Анри Матисс:
художник-фовист читать ~8 мин.
Лидер группы фовистов, оказавшей значительное влияние на французскую живопись начала XX века, Анри Матисс (Henri Matisse; 1869–1954) был одним из ключевых представителей постимпрессионизма. Он выделялся использованием цвета как средства выражения, а не описания. Цвет играл центральную роль на протяжении всей его карьеры, что видно в его работах «Портрет мадам Матисс», «Десерт — Гармония в красном», серии голубых обнажённых «Ню Блю» и ярких бумажных коллажах, созданных в поздние годы. Многие из этих работ доступны в виде репродукций в формате постеров.
Матисс был знаменит своим творческим нарушением традиционных правил рисунка и перспективы. Он изображал не то, что видел, а то, что чувствовал по поводу увиденного. Примером служит картина «Настурции и “Танец”» (1912, Музей Метрополитен). Даже после того, как фовизм как движение сошёл на нет, Матисс оставался важной фигурой в экспрессионистском движении. Он продолжал использовать цвет для передачи своей радости жизни через смелые узоры и яркие орнаменты, как в «Марокканском триптихе» и «Даме в синем». Его по праву считают одним из самых значимых художников-экспрессионистов Франции.
К 1909 году Матисс приобрёл мировую известность. Его авангардные методы вызывали немало споров. Однако благодаря поддержке коллекционера Амбруаза Воллара (1866–1939), меценатов из семьи Стайн, а также русских коллекционеров Сергея Щукина и Ивана Морозова, он сохранил свой статус. Его творчество оказало влияние на многих художников XX века, включая Марка Ротко (1903–1970). Это произошло несмотря на появление в начале века Пикассо и кубизма, которые стали главным направлением авангардного искусства того времени.
Биография Анри Матисса
Родившийся в Ле-Като-Камбрези (департамент Нор, Франция), Матисс был одним из лидеров авангардного современного искусства до Первой мировой войны. Он прославился своим ярким использованием цвета и смелыми инновациями. Его художественная личность развивалась постепенно. Хотя к началу XX века ему было уже за тридцать, он обрёл собственное видение лишь к 1905 году. После этого он быстро стал известен как руководитель группы художников, которых назвали фовистами.
В юности Матисс по настоянию отца, торговца зерном, изучал право. Говорят, что живописью он увлёкся в 20 лет, когда, выздоравливая после аппендэктомии, получил в подарок от матери палитру. Его первые работы, натюрморты 1890 года, выполнены в уверенном академическом стиле. Позже он исследовал импрессионизм и неоимпрессионизм. Совершенствуя технику, он несколько лет зарабатывал на жизнь, создавая копии работ старых мастеров в Лувре.
В 1891 году он оставил юридическую практику в Сен-Кантене и переехал в Париж. Там он недолго посещал Академию Жюлиана под руководством Бугро, но вскоре перешёл на неофициальные занятия к символисту Гюставу Моро в Школу изящных искусств. Среди его однокурсников были Альбер Марке, Анри Манген, Шарль Камуан и Жорж Руо.
К 1896 году казалось, что Матисс стоит на пороге успешной карьеры. Его картину в духе Анри Фантен-Латура показали на Салоне национального общества изящных искусств и купили для резиденции в Рамбуйе. В следующем году он выставил на Салоне большую картину «Обеденный стол». Эта работа, выполненная в ярких импрессионистических тонах, была плохо принята критиками. С этого момента карьера Матисса резко изменилась, и начался период творческих поисков.
В 1898 году он женился, а в следующем году на деньги из приданого жены купил небольшую картину Сезанна «Три купальщицы». Хотя он никогда не подражал стилю Сезанна, эта работа стала для него талисманом, которым он дорожил много лет. В 1936 году он подарил её Музею современного искусства в Париже.
Годы учёбы и трудностей продолжались. В 1900 году Матисс начал посещать вечерние курсы скульптуры и в последующие годы создал несколько важных работ в бронзе. Чтобы содержать семью, он расписывал сценические декорации, а в 1902 году его жена Амели открыла шляпную мастерскую.
Пуантилизм
В 1904 году Матисс работал с Полем Синьяком в Сен-Тропе, где создал свою версию пуантилизма. В этой технике он написал идиллическую сцену «Роскошь, спокойствие и наслаждение» (1905). Её название — строка из стихотворения Бодлера «Приглашение к путешествию». Картина отразила приход Матисса к собственной концепции искусства, где царят гармония и красота.
Однако его версия дивизионизма показалась ему слишком строгой. Летом 1905 года в Коллиуре, работая с молодым Андре Дереном, он достиг новой простоты линий. Картина «Открытое окно, Коллиур» (1905) передаёт сверкающий свет гавани через смелый каллиграфический рисунок и яркие, независимые от натуры цвета. В том же духе были написаны и два портрета мадам Матисс: «Женщина в шляпе» и «Мадам Матисс: Зелёная полоса».
Фовизм
На Осеннем салоне 1905 года работы Матисса, Дерена, Мориса де Вламинка, Альбера Марке и других художников с яркой палитрой были выставлены в одном зале. Публику шокировала кажущаяся грубость мазков. Критик Луи Воксель назвал художников «дикими зверями» (les fauves), а выставочный зал — «клеткой для диких зверей». Название «фовизм» закрепилось за движением. Особый фурор произвела картина Матисса «Женщина в шляпе».
У нового стиля нашлись и поклонники. Американские коллекционеры Гертруда и Лео Стайн, жившие в Париже, познакомились с Матиссом и приобрели скандальную работу. В следующем году на Салоне независимых художник представил амбициозную композицию «Радость жизни» (1906). Эту аркадскую сцену с нимфами и пастухами, выполненную в ярких цветах, напоминающих восточный ковёр, сразу же купил Лео Стайн.
Вскоре к немногочисленным ценителям присоединились и другие. С 1906 года его работы начали покупать сёстры Кон из Балтимора, с 1908 года — русский купец Сергей Щукин, а позже и Иван Морозов. В 1909 году Щукин заказал два монументальных полотна: «Танец» и «Музыка». Всего русские меценаты приобрели около 50 его произведений, которые позже стали достоянием Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина.
Благодаря поддержке меценатов Матисс много путешествовал. Он посетил Алжир, Италию, Испанию, Германию и Россию. Особенно значимыми стали его поездки в Северную Африку. В 1930 году он отправился на Таити для изучения океанического искусства. Его интерес к примитивизму и африканской скульптуре также оказал большое влияние на его творчество.
В 1908 году Матисс открыл небольшую школу, Ателье Матисс, где недолго преподавал. В том же году он опубликовал свой теоретический очерк «Заметки художника». Тогда же состоялась его первая персональная выставка в Америке, организованная фотографом Альфредом Стиглицем в его нью-йоркской галерее «291».
Матисс и Пикассо
Невозможно говорить о Матиссе, не упомянув Пабло Пикассо. Их отношения были сложной смесью соперничества, дружбы и взаимного уважения. Они были двумя титанами модернизма, чьё противостояние и диалог двигали вперёд искусство XX века. Пикассо говорил: “В конечном счёте, есть только Матисс”. Матисс же, в свою очередь, внимательно следил за экспериментами Пикассо. Радикальный кубизм стал ответом на цветовую революцию фовизма, а работы Матисса периода Первой мировой войны демонстрируют сдержанное влияние кубистской структуры.
Послевоенная слава
После войны Матисс был признан одним из мастеров Парижской школы. В 1925 году его наградили орденом Почётного легиона. Он работал в разных техниках: занимался живописью и скульптурой, создавал декорации для балета и книжные иллюстрации. Он оформил «Стихотворения» Малларме (1932) и «Цветы зла» Бодлера (1943). Иллюстрируя «Улисса» Джойса (1935), он, по слухам, не читал роман и создал гравюры по мотивам гомеровской «Одиссеи». Его важнейшая книга-альбом — «Джаз» (1947), сочетающая цветные аппликации и его размышления об искусстве.
В 1931 году американский коллекционер доктор Альберт Барнс заказал у Матисса монументальное панно для своего фонда в Мерионе. Когда художник завершил работу, оказалось, что размеры были неверными. Матиссу пришлось создавать новые версии, которые были успешно установлены.
После операции в 1941 году здоровье Матисса ухудшилось, и он много работал в постели. В этот период он усовершенствовал технику декупажа — вырезания фигур из окрашенной гуашью бумаги. Он называл это «рисованием ножницами». Так была создана знаменитая серия «Голубые обнажённые» и работа «Улитка» (1953). Эти произведения считаются вершиной его позднего творчества и предвосхитили искусство минимализма.
Капелла Розария в Вансе
Последним великим проектом Матисса стала Капелла Розария для доминиканских монахинь в Вансе (1948–1951). Художник, несмотря на свои ранние сомнения в религиозных вопросах, считал эту работу главным достижением своей жизни. Он спроектировал всё: от архитектуры до витражей, керамических панно, алтаря и облачений священников. Пространство наполнено светом, проходящим через синие, зелёные и жёлтые витражи. На белых стенах — три монументальных рисунка чёрной краской: Святой Доминик, Мадонна с младенцем и Крестный путь. Этот синтез линии, цвета и света стал духовным завещанием мастера.
Анри Матисс скончался 3 ноября 1954 года в Ницце. Его картины сегодня украшают лучшие музеи мира.
- Вдова Пикассо, возможно, пыталась скрыть часть работ художника от наследников
- Витраж Пикассо, найденный в Индиане, оценили в 35 миллионов долларов
- Пастели Елены Шнитко и Натальи Бернгарт на выставке в зале ЦДХ
- «Сикстинская капелла» в Великобритании
- «Приключения Оги Марча» Сола Беллоу, краткое содержание
- «Миф» Наташи Третуэй
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?