было бы реализовать в любом материале, используя литографию, масляную живопись или иллюстрацию.
Сам Лисицкий описывал «Прун» как «пересадочную станцию от живописи к архитектуре». Это была не просто картина или скульптура, а промежуточная форма, синтезирующая плоскостные элементы супрематизма с трёхмерными конструкциями. «Пруны» стали его уникальным вкладом, который предвосхитил многие идеи в области дизайна и инсталляционного искусства. Среди лучших образцов — «Прун 19D» (1922, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и «Прун P23, № 6» (1919, Музей Ван Аббе, Эйндховен). В этот период он также стал одним из основателей группы УНОВИС («Утвердители нового искусства»).
Культурный посол в Германии
В 1920 году Лисицкий стал членом Института художественной культуры (ИНХУК) в Москве, а в 1921 году недолго преподавал во ВХУТЕМАСе вместе с Любовью Поповой (1889–1924) и Владимиром Татлиным (1885–1953), присоединившись к конструктивистам. Затем его отправили в Берлин в качестве культурного посла, где он курировал Первую русскую художественную выставку в галерее «Ван Димен». В Берлине он познакомился с Тео ван Дусбургом (1883–1931), Вальтером Гропиусом (1883–1969) и дадаистом Куртом Швиттерсом (1887–1948). Там же он создал «Пруненраум» («Комнату Прунов») — одну из первых в мире художественных инсталляций. Вместе с писателем Ильёй Эренбургом он издавал журнал «Вещь/Gegenstand/Objet» для популяризации русского искусства в Европе.
Архитектурные проекты
Среди его архитектурных идей выделяется проект горизонтальных небоскрёбов, известных как «Wolkenbügel» («облачные утюги»). Как описывал сам Лисицкий, планировалось возвести восемь таких зданий на главных перекрёстках Бульварного кольца в Москве. Каждое сооружение представляло собой плоскую трёхэтажную конструкцию, поднятую на высоту около 50 метров над землёй на трёх опорах. Этот проект был радикальным решением для экономии городского пространства. Иллюстрация проекта появилась на обложке книги Адольфа Бене «Современное целевое здание» (Der moderne Zweckbau). См. также: Архитектура небоскрёбов (1850 — настоящее время).
В октябре 1923 года, после двух лет интенсивной работы, Лисицкий заболел тяжёлой формой туберкулёза лёгких. Ему пришлось пройти курс лечения в швейцарском санатории, где он, тем не менее, продолжал работать над дизайном, экспериментируя с типографикой и фотомонтажом.
Москва: выставки и иллюстрации
В 1925 году, не сумев продлить визу, Лисицкий вернулся в Москву и полностью посвятил себя прикладному искусству и пропаганде. Он вновь стал преподавателем ВХУТЕМАСа, где до 1930 года вёл курсы по дизайну интерьеров, металлообработке и архитектуре. Его часто отправляли за границу для оформления советских павильонов на международных выставках. Например, он создал инновационные проекты для Всесоюзной полиграфической выставки в Москве (1927) и выставки прессы в Кёльне (1928).
Лисицкий совершил революцию в выставочном дизайне. Вместо того чтобы просто развешивать экспонаты по стенам, он создавал динамичные, иммерсивные пространства, которые управляли движением и восприятием зрителя. Он использовал фотомонтаж, необычные конструкции и типографику как полноценные элементы экспозиции. Этот подход превращал выставку в тотальное произведение искусства и оказал огромное влияние на последующие поколения дизайнеров и кураторов.
Упадок
Несмотря на прогрессирующую болезнь, Лисицкий продолжал работать и в 1930-е годы. В этот период он был вынужден адаптировать свой стиль к требованиям социалистического реализма. Например, его проект для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1937 года включал огромную статую Сталина перед центральным павильоном. Однако его планы по оформлению советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году были отклонены. В 1941 году его состояние ухудшилось, но он продолжал работать над агитационными плакатами. Эль Лисицкий скончался в Москве 30 декабря 1941 года.
Работы Эля Лисицкого можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев России и других стран.
- Игорь Дрёмин: «До востребования». Коллекции русского авангарда из региональных музеев
- Авангардное искусство
- Берлинская галерея Sturm (1912-25)
- В музыкальном театре Рязани состоялась премьера «Демона»
- «Образ равновесия» в ежесекундно меняющемся мире
- Марина Цветаева. Поэзия и проза жизни
- Выставка «Рождение поэта»
- Выставка одного произведения В.И. Чупруна «Портрет Н.Н. Гончаровой»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?