Анри-Шарль Манган:
французский пейзажист и фовист читать ~4 мин.
Выдающийся представитель фовизма и один из самых утончённых колористов XX века, Анри-Шарль Манген (fr. Henri Charles Manguin; 1874–1949) был участником группы художников, которая получила известность в 1905 году. Это произошло после того, как критик Луи Воксель (1870–1943) назвал их «дикими зверями» (фр. les fauves) за яркое использование цвета на Осеннем салоне (Salon d’Automne).
Хотя, как и все фовисты, Манген тяготел к пейзажной живописи, он также создал выдающиеся работы в жанре ню, некоторые из которых напоминают полотна Анри Матисса (1869–1954), и значительное число натюрмортов. В 1906 году он недолго экспериментировал с неоимпрессионизмом. Благодаря любви к яркому, но гармоничному цвету и предпочтению небольших форматов его живописная манера в русле экспрессионизма стала очень популярна у французских коллекционеров.
Дополнительную информацию о связи фовизма с экспрессионизмом можно найти в статье «История экспрессионистской живописи (1880–1930)».
Обучение и ранние годы
Манген родился в Париже. После смерти отца в 1880 году его и сестру воспитывала мать. Неизвестно, где он получил начальные навыки рисования, но в 1889 году, в возрасте 15 лет, он решил оставить школу, чтобы посвятить себя живописи. Спустя четыре года он покинул дом, переехал на Монмартр и поступил в Школу изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро.
В мастерской он подружился с Анри Матиссом, Альбером Марке (1875–1947), Шарлем Камуаном (1879–1964), Жаном Пюи (1876–1960), Жоржем Руо (1871–1958) и Луи Вальта (1869–1952). Как и другие студенты, Манген оттачивал мастерство, копируя полотна старых мастеров в Лувре. На его ранний стиль сильно повлиял импрессионизм, что заметно по использованию светлой палитры.
Становление и выставки
Происходя из обеспеченной семьи, Манген в 1899 году смог открыть мастерскую в саду своего дома в Батиньоле и нанимать натурщиц. Это сделало его дом местом встреч для Матисса, Марке и Пюи, где они вместе рисовали и обсуждали искусство. Манген был далёк от теории, но обладал врождённым чувством цвета и стремился наполнять свои картины насыщенными красками. В том же году он женился на Жанне, которая стала его музой и моделью для многих портретов. У них родилось трое детей.
В 1900 году он впервые представил свои работы на выставке в галерее Берты Вейль. В 1902 году он дебютировал в Салоне Независимых и Осеннем салоне.
Фовисты на Осеннем салоне
1905 год стал для художника знаковым. В галерее Дрюэ состоялась его первая персональная выставка. Осенью он принял участие в знаменитой экспозиции в «клетке диких зверей» (cage aux fauves) на Осеннем салоне, где представил пять картин. В том же году он открыл для себя Сен-Тропе. Местный свет и пейзажи так его вдохновили, что он возвращался туда для работы летом почти всю оставшуюся жизнь.
В 1905–1906 годах Манген познакомился с другими видными художниками-современниками: Полем Синьяком (1863–1935), ведущим теоретиком пуантилизма; Анри-Эдмоном Кроссом (1856–1910) и Тео ван Рейссельберге (1862–1926), основателем группы Les Vingt («Двадцатка»). В 1906 году работы Мангена выставлялись в галерее Бернхейм и у коллекционера Амбруаза Воллара (1866–1939). В 1909 году он вместе с Альбером Марке совершил поездку в Неаполь. С 1911 года он участвовал в выставках в России с группой русских художников «Ослиный хвост», основанной Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой (1881–1962).
Художественный стиль
В отличие от более «буйных» работ Вламинка или Дерена, живопись Мангена отличается спокойной и радостной атмосферой. Его часто называют «гедонистическим» фовистом, как и Матисса. Центральное место в его творчестве занимают идиллические сцены семейной жизни, портреты жены и детей, залитые солнцем пейзажи Лазурного Берега и яркие натюрморты. Он мастерски сочетал интенсивные, чистые цвета с гармоничной композицией, создавая ощущение безмятежности и полноты бытия.
Наследие
Хотя Манген продолжал писать до глубокой старости, его творчество сохранило свежесть и чувственность, характерные для фовистского периода, но не претерпело значительных стилистических изменений. Некоторые критики видят в этом скорее недостаток развития, чем верность стилю. Тем не менее его работы неизменно ценятся коллекционерами за их декоративность, искренность и жизнеутверждающую силу. Манген не стал новатором, сопоставимым с Матиссом или Дереном, но остался важным и самобытным мастером своего времени.
К движению фовизма также относят Андре Дерена (1880–1954), Мориса де Вламинка (1876–1958), Кеса ван Донгена (1877–1968), Рауля Дюфи (1877–1953), Отона Фриеза (1879–1949) и Луи Вальта (1869–1952).
Влияния
Ранним источником вдохновения для Мангена служили Клод Моне (1840–1926) и другие импрессионисты. Однако наибольшее влияние на него оказал Поль Сезанн (1839–1906) — не столько построением композиции, сколько гармонией цвета и способом передачи света. Манген всегда оставался близок к природе, которую наблюдал с радостной чувственностью. Пьер Боннар (1867–1947) однажды сказал: “Манген воспринимал пейзаж таким, каким он есть на самом деле. Он его понимал. Это было для него волшебство, мелодия, песня любви”.
Художник провёл последние месяцы жизни в Сен-Тропе, где и скончался в 1949 году в возрасте 75 лет. Картины Анри-Шарля Мангена можно увидеть в лучших музеях мира, включая Эрмитаж в Санкт-Петербурге, ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Музей Орсе в Париже.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?